Деньги – это не повод производить фиговую музыку или рекламировать фиговые компании.

Оцените материал

Просмотров: 19580

Русский разум в Бруклине

Денис Бояринов · 12/03/2010
Сын советских эмигрантов Дэниел Лопатин, под псевдонимом Oneohtrix Point Never, делает в Нью-Йорке модную синтезаторную музыку с помощью секретного санкт-петербургского НИИ

Имена:  Брайан Ино · Дэниел Лопатин · Клаус Шульце · Мануэль Готчинг · Эдуард Артемьев

©  First Night

Дэниел Лопатин

Дэниел Лопатин

Где-то в середине прошлого года у англоязычной музыкальной прессы появился новый любимый термин, придуманный журналистом Дэвидом Кинаном, — гипногоджик-поп. Им стали метить молодых американских андеграундных музыкантов, делавших нечто среднее между нойзом и дрим-попом, вдохновлявшихся поп-мелодиями из своего детства (т.е. из восьмидесятых) и выпускавших свою музыку по заветам DIY (т.е. на кассетах и CD-R). Мгновенно у гипногоджика появились то ли жанры-синонимы, то ли побратимы — глоу-фай и чиллвейв (некоторые, впрочем, полагают, что чиллвейв появился раньше). Вся эта история была бы интересна только дотошным музжурналистам и маньякам торрентов, если бы андеграундный полуэзотерический гипногоджик не выказал устойчивость к мейнстримной среде — новое жанровое словечко пришлось ко времени, саунд и DIY-стилистика черно-белых ксероксов — к моде. Такие проекты, как Washed Out и Neon Indian, пошли в прогрессивный народ. А вслед за ними и другие гипногоджик-группы: Ducktails, Pockahaunted, Nite Jewel, Atlas Sound, Ariel Pink's Haunted Graffiti, Small Black, Emeralds и др.

Музыка Дэниела Лопатина, в одиночку работающего под никнеймом Oneohtrix Point Never, также сейчас проходит под модными метками «гипногоджик— глоу-фай — чиллвейв». С недавних пор ее даже можно найти в интернете — у Дэниела только что вышел двойной CD-альбом «Rifts», на котором собраны композиции с его трех предыдущих виниловых релизов, а также треки с пресловутых самодельных кассет и CD-R, которые прежде можно было купить только из рук музыканта. Лопатин пишет пространные синтезаторные, без малейших признаков бита композиции, которые отсылают к ранней электронике конца 70-х — начала 80-х (краут-року, минимал-вейву, эмбиенту, нью-эйджу) — музыке Tangerine Dream, Клауса Шульце, Мануэля Готчинга (альбом «E2 — E4» до того, как вступают гитары), Брайана Ино и — на этом делается особенный акцент в англоязычной прессе — «картинам-настроениям» Эдуарда Артемьева, звучавшим в фильмах Андрея Тарковского. Этому же тандему (Тарковский — Артемьев) Лопатин, представляющийся потомком русских эмигрантов, обязан и лейтмотивом своей музыки  — «картинами-настроениями», в которых угасающее человечество после техногенной катастрофы ищет спасения-утешения во внутреннем космосе.

Format & Journey North


Кроме того, пластинки Лопатина (в его дискографии есть альбом «Русский разум» и сингл «Янг Бедняга») сопровождаются подозрительным комментарием: «Transcribed by the Material Eye Institute, Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab. 1, St. Petersburg». Поэтому мы, вступив с музыкантом в переписку, не сразу поверили, что он русский.

Прежде всего признайся: правда ли, что ты потомок русских или это все легенда для прессы?

Да, истинная правда. Мои родители и весь наш род, насколько мне известно, из России. Моя мама — музыковед с классическим образованием, отец ученый. В 1960-х в Ленинграде он играл в бит-группе «Летучий голландец». Возможно, некоторые из ваших читателей ее вспомнят. (Переходит на русский транслитом.)

Spasebo za voprosy. Ya nadejus vam budut interesni mai otveti. Ну как, поверили?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • laikafox· 2010-03-12 13:14:05
    Денис, спасибо за статью и интервью, не люблю критиковать, тем не менее в вашем введении есть неточность Ariel Pink's Haunted Graffiti никак не может быть записан в последователи Neon Indian и Washed Out так как начал свою "деятельность" за n-ое количество лет до них в 2001-2002 годах, в стилевом формате lo-fi, тогда все гипногоджиков называли лоуфайщиками, а до того аутсайдерами ) Чирс.
  • boyarinov· 2010-03-12 13:35:13
    спасибо за спасибо)

    я имел в виду, что так скажем "массы" открывают для себя весь этот жанр, начиная с Neon Indian и Washed Out. а вовсе не то что Ariel Pink - их последователь. музыка у них очень разная.
    в тексте, по-моему, именно это и написано
  • laikafox· 2010-03-12 13:55:07
    "проекты, как Washed Out и Neon Indian, пошли в прогрессивный народ. А вслед за ними и другие "

    я имел в виду исторический срез, такое прочтение фразы тоже возможно, а не только вариант про стилистическое проникновение в массы, к вопросу о двусмысленности )

    Отнесение же Emeralds и Neon Indian к одному жанру благодаря сходным технологиям звукозаписи и вообще сомнительно, как и создание жанров вообще. Вполне допускаю что Марк Магуайр и Алан Паломо могут пить вместе горячительные напитки в одних и тех же клубах и как-то относится к друг другу, но это не делает их музыку ближе в стилистическом плане ) Журналистские игры. Wonky вот, тоже всеобъемлющая концепция всего )
Читать все комментарии ›
Все новости ›