Фестивали, концерты и другие культурные события существуют для того, чтобы объединять людей в трудные времена.

Оцените материал

Просмотров: 29254

Обитаемый «Остров»

Денис Бояринов · 25/08/2011
Pulp, Kvelertak, Aphex Twin, Канье Уэст и другие на экологическом оупен-эйре Øya Festival в Осло

©  Johannes Granseth / Øya Festival

Фестиваль Øya 2011 - Johannes Granseth / Øya Festival

Фестиваль Øya 2011

Произнесешь «Норвегия» — и неминуемо вспоминаешь о побоище Брейвика. Во всяком случае, у иностранцев, которые едут в Осло в августе, трагедия на острове Утойя не идет из головы. Особенно у тех, кого пригласили на крупнейший норвежский оупен-эйр Øya Festival. Ведь øya в переводе с норвежского как раз и значит «остров». Сразу после терактов организаторы этого фестиваля, который проходит в городском парке с тысячелетними руинами и водоемом, распространили заявление, что праздник все равно состоится. «Фестивали, концерты и другие культурные события существуют для того, чтобы объединять людей в трудные времена», — говорилось в заявлении. Забегая вперед, скажем, что у Øya 2011 это получилось.

Øya Festival можно сравнить с московским «Пикником Афиши» — тоже ведь летний оупен-эйр в городском парке. Только Øya идет четыре дня и четыре ночи (те, кому музыки не хватило, после 23:00 перемещаются в клубы Осло, принимающие участие в программе Øya Natt). На нем больше музыки, меньше прочих развлечений и почти совсем нет полиции, несмотря на недавние трагические события. Сцены и входы-выходы фестиваля патрулируют сотрудники охранных фирм, которые почти незаметны. Волонтеры, задействованные на фестивале, — сплошь улыбчивые юноши и девушки. Самые суровые и могучие «представители власти» на фестивале — это врачи из медицинских бригад, поставленные на случай, если кому-то станет плохо. Опять же, в отличие от «Пикника» на Øya Festival беспрепятственно продают алкогольные напитки — пиво и вино, а в пресс-зоне и того крепче. Но это никому не доставляет неудобств — даже медбратьям. На фестивале не видно ни напившихся до беспамятства, ни конфликтов, кутежей и драк. При том что пьют норвежцы немало и сноровисто — пиво берут наборами-линейками по пять стаканов и, даже отправляясь в туалет, со стаканами не расстаются.

©  Johannes Granseth / Øya Festival

Фестиваль Øya 2011 - Johannes Granseth / Øya Festival

Фестиваль Øya 2011

Американцев, которые были со мной в составе делегации иностранных специалистов, на Øya Festival восхищала компактность фестиваля, сбалансированная музыкальная программа и его «экодружелюбность», возводимая организаторами в культ. Øya позиционирует себя как музыкальный экофестиваль: здесь в центре города под ногами — зеленая трава, на горизонте — норвежские леса, в фуд-кортах — органическая еда. И повсюду снуют «санитары поля» — норвежские дети, собирающие в вавилонские башни пивные стаканы (ради развлечения и одной кроны за стакан).

Баланс музыкальной программы Øya Festival состоит в том, что на нем в равных пропорциях представлены скандинавские, европейские и североамериканские группы. Подобрав убедительных хедлайнеров (Канье Уэст, Pulp, Aphex Twin), организаторы не забыли и про перспективных новичков. Стили тоже представлены подробно: от фолка, рэпа и стоунер-рока до клубной электроники всех мастей, причем группы одной ниши и потенциально интересные одной аудитории расставлены по тайм-слотам так, чтобы не пересекаться.

Все это ужасно мило. Øya Festival, сцены которого расположены друг от друга в семи минутах ходьбы, вполне мог бы стать любимым летним оупен-эйром для тех русских, кто понимает всю прелесть музфестивалей, но уже слишком стар, чтобы ради этой прелести жить в палатках и бегать на длинные дистанции от одной группы к другой, как это происходит на раскрученных стотысячных гигантах (Sziget, Exit и т.д.). Для тех, кто предпочитает что-нибудь компактней и комфортней. Минус один — Осло вполне официально считается самой дорогой столицей Европы.

Далее — самые запомнившиеся музыкальные моменты Øya 2011.

Первый день

©  Денис Бояринов

Mungolian Jet Set - Денис Бояринов

Mungolian Jet Set

Mungolian Jet Set
Мои давние норвежские фавориты, ансамбль психоделического диско под управлением весельчаков Пола и Кнута, у себя на родине выступили в расширенном составе — пригласили на сцену труппу бэк-вокалисток в платиновых париках и какого-то норвежского Кобзона в мини-халате и розовой ковбойской шляпе. Все это было сделано, конечно, скорее для смеха и пародии (предположительно на Канье Уэста), чем для музыкального эффекта. Сила Mungolian Jet Set не в вокале, а в танцевальном груве и изобретательности руководителей ансамбля, который вживую легко фланирует от космического диско и болотного фанка к эйсид-хаусу и обратно. Полу и Кнуту помогали родные травинки, березки и накрапывающий дождик — психоделической музыке такой антураж очень к лицу, а вот земляки не помогали: как показалось на Øya, норвежцы предпочитают переживать музыку не в танце, а где-то глубоко в душе.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›