Хорошую музыку с гитарами делают в основном старики. И сумасшедшие.

Оцените материал

Просмотров: 34724

Музыка-2010

03/01/2011
Тренды музыкальной индустрии и аудиотехники, лучшие и любимые пластинки, новые артисты, «другая музыка», приобретения и потери года в персональных итогах авторов и друзей OPENSPACE.RU

©  Getty Image / Fotobank

Музыка-2010
Итоги подводят:

Михаил БОРЗЕНКОВ, главный редактор Stereo & Video
Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор отдела «Современная музыка» OPENSPACE.RU
Роман ВОРКУТА, автор блога «Другой хип-хоп»
Александр ГОРБАЧЕВ, музыкальный критик «Афиши»
Павел ЖАГУН, поэт и музыкант
Александр ЗАЙЦЕВ, «Елочные игрушки»
Илья ЗИНИН, промоутер и музыкант группы Verba
Женя ИЛЬ, «Лемондэй»
Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU
Глеб ЛИСИЧКИН, промоутер
Руслан МУННИБАЕВ, директор группы «Каста»
Андрей НИКИТИН, музыкальный критик RAP.ru
Андрей ПАНИН, диджей
Максим СЕМЕЛЯК, музыкальный критик
Сергей СТЕПАНОВ, автор OPENSPACE.RU
Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU


Михаил БОРЗЕНКОВ, главный редактор Stereo & Video
В этом году пал последний бастион — каталог Beatles начал продаваться на iTunes. Переводя на общепонятный язык: «Отныне и навсегда музыка будет распространяться в виде файлов с помощью интернета, и даже мы, закоснелые владельцы великого наследия Битлов, это поняли». Конечно компакт-диски (как и DVD, и Blu-Ray) еще несколько лет продержатся, но приговор уже подписан. Презабавную реакцию демонстрирует в ответ на это индустрия звукозаписи — в качестве замены компакт-диску предлагают… его бабушку — виниловую пластинку. И с копированием тут все гораздо сложнее, и зачем брать пластинку, покупателю объяснить легче — это «настоящая» вещь, продукт люксовый, да и по размеру в четыре раза больше, чем СD. К счастью продавцов, о проблемах аналоговых носителей все уже забыли за прошедшие со смерти винила двадцать лет. Симптомы возвращения винила и у нас налицо — в этом году в Москве наконец появился пластиночный базар, который проходит в ЦДХ параллельно с книжной ярмаркой Non/fiction.

Что касается индустрии аудиотехники, то этот посткризисный год наглядно показал, как мы теперь будем слушать музыку. В ходу всего две категории товара: музыкальные и мультимедийные серверы (для тех, кто посерьезнее) и iPod-доки и станции (для молодежи). Но чтобы музыка звучала на них не хуже, чем на виниле, надо бы наконец наладить продажи музыкальных треков в HD-качестве — возможно, это произойдет в 2011 году.

Денис БОЯРИНОВ, шеф-редактор «Современной музыки» OPENSPACE.RU
Это был хороший год. Несмотря на «нулевые» настроения и посткризисное состояние индустрии, увлекающей музыки было вдосталь. Было что слушать и о чем писать. У них в 2010-м были большие поп-альбомы (Hot Chip, Massive Attack, Gorillaz, The Roots, яркие дебюты (Yeasayer, Die Antwoord), нужные камбэки (Sade «Soldier Of Love», Bryan Ferry «Olympia»). Было громкое помешательство музыкальной прессы вокруг пластинок Ariel Pink’s Haunted Graffiti и Канье Уэста, вокруг новых жанров (чиллвейв, витч-хаус и постдабстеп) и старых жанров (минимал-вейв, шугейз и дрим-поп) — кстати, вполне обоснованное (за исключением Уэста). Перечислять симпатии не буду — длинный получится список.

В нашей музыке тоже были достойные дебюты, альбомы, камбэки и громкие события, по которым мы проводим отдельное голосование, поэтому я пока придержу свои предпочтения при себе.

Главное, о чем хочется сказать, — о персональном ощущении, с которым я живу последнее время. Музыка стала так удободоступна — хоть старая, хоть новая, что уже нет причин переживать, что пропустишь что-то особенно важное. Оно само тебя найдет через интернет. Нужно только быть в зоне доступа. Я остро почувствовал это, когда в десятый раз после отслушивания обязательных новинок возвращался к сборнику «To Scratch Your Heart: Early Recordings from Istanbul» — подборке архивных записей восточной музыки, сделанных в начале прошлого века под закат Оттоманской империи, дивной красоты песен людей разных верований, к чувствам которых в других обстоятельствах у меня не было бы шанса прикоснуться. Или когда открыл для себя — через микс французского диджея, английские журналы и лондонский лейбл — два альбома своего земляка Евгения Маслобоева. А значит, можно надеяться, что те пропущенные мной в этом году небольшие альбомы, незаметные дебюты или необязательные камбэки, которые угодили мимо всех медиапомешательств и рейтингов, но на самом деле мне нужны, — найдут меня в 2011 или 2022 году.

Роман ВОРКУТА, автор блога «Другой хип-хоп»
Декабрь — мой нелюбимый период в году: в этом месяце мой ДР, который я не праздную уже на протяжении 11 лет, но все упорно меня поздравляют, а также не любимый мной из-за безумной суеты НГ. Но еще больше меня напрягают традиции музыкальных СМИ составлять дотошные годичные топы, на основании отнюдь не музыкальной составляющей объектов рейтинга, а хайпа вокруг них.

В сумбурном 2010 году почему-то вместо приобретенных новшеств в памяти упорно всплывают невосполнимые потери: 26 февраля на автомобиле разбился один из современных гениев музыки Дзюндзи «Nujabes» Сэбаяси, 19 апреля после продолжительной борьбы с раком скончался Кейт «Guru» Элам, самый настоящий гуру классического рэпа, а 17 октября от передозировки опиатов умер Eyedea.

В плоскости жанров начинается повальное схождение с ума по бит-сцене, на этой же почве популярность таких комьюнити, как Brainfeeder и Low End Theory Podcast, взлетает до небес, а все продукты сих «марок» потребляются без оглядки на качество, даже если это откровенно скучный «Ardour» от Teebs. Интересный, но не успевший набрать достаточную популярность скви затмевается в большинстве своем откровенно убогим витч-хаусом, а дабстеп по аудитории скатывается до уровня дешевого русского pumping’а времен клуба «Просвет». И только темнокожим парням на автотюне чужды все эти перемены.

Из всего года «дико котирую» альбомы: TOKiMONSTA, 65daysofstatic, Deftones, Klaxons и Dokkebi Q. А также The Q4 и Das Racist, но у них пока нет альбомов.

Александр ГОРБАЧЕВ, музыкальный критик «Афиши»
Ощущения-2010:
1) После нескольких лет тотального сумбура и многоголосной полифонии реальность снова начала обретать свои очертания. В 2010-м существует более-менее ощутимая и описуемая система координат — грубо говоря, Канье Уэст и Ариель Пинк общие для всех. По-моему, это скорее плюс.

2) Новая русская музыка вышла из состояния золотой лихорадки и зажила нормальной здоровой жизнью. Группы дают концерты, выпускают альбомы, на них ходят, их слушают — в общем, все путем; кричать раз в месяц о новом прорыве, публиковать новые манифесты и устраивать болезнетворные перепалки, слава богу, не обязательно. Собственно, уже можно избавиться и от слова «новая» — это более-менее вся русская музыка и есть. Ну и еще — русский рэп.

3) Музыка в России опять больше, чем музыка. Со всеми вытекающими.

4) Хорошую музыку с гитарами делают в основном старики. И сумасшедшие.

5) Передняя линия фронта снова переместилась в область электроники — постдабстеп во всех проявлениях, гипнагоджик-поп во всех проявлениях, витч-хаус и пр. Что логично. На этом фронте многие воюют за мелодию. Что прекрасно.

6) Российская концертная индустрия дублирует экономику страны: с крупным бизнесом все хорошо, с остальным — не очень. Два внятных клубных зала с вместимостью более трехсот человек на десятимиллионную Москву — это абсурд.

7) Культурная карта России продолжает меняться — и музыкальная в том числе. Москва, конечно, пока нисколько не периферия, но уже и не абсолютный центр. В Рязани, в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, на Дальнем Востоке — много где копошится своя удивительная и замечательная жизнь. К тому же там больше любопытства и меньше снобизма.

8) Персональная гордость-2010 — группа «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки».

9) С музыкой все куда лучше, чем с индустрией. С одной стороны, и бог бы с ними. С другой — в применении к здешним местам — многие хорошие люди вынуждены сидеть на двух, а то и трех стульях, потому что больше вроде как некому. Это тяжело.

10) В 2010-м вышло два великих альбома — «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» Канье Уэста и Arcade Fire «The Suburbs». Так что все хорошо.

Павел ЖАГУН, поэт и музыкант
Это то, что показалось наиболее интересным, на мой взгляд, в 2010 году, то, что представляет «другую музыку»:
Taylor Deupree — «Shoals» (12k)
Ktl — «Ktl 2» (Thrill Jockey)
Geoff Mullen — «Bongo Closet» (Type)
The Notwist — «Music For “Storm”» (Alien Transistor/Morr Music Germany)
Flying Lotus — «Pattern & Grid World» (Warp)
Autechre — «Oversteps» (Warp)
Oneohtrix Point Never — «Returnal»
(Editions Mego)
ANBB aka Alva Noto/Blixa Bargeld — «Ret Marut Handshake» (Raster Noton Germany)
Matthew Herbert — «Mahler Symphony X» (Universal Germany)
Ben Frost — «By The Throat» (Bedroom Community Iceland)


Александр ЗАЙЦЕВ, «Елочные игрушки»
Уходящий год стал годом крушения еще одной иллюзии. Мы уже знали, что журналы не продвигают музыку, радио не продвигает, песня на титрах не продвигает. Теперь мы знаем, что интернет не продвигает тоже. Вы можете выложить туда что угодно, но этого чего угодно там уже сколько угодно и с каждой минутой становится все больше. И это не плохая новость для музыки, она снова становится сама собой, а не чем-то еще, и наконец оживает.

В этом году главной записью стал для меня дебютный альбом «Пса и группы» «2009», который я целиком выучил наизусть после примерно третьего прослушивания. Так в восьмидесятых, когда я учился в школе, запоминались пластинки «Аквариума» и «Машины времени», в нулевых ничего подобного не было.

В феврале мы с Ильей были в туре по Сибири, и я услышал сначала диджей-сет, а потом лайв омского музыканта Андрея Митрошина. В конце года мы снова выступали в Сибири, и на этот раз Андрей уже играл с нами и мы записали вместе несколько вещей. Мне очень нравится то, что делает Андрей под именем milky toad. Только в этом году он выложил в свободный доступ несколько своих альбомов, но я очень рекомендую найти запись 2009-го под названием «Оkna», сделанную на советском синтезаторе «Маэстро»; если говорить об электронике, то это, наверное, самое интересное, что я слышал в русской музыке за последние десять лет.

Илья ЗИНИН, промоутер и музыкант группы Verba
2010-й прошел для меня под лозунгом «новое — это хорошо забытое старое». Если еще совсем недавно считалось, что группы, ориентирующиеся на чью-то чужую эстетику и звучание — это в лучшем случае талантливые эпигоны, не заслуживающие пристального внимания, то теперь так не кажется. Напротив, стало очевидно, что бесконечные изобретатели новой музыки, пытающиеся высосать из пальца очередной тренд и играющие «пост-нео-фиг-знает-что», ничего собой не представляют, а люди, нашедшие себя в какой-то уже известной эстетике, зачастую делают искреннюю и талантливую музыку.

Ну а еще музыка стала более персональной: все мои главные открытия этого года — новые гитарные психоделические команды (Lower Heaven, The Lucid Dream, Dragontears и т.д.). Они найдены в интернете почти случайным образом, мало кому известны, вокруг них вряд ли возникнет хайп, ими толком не с кем поделиться. Но их музыка от этого менее прекрасной не становится.

Женя ИЛЬ, «Лемондэй»
Мне прежде всего группа «Кассиопея» вспоминается. Я первый раз на них этим летом попала, когда они в петербургском «Летчике» играли. До этого вообще их не слышала. Пожалуй, для меня это был самый крутой концерт 2010-го — у парней все в порядке с визуальной и музыкальной составляющей. Да и сами они волшебные. Люблю их.

«Птицу емЪ» еще есть. Классные. Очень рада, что не пропустила их выступление на «Темных лошадках». Иначе музыкальный 2010-й мне бы не так ярко запомнился.

Группа «Пес и группа» не перестает меня радовать. Я, правда, очень люблю их музыку, несмотря на то что они мои друзья.
Коломенско-московская группа Give us a tank — крайне милые ребята и скромные очень. У них там две акустические гитары, иногда гармошка, иногда пищалка синтезаторная. Недавно вот в Рязани с ними играли — еще и ударные были, нежные такие. И лирика добротная — песни про то, что жить классно, но больно. Или наоборот.

{-page-}     

Радиф КАШАПОВ, автор OPENSPACE.RU
Оптимистично начавшись с Vampire Weekend и Hot Chip, год скатился к Канье. Но альбом года — это «Plastic Beach». Там приглушенно говорят трюизмы — а, как выяснилось, это сейчас очень сложно делать. К тому же после изучения новостей каждый раз хочется уехать на остров из пластика, то есть в никуда.

Концерт года — Mum: Исландия почему-то осталась трендом, эта страна, кажется, более всего похожа на СССР по музыкальному развитию, но в итоге-то они вышли на самобытность, а мы лишь на внутреннюю веру.

Русские группы — ill!noiz и Kira Lao. В данном случае — абсолютно свои команды, не пытающиеся понравиться, а скорее раздражающие и втягивающие в свои проблемы — этим и приятные.

Глеб ЛИСИЧКИН, промоутер
Бόльшую и лучшую часть этого года я слушал гамелан, что играл в храме по соседству от виллы на Бали. Надо сказать, железные созвучия отлично прочищают мозги — за несколько сотен лет эта прикладная музыка ни на ступеньку не опустилась к европейскому звукоряду, не стала жертвой ни моды, ни модернизации, ни упрощения. А Европа по-прежнему катится к закату, и мы по инерции.

В минувшем году окончательно потерялся смысл следить за релизами даже самых топовых артистов: они стали неприлично плодовиты и неразборчивы — альбомы пишутся быстро, то в гастрольном автобусе, то в тюремной камере, любая почеркушка на салфетках молнией летит в твиттер, а в чарты iTunes теперь может попасть даже кавер-версия «4'33"». Большая поп-музыка им. Майкла Джексона пирует во время чумы и пожирает сама себя; следить за этим фарсом утомительно и скучно. И теперь совсем не стыдно признаться, что мне абсолютно нечего сказать ни про одну потенциально «безусловно лучшую» поп-пластинку года. Жанель Монэ и Канье, Gorillaz и Vampire Weekend, National и Arcade Fire, все — и лощеные, и бородатые — выродились до формата ютьюбовского ролика и из музыки превратились в «мультимедийный контент», а то и еще хуже — в приложение к чьему-то текстовому контенту, embed-ссылку над строчкой. Лавочку можно прикрывать — я не хочу ни слушать «контент», ни расшаривать, ни рецензировать «контент», ни делать миксы из «контента».

Считайте меня занудным стариком, но у меня не встает на «контент». В музыке должна жить Женщина — свежая, красивая, естественная и честная, которую хочется снова и снова — и теперь получать удовольствие от музыки получается только с «незалапанными» пластинками, проходящими «ниже радаров». Например, от работы британского электронщика Tipper «Broken Soul Jamboree» или пропущенной годом ранее пластинки канадского неофолкера Birch Book. Или от партизанской тропой обошедшего успех в хайповых блогах проекта продюсерского дуэта I Monster «Skywatchers Handbook», или совершенно шизоидно-буколической работы в прошлом грозного построкера World's End Girlfriend...

Кажется, я только что перечислил те немногие пластинки, что смог прослушать от начала до конца — запись достойной полнометражной пластинки стала считаться нелепым донкихотством, а я всегда уважал трудолюбивых чудаков.

В России в этом году было не то чтобы вкуснее, но веселее и интереснее, чем в атлантических чартах. Почетное место «Рабочего и Колхозницы» отдали Михайлову и Ваенге: шансон и совок всегда будут здесь главными трендами, а уж их сплетенье впору объявлять долгожданным воплощением национальной идеи. Грань кромешного пиздеца в массовой поп-музыке уже пройдена, «поворачивай к черту!» — этим направлением уже идет, разумеется, молодежь. Еще год назад мы жаловались друг другу, что «настоящих буйных мало», теперь же хочется поскорее отнять у них гитары. Воспетые на этих страницах Padla Bear Outfit, «Лэмондей», «Пес и группа», I.H.N.A.B.T.B. (и еще многие невоспетые, но уже бесноватые) стерли грань между русским роком, трэшем и хеппенингом, размыли само понятие песни и положили прибор на зарождающуюся было звуковую, продюсерскую культуру. Англоязычная сцена, расцветшая буйным цветом три года назад, так и не смогла избавиться от сорняков — принципы «микрокорг в каждый дом» и «любая домохозяйка может стать Little Boots» привели только к окончательному застою в плей-листах радиостанций. И еще один год в российской независимой музыке мы проебали на позеров — если раньше я и сам надеялся, что эта волна наконец снимет острый дефицит русскоязычных сонграйтеров, то после погромов на Манежной площади уже как-то и не хочется ничего русскоязычного. Хочется обратно, слушать гамелан.

Руслан МУННИБАЕВ, директор группы «Каста»
Если в итогах года «любого приличного человека» не будет альбома Канье Уэста, то стоит присмотреться к нему внимательнее — он, вероятно, подлец. А если не брать Уэста, то персона-2010 для меня — Curren$y, флегматичный эмси, все время находящийся в клубах дыма и психоделик-стоунер-битах от своего компаньона Ski Beatz. Лучшие клипы — опять же у Уэста. В целом год прекрасен на хороший хип-хоп, особенно в мейнстриме. Из «подземного барахла» я возьму с собой только Gonjasufi. Я не видел, как он выглядит, но, кажется, это очень трогательный дедушка, Дед Мороз на героине.

Андрей НИКИТИН, музыкальный критик RAP.ru
В 2010-м я слушал какое-то безжалостное количество рэпа. Признаться, большую часть услышанного хотелось забыть не то что в 2011-м, а уже через неделю. Хорошего, как водится, меньше. Сильно выступил Дрейк (Drake), которого непросто соотносить с рэпом прежде всего из-за внешнего вида — он больше похож на турецкого киноактера. Но внешность обманчива, альбом «Thank Me Later» чудесен, а с рэпом у Дрейка порядок — в частности, присутствуют интересные неглупые тексты. Карикатурный гангста-рэпер Рик Росс (Rick Ross) выдал альбом-молот «Teflon Don». Тупой, но упертый МС плюс вдохновенный саундпродакшн — очень правильное сочетание. А еще был Канье Уэст, на которого теперь обречены равняться коллеги. Заведомо безуспешно.

В России полезнее прочих провели 2010 год Noize MC и «Каста». Альбомы «Последний» и «ХЗ» — лучшее, что у них выходило. Среди приятных открытий группа «Триагрутрика» с альбомом «Вечерний Челябинск». Я слушал их примерно по той же причине, по которой смотрел «Реальных пацанов» — ради вот этих историй безрадостной вроде бы провинциальной жизни, но рассказанных в трогательном тоне и с большой любовью.

Андрей ПАНИН, диджей
Для меня самым полюбившимся стилем уходящего года останется «чиллвейв». То, что в конце 2009-го было всего лишь концепцией — нарочито плохой звук, запись на кассеты и смутные воспоминания о музыке детства, — в конце 2010 года проявилось в виде множества групп с хорошими поп-альбомами: Washed Out, Wild Nothing, Blackbird Blackbird, Ra Cailum, The Pillars Of Creation, Millionyoung, Painted Palms, Teen Daze, Wishing Wars. Почти всех их можно найти на новом сайте-хранилище для независимых групп — Bandcamp.com. Следить за новинками этого стиля можно в блоге www.chillwaving.com.

Из ретростилей в уходящем году я больше всего слушал музыку калипсо и даб. Первый стиль немного взбодрил заунывный балеарик, дав ему такое ответвление, как Tropical Discoteque (Monster Rally, Tanlines). Что же касается даба, то он стал для меня сублимацией современной минималистичной электроники, в которой ничего вдохновляющего в последнее время не происходит — к дабстепу я равнодушен. Еще наверняка вспомнится всплеск интереса к раннему синти-попу, за что спасибо лейблу Minimal Wave и всем новым артистам, накупившим старых аналоговых синтезаторов. И нельзя не упомянуть всеобщий интерес к постиндустриальной музыке, благодаря которому появился самый противоречивый стиль уходящего года витч-хаус — очень многие при виде крестов и черточек в названии начинают ругаться и выглядеть занудами. Мне же искренне нравятся картинки, сопровождающие этот стиль, и его танцевальный подраздел zombie rave — замедленные хиты с заниженными звуками. Особенно хорошо в таком виде звучат наши до боли знакомые русские песни.

Ну а самый полюбившийся новый артист — Diamond Rings с альбомом «Special Affections».

Максим СЕМЕЛЯК, музыкальный критик
Я уже несколько лет не слежу специально за новинками грамзаписи, поэтому про все самое интересное вам наверняка расскажут специалисты. Мой же итог года — это пластинка, выхода которой я ждал двенадцать лет, с тех самых пор, как посмотрел сам фильм. Не в плане соригинальничать, честно — этой осенью вышел наконец саундтрек к старинному фильму Жана Роллена «Дрожь вампира», наигранный французской самодеятельной подростковой рок-группой Acanthus. Это, конечно, очень камерное развлечение, но для меня оно обладает неизмеримой ценностью. Я не самый большой поклонник фирмы Finders Keepers, у них определенно есть проблемы со вкусом, но за этот релиз им прощаются любые пошлости. Слушать не особенно даже рекомендую, просто примите к сведению.

Сергей СТЕПАНОВ, музыкальный критик
В 2010-м году я продолжал слушать более или менее все, что положено было слушать, но, видимо, окончательно превратился в старого пердуна, потому что всеми любимым новым альбомам (Deerhunter, Caribou, Робин, LCD Soundsystem, The Black Keys и т.д.) упрямо предпочитал нарядные переиздания (Боуи, R.E.M., Doves, Queens of the Stone Age, вплоть до саундтрека к «Железному человеку — 2» в исполнении ансамбля AC/DC). Отдельное место в истории заработали по итогам года, мне кажется, только Arcade Fire с «The Suburbs», понравились мне пластинки The Roots, Four Tet, Фрэна Хили, Gorillaz, Liars, The Radio Dept., из дебютов — Broken Bells, из русских — «Мегаполис»; вновь не подвел Плант. По-настоящему запомнился год концертами: великими (Питера Гэбриела, Massive Attack), выдающимися (Silver Mt. Zion, Arcade Fire) и очень хорошими (Gorillaz, Йонси, Руфуса Уэйнрайта, The Flaming Lips, Sonic Youth, «Мумий Тролля»). И, конечно, распадом моей любимой группы Tequilajazzz — объяснимым, но все равно грустным.

Наталья ЮГРИНОВА, автор OPENSPACE.RU
Никакой революции в 2010-м музыкальном опять не случилось, потому остается вполне искренне радоваться тому, что имеем. А имеем мы (ноу)ретро во всех его проявлениях: How To Dress Well и Gayngs заново переизобретают арэнби, Жанель Монэ едва ли не на разрыв сердца пританцовывает на заветах Боуи и OutKast, анонимные исполнители витч-хауса переплавляют записи DJ Screw (музыка, поначалу выглядевшая глупой шуткой, в конечном итоге оказалась одним из самых сильных впечатлений года — и что приятно, в своем отечестве тоже не обошлось без пророка: см. Stoned Boys. Гитары снова остаются не у дел; вся надежда на то, что тренд года — белые берутся за музыку черных и выигрывают — в 2011-м повторится с точностью до наоборот; должно выйти что-то вроде BLK JKS. Впрочем, черт знает, хорош этот тотальный антирок или плох: в странном околохип-хопе расцветает сто цветов, и в родных осинах опять же в том числе, но ясно, что никаких «больших артистов» ни на этом, ни на любом другом любопытном поле ждать не приходится. Ну и тут вырисовывается очередной конфликт личного с общечеловеческим: зачем нам эти большие артисты, если в айподе по-прежнему Yeasayer, DZA и «Птицу емЪ».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • daim0s· 2011-01-10 01:29:41
    У Q4 вышел целый альбом и маленькая ипишка. Воркута в своей компетенции.
  • vorkuta· 2011-01-13 00:03:37
    я в "компетенции", не переживайте. речь шла о расистах, но то ли редактор, то ли я упустил кривое построение предложения.
Все новости ›