Его враг – потомок злого пирата, неуловимо смахивающий на самого Спилберга, его друг – сильно пьющий морской капитан, напоминающий продюсера картины Питера Джексона.

Оцените материал

Просмотров: 85290

Что смотреть (и не смотреть) в ноябре?

Мария Кувшинова · 03/11/2011
Несколько фестивальных хитов (в том числе победитель Берлина) и много русских фильмов (некоторые хорошие)

Имена:  Александр Гордон · Алексей Сидоров · Андрей Смирнов · Валери Донзелли · Миранда Джулай · Роланд Эммерих · Стивен Спилберг

Что смотреть (и не смотреть) в ноябре?
В ноябре в прокат также выходят фильмы, о которых OPENSPACE.RU упоминал в прошлом: «Драйв» Николаса Виндинга Рефна, «Мистер Ганджубас» Бернарда Роуза, «Сибирь. Монамур» Славы Росса, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, «Без истерики!» Тани Уэкслер, «Последняя любовь на Земле» Дэвида Маккензи и берлинский лауреат «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади.


«Приключения Тинтина: Тайна Единорога». Режиссер Стивен Спилберг
Фильм Спилберга по классическим комиксам про подростка-репортера — еще один пример высокобюджетного авторского высказывания на глубоко личные темы, рассчитанного на максимально широкую аудиторию. Купив на блошином рынке модель корабля, Тинтин оказывается втянут в сложносочиненное приключение, в ходе которого ему придется решить несколько ребусов и найти сокровище. Его враг — потомок злого пирата, неуловимо смахивающий на самого Спилберга, его друг — сильно пьющий морской капитан, напоминающий продюсера картины Питера Джексона. Несмотря на современную (и далеко не однозначную) технологию производства (motion capture, при которой движения актеров фиксируются и обрабатываются на компьютере), «Тинтин» — намеренная стилизация под старомодные приключения, как по самому набору приключений (действие сначала происходит в довоенной Европе, потом в условном, но узнаваемом колониальном ритме), так и по ритму.

«Упражнения в прекрасном». Режиссер Виктор Шамиров
Фильм Шамирова — перенесенный на киноэкран спектакль Театра Моссовета, в котором четверо актеров (трое переживающих собственные кризисы ветеранов и дебютантка) отправляются на гастроли в провинцию, по дороге измываясь друг над другом, своей профессией, русским театром и трагикомическим состоянием российского кинематографа (отдельно достается критикам). В одной из ролей — Гоша Куценко, во всю широту своего актерского диапазона иронизирующий главным образом над самим собой. Помимо забавных узнаваемых деталей (встреча с провинциальными коллегами, визит к приблатненному губернатору, который «реально много делает для области»), в картине очень четко и с совершенно оправданным пафосом рассказывается о профессии, которая при всех трудностях и кризисах для каждого из участников небольшой труппы оказывается единственным легитимным смыслом существования.

«Дом». Режиссер Олег Погодин
В этом довольно сумбурном фильме большой дом (или даже хутор) где-то на юге России становится метафорой мира, в котором существуют несколько поколений одной семьи — от парализованного столетнего деда до маленьких правнуков. Когда домой неожиданно возвращается старший сын-киллер, становится понятно, что вся семья, со всеми ее внутренними драмами (каждая прописана довольно выпукло: у одной дочери — муж-неудачник, средний сын мечтает быть похожим на старшего, младший хочет сохранить чистоту) под угрозой. В общем и целом попытка эпоса на современном российском (а также универсальном общечеловеческом) материале скорее не удалась; смотреть это почти невозможно.

«Огни притона». Режиссер Александр Гордон
Картина-бенефис Оксаны Фандеры (ее героиня — владелица публичного дома в Одессе начала 1950-х) — небольшое, но красноречивое примечание к популярной программе «Закрытый показ» (фактическому монополисту по пропаганде современного российского кино в массах). Если предположить, что за сарказмом Александра Гордона по поводу российского кинематографа скрываются его собственные нереализованные режиссерские амбиции, то по его новой (уже не первой) картине хорошо понятно, что амбиции эти так и останутся нереализованными.

«Жила-была одна баба». Режиссер Андрей Смирнов
История жизни простой деревенской женщины на сломе эпох (Первая мировая, революция, Гражданская война) — возвращение в режиссуру Андрея Смирнова после тридцатилетнего отсутствия. В картине ощущается нерастраченная режиссерская мощь, но в полнометражной, прокатной версии предполагаемая эпичность ощущается не всегда — это скорее набор удивительных жизненных обстоятельств, чем цельное полотно. Очевидно, что в телевизионной версии фильм станет большим событием, так как он заведомо сильнее любой сериальной продукции на отечественном телеэкране.

«Бой с тенью — 3». Режиссер Алексей Сидоров
Третья часть приключений боксера Артема Колчина получилась еще более складной и ловкой, чем предыдущие. Теперь Колчин (Денис Никифоров) стал звездой: участвует в потешных телевизионных поединках с кенгуру и кулинарных шоу, раздает автографы. Любит дочь и жену (Елена Панова), но изменяет, потому что статус обязывает и просто скучно. Телефонный звонок из Гонконга от старого партнера Вагита (Андрей Панин) снова погружает Колчина в состояние, которое он называет «нездоровая канитель». При всей простоте приемов авторов фильма все эмоциональные клавиши, на которые они жмут, срабатывают безотказно, и даже встающий в момент наивысшего пафоса парализованный спортсмен вызывает ровно то, что должен вызывать, — слезы умиления. Сам Колчин — один из редких русских киногероев, с которым хочется идентифицироваться; он сначала нокаутирует противника ударом в челюсть, а потом говорит: «Я знаю твою боль, брат. Ты со мной?» Фильм Сидорова («Бригада») легко смотреть, в нем есть несколько остроумных реплик (и одна по-настоящему разрывающая паттерн, ее произносит, разумеется, Андрей Панин) — словом, если это и guilty pleasure, то удовольствия от просмотра здесь явно больше, чем вины.

«Я объявляю войну». Режиссер Валери Донзелли
История двух влюбленных, которая неожиданно для них оказывается историей про борьбу за жизнь ребенка, в год заболевшего редкой формой рака. Фильм основан на реальных событиях, герой и героиня (собственно Донзелли) играют самих себя, в начале и в конце появляется их выживший сын. При априорной трагичности темы этот фильм (номинированный от Франции на «Оскар») оказывается совсем не тем, чем он кажется заранее. Здесь нет ничего похожего на спекуляцию, никакой попытки давить на эмоции — наоборот, в картине много юмора, даже гэгов (многие связаны с диковатыми семействами обоих). Иногда Донзелли напоминает своего соотечественника Кристофа Оноре, у которого любовные драмы и даже смерть скользят в легкой непринужденной манере, с песнями. Два инфантильных романтика сталкиваются с реальной проблемой, но, оставаясь обаятельными инфантилами, играя в свою персональную войну, представляя себя героями фильма, делают правильные и неправильные шаги по спасению ребенка и побеждают.

«Будущее». Режиссер Миранда Джулай
Миранда Джулай — одно из открытий американского независимого кино нулевых; в 2005-м ее фильм «Я, ты и все, кого мы знаем» получил каннскую «Золотую камеру» за лучший дебют. «Будущее» прошлой зимой было показано в берлинском конкурсе. Это еще один (кроме «Я объявляю войну») самоироничный и даже жестокий ответ на вопрос, что может случиться с кидалтом после тридцати пяти. Главная героиня (сама Джулай) преподает в танцевальной студии для детей, ее друг удаленно работает в службе технической поддержки и отвечает на идиотские вопросы пользователей по телефону. Их полная нежностей, милых глупостей и упреков («Ты все время хочешь сидеть в фейсбуке») жизнь заметно осложняется, когда они принимают самое серьезное решение в своей жизни — взять из приюта больного кота (и здесь «Будущее» невольно становится злой пародией на картину Донзелли). Страх ответственности настолько парализует героев, что они невольно начинают тянуться к старшим, способным хоть как-то заменить им родителей и, возможно, избавить от обязательств: она заводит роман со случайным знакомым, он регулярно навещает озабоченного полубезумного старика. Фильм Джулай можно воспринимать как в меру смешную комедию про чудаков под сорок (в духе Мишеля Гондри) или — как злую и полную отчаяния сатиру на мир, в котором «у вас есть минутка, чтобы остановить глобальное потепление», но в котором у вас нет сил ничего изменить, потому что вы все время сидите в фейсбуке.

«Аноним». Режиссер Ролан Эммерих
Не очень удачная и в чем-то даже отчаянная попытка знаменитого блокбастермахера выйти за пределы собственной однозначной и довлеющей репутации. Фильм Эммериха (подробнее о нем — здесь) — фантазия о Шекспире, источник которой в конспирологической теории о том, что все подписанные этим именем произведения создал граф Оксфорд. Очевидно, существующая система студийного производства допускает, чтобы автор «Годзиллы» снял исторический фильм, но она не позволила Эммериху довести до конца задуманное: здесь есть диковатый случай инцеста и скрытая гомоэротика, но все это остается недопроговоренным, как будто затушеванным опытной рукой маркетолога. А жаль — могло бы получиться интереснее.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Антон Долин· 2011-11-03 21:22:34
    "Андрей Паттерн" - гениальная оговорка. Умоляю, не поправляйте!
  • Valery Adzhiev· 2011-11-04 20:51:55
    «Дом». Режиссер Олег Погодин: "смотреть это почти невозможно."

    Удивительный своей безапелляционностью вердикт (без даже минимальной аргументации). А по мне это редкий для России пример высококачественного жанрового кино, которое к тому же одновременно "народное" и "авторское". А уж синефилы точно не должны пройти мимо.
  • Борис Гришин· 2011-11-09 23:58:24
    "Дом" Погодина - "Тихий Дон" в версии Сэма Пекинпа. это если совсем коротко, без дамских соплей.
Все новости ›