Как русские фанаты заказали себе идолов
© Валерий Леденев
Флешмоб на Красной площади. 6 сентября 2011
На прошлой неделе корейские идолы впервые приехали в Москву. Группа
SHINee танцевала с фанатами на Арбате, поражая необычной внешностью случайных прохожих, и судила конкурс танцев, на который съехались любительские коллективы со всего СНГ.
Смотрите фоторепортаж о том, как это было, и читайте историю событий.
Предыстория
20 апреля 50 фанатов из Европы организованно приехали в Корею на встречу группы
SHINee с поклонниками и рассказали группе и ее менеджменту о том, что в Европе тоже любят к-поп. Агентство группы,
SM Entertainment, оперативно среагировало на сигнал и объявило, что мировое турне
SM Town (т.е. объединенный концерт групп агентства) в июне сделает остановку в Париже. Билеты на этот концерт в зал
Le Zenith de Paris, вмещающий 6—7 тыс. человек,
разошлись за 15 минут. Первого мая триста с лишним фанатов к-попа, которым не досталось билетов, провели
флешмоб в Париже у стеклянной пирамиды Лувра, танцуя кавер-танцы идолов из
SM Entertainment и выпрашивая второй концерт. Агентство пошло им навстречу — билеты опять разлетелись в считанные минуты. В Париже с аншлагом прошло два концерта с участием
TVXQ!,
Super Junior,
SHINee,
SNSD и
f(x). К-поп открыл для себя Европу, а фанаты из неазиатского региона получили надежду живьем увидеть идолов и возможность ее воплощения в жизнь.
Мы мало знаем о Корее, но справедливо и обратное: корейцы тоже не сильно интересуются нами. В одной телевикторине восемь корейских поп-звезд подряд не смогли назвать столицу Италии. Да, обычно поп-звезды не блещут умом и эрудицией, но скорее это говорит об их ментальной карте мира. На глобусе корейской индустрии развлечений до сих пор был только Азиатско-Тихоокеанский регион и США. «Мировые турне» корейских идолов проходят в самой Корее, Японии, Китае, Тайване, Таиланде, Вьетнаме и паре-тройке других «соседних» государств, с заездами в Америку.
© Валерий Леденев
Флешмоб на Красной площади. 6 сентября 2011
И вот оказалось, что поклонники к-попа есть и за пределами этого региона и их достаточно, чтобы собирать многотысячные залы. Корейские агентства осторожно стали засылать свои группы за границы Азии. География путешествий идолов за последний месяц стала весьма обширной. Одновременно появились вещественные доказательства распространения «корейской волны» (
Hallyu wave) за пределами региона, что очень важно для официальной патриотической пропаганды в Корее. «
SM Town в Париже» снимали центральные телеканалы и потом показывали отдельную передачу, где идолы с восторгом рассказывали, как их, оказывается, любят в Европе и как «корейская волна» победоносно шествует по миру. Смотреть это было забавно: мол, погодите, друзья, пока еще только у вас в головах шествует, а на деле только еще сапоги надевает.
Читать текст полностью
Социальный эксперимент у Лувра дал фанатам к-попа по всему миру эффективный инструмент — фанаты стали вызывать своих идолов флешмобами. Схема такая: нужно скооперироваться через социальные сети или локальные фанклубы, разучить танцы, потом собрать толпу, станцевать, снять это на камеру и выложить в YouTube (еще лучше, конечно, если их снимет ТВ, но так не всем везет), потом послать ссылку на популярный сайт, который мониторят не только фаны, но и агентства, например allkpop.com. И вот флешмобы происходят повсюду, от Ванкувера до Киева (см. related videos). Фанаты заклинают кумиров: смотрите, мы есть, мы вас любим, приезжайте.
Фестиваль Cover Dance и SHINee в Москве
В рамках проходящего сейчас Года посещения Кореи корейское министерство культуры, спорта и туризма организовало 2011 K-Pop Cover Dance Festival, то есть фестиваль, в котором любительские/фанатские команды соревнуются в исполнении танцев любимых корейских идол-групп (я рассказывала о фиксированной хореографии этих танцев раньше). Объявление о фестивале было вывешено на allkpop, откуда об этом узнали и наши фанаты. Сарафанное радио работает быстро. 58 отечественных любительских команд подали видео с записью своих танцев в первом туре. 18 из них прошли во второй тур. Ходили слухи, что судить соревнования вне Кореи поедут идолы. В судьи себе группу SHINee фанаты тоже призвали сами, организуясь через социальные сети и заклиная. И получили, что просили: незадолго до 6 сентября, когда в Москве должен был пройти второй тур, появилось подтверждение, что московский этап будут судить SHINee.
А дальше была история причудливого взаимодействия хаотичной, но притом легко организующейся и шустрой фанатской партизанщины с огромной машиной корейского телевидения в лице телеканала MBC. Чтобы понять, что такое MBC, представьте себе корейский «Первый канал»: огромные деньги и ресурсы и огромные же связи и лоббистские возможности. Понятно, что, как всякое медиа, спонсировавший фестиваль канал MBC хотел сделать эксклюзивный материал. В данном случае — восьмичастный репортаж о фестивале во всех странах, где он проходит (передача про SM Town в Париже, о которой я уже упоминала, стала как бы прологом этого проекта), — репортаж, который будет показан по окончании фестиваля. Я думаю, что получится красиво — на MBC выходит масса прекрасных передач, включая мегапопулярные шоу «I am a Singer» и «Бесконечный вызов». Я также думаю, что и подано это будет положенным образом бравурно — в телерепортажах корейская волна будет победно шествовать по миру.
Проблема в том, что в голову чиновникам от телевидения на MBC не пришла простая мысль: невозможно пропагандировать корейскую волну, заботясь исключительно об эксклюзивности своих передач. На самом деле, они пеклись об эксклюзивности настолько, что напрочь задавили не только конкурентов (также приехавший снимать госканал KBS только с боем сумел прорваться для съемок самого концерта), но и местных организаторов. Пресс-покрытие акции было равно нулю. Не было никаких анонсов или пресс-релизов. Организаторы до ночи перед концертом передвигали время и место флешмобов, чтобы сбить конкурентов с канала KBS со следа, не думая о съехавшихся за тысячи километров фанатах. Съемочная группа всю дорогу пыталась прогонять людей с камерами и даже фанатов с их телефонами, чтобы они не снимали уличные флешмобы, организованные самими фанатами из желания показать любимым идолам свою любовь и получить концерты, — не сообразуясь ни тем, как такие вещи делают в стране, в которой они снимают, ни даже с элементарным здравым смыслом. Угомонились они только тогда, когда осознали, что толпе в пятьсот с лишним человек с телефонами и фотоаппаратами, еще и окруженной праздными зеваками на Красной площади, невозможно запретить снимать. Ни одному изданию не дали интервью с SHINee (не то чтобы многие просили — как уже было сказано, кто их здесь знает?), даже MTV не пустили снимать — пока три часа согласовывали с инстанциями, телеканал развернулся и уехал. Снимать концерт — даже просто фанатские танцевальные команды, а не SHINee — не разрешили никому, кроме корейских телеканалов, так что те три-четыре фотографа, которые все же узнали про фестиваль, снимали репетицию. И даже программку фестиваля прессе не дали: чтобы не переврать имена команд, пришлось попросить ее у участников конкурса и сфотографировать. Иными словами, недобросовестная конкуренция в действии.
© Валерий Леденев
SHINee танцуют «Ring Ding Dong» вместе с фанатами. Флешмоб на Красной площади. 6 сентября 2011
А российские фанаты? Фанаты были прекрасны. Они волонтерствовали на концерте, стоя на входе, делая живые заграждения, рассаживая публику, помогая корейской стороне. Они отвечали на звонки по поводу мест и времени сборов; размещали информацию, как только ее меняли организаторы; оповещали; дежурили и т.п. Они переодевались в туалете к/з, потому что гримерки хватало только на следующего участника выступления. Они послушно считали «раз, два, три» по-корейски вместе с ведущим, когда SHINee должны были объявлять результат. Они безропотно терпели переводчика, который почти не умел говорить по-русски и переводил пятиминутный обмен репликами и остротами между ведущим и SHINee тремя словами с невыносимой грамматикой. Выглядело это позорно для корейской стороны и унизительно для русской — корейский канал снимал шоу для корейской публики, и плевать им было на тысячу русских поклонников, сидящих в зале. Но, к счастью, Корейскому культурному центру удалось переводчика поменять.
Должна признаться: я ожидала, что московский Cover Dance будет жалок, как концерт районной самодеятельности. Так и говорила фотографу: «С вероятностью процентов в 95% это будет зоопарк, ты потратишь время, а я ничего не буду писать. Но хоть повеселимся». Мне теперь стыдно. Флешмобы, особенно третий, на Красной площади, где SHINee, как и на предыдущих, танцевали с фанатами «Ring Ding Dong», а потом все вместе пели и плясали русскую «Калинку» и махали руками под корейскую песню, — были просто замечательными. И последовавший за ними фестиваль танцев оказался интересным. На него съехались фанаты со всей России: из Астрахани, Владимира, Чебоксар и Челябинска, Владивостока и Тамбова, Тольятти, Питера, Мурманска — и из соседних государств. Команды тоже были со всей России и даже несколько из Ближнего зарубежья, где своих отборочных туров не проводилось. Конечно, были группы а-ля дом пионеров в спальном районе, но половина танцевала на очень приличном уровне для любительских групп, а некоторые были просто хорошими танцорами. Победили Febris Erotica — единственная команда юношей, танцевавшая микс из песен, известных очень сложной хореографией («Shock» бойз-бенда Beast, «Mirotic» TVXQ! и др.), — и девичья команда Rain’s Girls, делавшая кавер-танец «Breath» miss A. Они поедут в Корею на финальный этап конкурса.
© Галина Султанова
Второй победитель отборочного этапа 2011 K-Pop Cover Dance Festival, группа Rain’s Girls, делающая кавер-танец «Breath» miss A
Мне лично еще понравились:
— команда Inspirit с кавер-танцем «Dr. Feel Good» группы Rania в должным образом откровенных костюмах (они исполняли то же самое и на первом появлении SHINee на публике, в вечер их прилета, на Красной площади);
— DogmA из Воронежа с миксом из песен SNSD;
— DMSTO с кавер-танцем «Unlock» SS501;
— украинская команда Girls on Top с миксом из песен TVXQ!;
— отчаянная одиночка Alina, опрометчиво исполнившая на суд идолов из агентства SM Entertainment «Be the One» группы JYJ — отколовшейся части TVXQ!, последние два года с этим агентством судившихся.
Я не даю ссылки на видео, присланные на конкурс, потому что почти все группы за время, прошедшее до концерта, или улучшили свои танцы, или усложнили их, или и то и другое вместе. При желании их первоначальные заявки можно посмотреть на сайте фестиваля, воспользовавшись поиском.
Сами SHINee проделали в Москве все, что требуется от идолов: с безупречным внешним видом и сияющими улыбками отработали адов график — прилет вечером 5 сентября, поездка на Красную площадь для встречи с избранными фанатами и организаторами; 6-го в девять утра — танцы с фанатами и съемка передачи на Патриаршем мосту у храма Христа Спасителя, в одиннадцать утра — то же на Старом Арбате, в два часа дня — то же самое (наиболее массовое) на Красной площади у Исторического музея. В полчетвертого они уже были в концертном зале «Мир», где проходил Cover Dance. С семи вечера до полуночи судили 18 танцевальных команд и шутили с залом и ведущим, а к одиннадцати утра 7 сентября должны были ехать в корейскую школу «Вонгван» для очередных телесъемок и встречи с поклонниками. 8-го они уже полетели назад в Корею сниматься для передач, готовящихся к празднику Чхусок, а 10-го — в Сингапур на свой концерт.
{-tsr-}Корейская волна, безусловно, распространяется по миру, где — со скоростью звука, а где — шажками младенца. В России она движется, так сказать, снизу — через самоорганизацию фанатов и силой их любви. Но я уверена, что скоро мы увидим корейских идолов в московских концертных залах. Хотя бы потому, что корейские развлекательные агентства довольно мобильны и открыты новому (не в последнюю очередь из-за жесточайшей конкуренции между собой). Копите деньги на билеты.
Разве что, вы забыли упомянуть, что MBC - спонсор всего мероприятия, так что эксклюзивность совершенно обоснованная.
Замечательная статья :)
...внушает оптимизм относительно будущего :)
....а Febris Erotica, кстати, уже неоднократно танцевали на к-поп вечеринках, проводящихся раз в сезон. Любимый танец у них, похоже - "О" TVXQ!
:)
....а Febris Erotica, кстати, уже неоднократно танцевали на к-поп вечеринках, проводящихся раз в сезон. Любимый танец у них, похоже - "О" TVXQ!
:)
@blackjack: фуу. Лучше давайте делать ставки, пустят ли JYJ в телехитпарады.
По поводу вашего счетчика вы зря. Это само по себе интересный феномен.
Ок, ре счетчик разрозненные соображения такие: во-первых, Максим прекрасный писатель. У него много читателей вполне заслуженно, и текст его - о культовой фигуре. Но не об актуальном чем-то. Поэтому аудитория у него немаленькая, но ограниченная. Этот мой репортаж, как и вообще колонка, выработав ресурс новизны, сама по себе мегахитом не является и не будет, но у нее есть своя аудитория. Этот конкретный репортаж набирает хиты благодаря галерее и тому, что фанаты, слышавшие/читавшие об эвенте и бывшие на нем, идут посмотреть, что же в прессе о них написали. Т.е. это как апельсины с оленями сравнивать. Если у вас другие соображения, поделитесь плиз.
По поводу счетчика я не столько про то что хорошо, а что плохо и кто какой писатель. Соображения мои скорее о том что вот интересно как корейская попса набирает популярность, и какая это самоорганизованная фанатская маргинальная субкультура. И вот то что этот текст один из самых если не читаемых, то точно посещаемых в рубрике это для меня неожиданность, при том что втф популярности корейской попсы както можно не удивляться уже давно.
Я, честно говоря, сама не понимаю, откуда все эти посетители берутся - или все еще берутся. Т.е. те, кого я могу представить (к-поп фанатская тусовка из ВКонтакте, знавшая о приезде Шайни и фесте), по моей логике, уже должны были уже исчерпаться. В общем, это явление я проанализировать пока не могу, и это мне не нравится :/
Пойду досматривать "Бессмертную песню" - там сегодня была прекрасная Ali.
Ох я посмотрел два выступления с последней ли Бессмертной песни, или с предпоследний. с перепевками Сэндпеблз и Ким Чу Чжа и это ужасно было, они там специально какие-то странные и максимально непохожие каверы делают и это песню ломает и не добавляет ничего. "Я певец", когда там старые песни перепевают, как то лучше раз в сто, но туда конечно идолов не пускают пока.
"Бессмертная песня": оно там раз на раз не приходится. Какие-то каверы - максимально другие, какие-то - ну, там, "One Way", который Jonghyun делал, или "Goose's Dream" Hyorin, Boohwal'евская "Neverending Story" в версии Yesung - довольно близкие. Я вообще как раз непохожие каверы люблю, но не за непохожесть как таковую. Я люблю, когда они другие, но срабатывают.
В певце мой безбашенный фаворит Kim Bum Soo выпустился, и я все жду, когда Insooni что-то безумное сотворит. Сегодняшнюю еще не смотрела - может, там...
Тем кто вдруг читает коменты и хочет проникнуться вот http://www.youtube.com/watch?v=ffvLjjfNTiw
@Kamenai Kim: спасибо! С "Песней" у меня наоборот. Я начала это шоу смотреть, просто потому, что я музыкальные соревнования люблю, а из-за него прониклась и к каким-то идолам, которым раньше двух мыслей не уделяла, как Hyorin или G.O.
У меня многие на Ковер денс ездили, даже не особо любящие Шайни, все с надеждами, что Шайни просто разведчики. Копит деньги в общем.
Дайари для меня платформа почти совсем незнакомая. Надо изучить :) Я вообще соц сети не люблю и пользуюсь только по необходимости.
Где все это лучше смотреть Я-певец и Бессмертная песня? Ссылка уже, кстати, не работает.
Какая именно ссылка не работает?
Шоу "Я - певец" и" Бессмертная песня":
- "БП" вывешивают на allkpop.com и в жж комьюнити omonatheydidn't в день его выхода, в субботу. Полностью эпизоды можно найти в торрентах, где обычно лежат к-драмы и к-шоу.
- "Певец" - в торрентах или стрим на daum.tv http://tvpot.daum.net/brand/ClipView.do?ownerid=V5iyNEJ.4GU0&clipid=36123511&page=1&q=&type=&lu=b_frm_cview_clip