Хорошую музыку с гитарами делают в основном старики. И сумасшедшие.

Оцените материал

Просмотров: 34735

Музыка-2010

03/01/2011
Страницы:
     

Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU
Оптимистично начавшись с Vampire Weekend и Hot Chip, год скатился к Канье. Но альбом года — это «Plastic Beach». Там приглушенно говорят трюизмы — а, как выяснилось, это сейчас очень сложно делать. К тому же после изучения новостей каждый раз хочется уехать на остров из пластика, то есть в никуда.

Концерт года — Mum: Исландия почему-то осталась трендом, эта страна, кажется, более всего похожа на СССР по музыкальному развитию, но в итоге-то они вышли на самобытность, а мы лишь на внутреннюю веру.

Русские группы — ill!noiz и Kira Lao. В данном случае — абсолютно свои команды, не пытающиеся понравиться, а скорее раздражающие и втягивающие в свои проблемы — этим и приятные.

Глеб ЛИСИЧКИН, промоутер
Бόльшую и лучшую часть этого года я слушал гамелан, что играл в храме по соседству от виллы на Бали. Надо сказать, железные созвучия отлично прочищают мозги — за несколько сотен лет эта прикладная музыка ни на ступеньку не опустилась к европейскому звукоряду, не стала жертвой ни моды, ни модернизации, ни упрощения. А Европа по-прежнему катится к закату, и мы по инерции.

В минувшем году окончательно потерялся смысл следить за релизами даже самых топовых артистов: они стали неприлично плодовиты и неразборчивы — альбомы пишутся быстро, то в гастрольном автобусе, то в тюремной камере, любая почеркушка на салфетках молнией летит в твиттер, а в чарты iTunes теперь может попасть даже кавер-версия «4'33"». Большая поп-музыка им. Майкла Джексона пирует во время чумы и пожирает сама себя; следить за этим фарсом утомительно и скучно. И теперь совсем не стыдно признаться, что мне абсолютно нечего сказать ни про одну потенциально «безусловно лучшую» поп-пластинку года. Жанель Монэ и Канье, Gorillaz и Vampire Weekend, National и Arcade Fire, все — и лощеные, и бородатые — выродились до формата ютьюбовского ролика и из музыки превратились в «мультимедийный контент», а то и еще хуже — в приложение к чьему-то текстовому контенту, embed-ссылку над строчкой. Лавочку можно прикрывать — я не хочу ни слушать «контент», ни расшаривать, ни рецензировать «контент», ни делать миксы из «контента».

Считайте меня занудным стариком, но у меня не встает на «контент». В музыке должна жить Женщина — свежая, красивая, естественная и честная, которую хочется снова и снова — и теперь получать удовольствие от музыки получается только с «незалапанными» пластинками, проходящими «ниже радаров». Например, от работы британского электронщика Tipper «Broken Soul Jamboree» или пропущенной годом ранее пластинки канадского неофолкера Birch Book. Или от партизанской тропой обошедшего успех в хайповых блогах проекта продюсерского дуэта I Monster «Skywatchers Handbook», или совершенно шизоидно-буколической работы в прошлом грозного построкера World's End Girlfriend...

Кажется, я только что перечислил те немногие пластинки, что смог прослушать от начала до конца — запись достойной полнометражной пластинки стала считаться нелепым донкихотством, а я всегда уважал трудолюбивых чудаков.

В России в этом году было не то чтобы вкуснее, но веселее и интереснее, чем в атлантических чартах. Почетное место «Рабочего и Колхозницы» отдали Михайлову и Ваенге: шансон и совок всегда будут здесь главными трендами, а уж их сплетенье впору объявлять долгожданным воплощением национальной идеи. Грань кромешного пиздеца в массовой поп-музыке уже пройдена, «поворачивай к черту!» — этим направлением уже идет, разумеется, молодежь. Еще год назад мы жаловались друг другу, что «настоящих буйных мало», теперь же хочется поскорее отнять у них гитары. Воспетые на этих страницах Padla Bear Outfit, «Лэмондей», «Пес и группа», I.H.N.A.B.T.B. (и еще многие невоспетые, но уже бесноватые) стерли грань между русским роком, трэшем и хеппенингом, размыли само понятие песни и положили прибор на зарождающуюся было звуковую, продюсерскую культуру. Англоязычная сцена, расцветшая буйным цветом три года назад, так и не смогла избавиться от сорняков — принципы «микрокорг в каждый дом» и «любая домохозяйка может стать Little Boots» привели только к окончательному застою в плей-листах радиостанций. И еще один год в российской независимой музыке мы проебали на позеров — если раньше я и сам надеялся, что эта волна наконец снимет острый дефицит русскоязычных сонграйтеров, то после погромов на Манежной площади уже как-то и не хочется ничего русскоязычного. Хочется обратно, слушать гамелан.

Руслан МУННИБАЕВ, директор группы «Каста»
Если в итогах года «любого приличного человека» не будет альбома Канье Уэста, то стоит присмотреться к нему внимательнее — он, вероятно, подлец. А если не брать Уэста, то персона-2010 для меня — Curren$y, флегматичный эмси, все время находящийся в клубах дыма и психоделик-стоунер-битах от своего компаньона Ski Beatz. Лучшие клипы — опять же у Уэста. В целом год прекрасен на хороший хип-хоп, особенно в мейнстриме. Из «подземного барахла» я возьму с собой только Gonjasufi. Я не видел, как он выглядит, но, кажется, это очень трогательный дедушка, Дед Мороз на героине.

Андрей НИКИТИН, музыкальный критик RAP.ru
В 2010-м я слушал какое-то безжалостное количество рэпа. Признаться, большую часть услышанного хотелось забыть не то что в 2011-м, а уже через неделю. Хорошего, как водится, меньше. Сильно выступил Дрейк (Drake), которого непросто соотносить с рэпом прежде всего из-за внешнего вида — он больше похож на турецкого киноактера. Но внешность обманчива, альбом «Thank Me Later» чудесен, а с рэпом у Дрейка порядок — в частности, присутствуют интересные неглупые тексты. Карикатурный гангста-рэпер Рик Росс (Rick Ross) выдал альбом-молот «Teflon Don». Тупой, но упертый МС плюс вдохновенный саундпродакшн — очень правильное сочетание. А еще был Канье Уэст, на которого теперь обречены равняться коллеги. Заведомо безуспешно.

В России полезнее прочих провели 2010 год Noize MC и «Каста». Альбомы «Последний» и «ХЗ» — лучшее, что у них выходило. Среди приятных открытий группа «Триагрутрика» с альбомом «Вечерний Челябинск». Я слушал их примерно по той же причине, по которой смотрел «Реальных пацанов» — ради вот этих историй безрадостной вроде бы провинциальной жизни, но рассказанных в трогательном тоне и с большой любовью.

Андрей ПАНИН, диджей
Для меня самым полюбившимся стилем уходящего года останется «чиллвейв». То, что в конце 2009-го было всего лишь концепцией — нарочито плохой звук, запись на кассеты и смутные воспоминания о музыке детства, — в конце 2010 года проявилось в виде множества групп с хорошими поп-альбомами: Washed Out, Wild Nothing, Blackbird Blackbird, Ra Cailum, The Pillars Of Creation, Millionyoung, Painted Palms, Teen Daze, Wishing Wars. Почти всех их можно найти на новом сайте-хранилище для независимых групп — Bandcamp.com. Следить за новинками этого стиля можно в блоге www.chillwaving.com.

Из ретростилей в уходящем году я больше всего слушал музыку калипсо и даб. Первый стиль немного взбодрил заунывный балеарик, дав ему такое ответвление, как Tropical Discoteque (Monster Rally, Tanlines). Что же касается даба, то он стал для меня сублимацией современной минималистичной электроники, в которой ничего вдохновляющего в последнее время не происходит — к дабстепу я равнодушен. Еще наверняка вспомнится всплеск интереса к раннему синти-попу, за что спасибо лейблу Minimal Wave и всем новым артистам, накупившим старых аналоговых синтезаторов. И нельзя не упомянуть всеобщий интерес к постиндустриальной музыке, благодаря которому появился самый противоречивый стиль уходящего года витч-хаус — очень многие при виде крестов и черточек в названии начинают ругаться и выглядеть занудами. Мне же искренне нравятся картинки, сопровождающие этот стиль, и его танцевальный подраздел zombie rave — замедленные хиты с заниженными звуками. Особенно хорошо в таком виде звучат наши до боли знакомые русские песни.

Ну а самый полюбившийся новый артист — Diamond Rings с альбомом «Special Affections».

Максим СЕМЕЛЯК, музыкальный критик
Я уже несколько лет не слежу специально за новинками грамзаписи, поэтому про все самое интересное вам наверняка расскажут специалисты. Мой же итог года — это пластинка, выхода которой я ждал двенадцать лет, с тех самых пор, как посмотрел сам фильм. Не в плане соригинальничать, честно — этой осенью вышел наконец саундтрек к старинному фильму Жана Роллена «Дрожь вампира», наигранный французской самодеятельной подростковой рок-группой Acanthus. Это, конечно, очень камерное развлечение, но для меня оно обладает неизмеримой ценностью. Я не самый большой поклонник фирмы Finders Keepers, у них определенно есть проблемы со вкусом, но за этот релиз им прощаются любые пошлости. Слушать не особенно даже рекомендую, просто примите к сведению.

Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный критик
В 2010-м году я продолжал слушать более или менее все, что положено было слушать, но, видимо, окончательно превратился в старого пердуна, потому что всеми любимым новым альбомам (Deerhunter, Caribou, Робин, LCD Soundsystem, The Black Keys и т.д.) упрямо предпочитал нарядные переиздания (Боуи, R.E.M., Doves, Queens of the Stone Age, вплоть до саундтрека к «Железному человеку — 2» в исполнении ансамбля AC/DC). Отдельное место в истории заработали по итогам года, мне кажется, только Arcade Fire с «The Suburbs», понравились мне пластинки The Roots, Four Tet, Фрэна Хили, Gorillaz, Liars, The Radio Dept., из дебютов — Broken Bells, из русских — «Мегаполис»; вновь не подвел Плант. По-настоящему запомнился год концертами: великими (Питера Гэбриела, Massive Attack), выдающимися (Silver Mt. Zion, Arcade Fire) и очень хорошими (Gorillaz, Йонси, Руфуса Уэйнрайта, The Flaming Lips, Sonic Youth, «Мумий Тролля»). И, конечно, распадом моей любимой группы Tequilajazzz — объяснимым, но все равно грустным.

Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU
Никакой революции в 2010-м музыкальном опять не случилось, потому остается вполне искренне радоваться тому, что имеем. А имеем мы (ноу)ретро во всех его проявлениях: How To Dress Well и Gayngs заново переизобретают арэнби, Жанель Монэ едва ли не на разрыв сердца пританцовывает на заветах Боуи и OutKast, анонимные исполнители витч-хауса переплавляют записи DJ Screw (музыка, поначалу выглядевшая глупой шуткой, в конечном итоге оказалась одним из самых сильных впечатлений года — и что приятно, в своем отечестве тоже не обошлось без пророка: см. Stoned Boys. Гитары снова остаются не у дел; вся надежда на то, что тренд года — белые берутся за музыку черных и выигрывают — в 2011-м повторится с точностью до наоборот; должно выйти что-то вроде BLK JKS. Впрочем, черт знает, хорош этот тотальный антирок или плох: в странном околохип-хопе расцветает сто цветов, и в родных осинах опять же в том числе, но ясно, что никаких «больших артистов» ни на этом, ни на любом другом любопытном поле ждать не приходится. Ну и тут вырисовывается очередной конфликт личного с общечеловеческим: зачем нам эти большие артисты, если в айподе по-прежнему Yeasayer, DZA и «Птицу емЪ».
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • daim0s· 2011-01-10 01:29:41
    У Q4 вышел целый альбом и маленькая ипишка. Воркута в своей компетенции.
  • vorkuta· 2011-01-13 00:03:37
    я в "компетенции", не переживайте. речь шла о расистах, но то ли редактор, то ли я упустил кривое построение предложения.
Все новости ›