Начать надо с определений – перестать считать и называть поп-звездами тех, кто на самом деле ими не является.

Оцените материал

Просмотров: 17438

Каков поп?

Денис Бояринов · 19/10/2009
В России сосуществуют два мейнстрима. Один - официальный, другой хотелось бы называть реальным

Имена:  Александр Маршал · Анита Цой · Валентина Толкунова · Витас · Григорий Лепс · Ирина Дубцова · Кристина Орбакайте · Лев Лещенко · МакSим · Надежда Бабкина · Полина Гагарина · Сергей Трофимов · Стас Михайлов

©  Herschell Hershey / Flickr.com

Каков поп?
Спроси у любого, что такое российская поп-музыка, и он, не задумываясь, ответит: «Ну как же, это то, что по «ящику» показывают круглосуточно, так, что спасения нет». То есть российский поп — это песни в исполнении Л. Лещенко, В. Толкуновой, К. Орбакайте, А. Цой, Н. Бабкиной, А. Маршала, Витаса, групп «Любэ» и «Песняры» (это если вам повезло и вы включили ТВ во время «праздничного концерта ко Дню работника сельского хозяйства на канале “Россия”» — цитирую по телепрограмме). Или же российский поп — это Рома Кенга, группа «Винтаж», дуэт БиС, Ирина Дубцова и Полина Гагарина, «Каста», МакSим и Банд’Эрос (если вы попали на хит-парад канала Муз-ТВ — данные на 3 октября). У человека с аналитическим складом мышления картина поп-мира, которую можно полностью изменить, нажав другую кнопку на пульте, уже бы вызвала подозрения, но в России не принято подходить к поп-музыке с точки зрения анализа. К ней относятся как к неизбежной данности — как к прогнозу погоды или прихотям колоды карт. И расклад вроде бы предельно ясен: валеты российской попсы — Дима Билан, Сергей Лазарев, неразлучные «Чай вдвоем» и Тимати; дамы — Жанна Фриске, Валерия, Кристина Орбакайте и София Ротару; короли — Николай Басков, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров и Максим Галкин. Туз один, зато козырный — Алла Борисовна Пугачева. Это наиболее распространенная точка зрения, сформированная прежде всего «зомбиящиком», и она, конечно же, не совсем совпадает с действительностью.

Если вернуться к словарному определению, то поп-музыка в наиболее общем своем значении — это ПОПУЛЯРНАЯ музыка. То есть массовая, то есть наиболее коммерчески востребованная. Или же, говоря по-английски, это мейнстрим. Определение делает очевидным: единица измерения популярности исполнителя может быть только одна — это доллар (евро, фунт, рубль), который он зарабатывает своими песнями. То есть самый популярный артист — это артист, который больше всего заработал денег за определенный (измеряемый) отрезок времени. Там у них, на Западе, это ни у кого не вызывает сомнений: там у них самая-самая поп-звезда — это Мадонна, потому что за 2008-й она заработала 242 миллиона долларов, и с этими миллионами не поспоришь.

Этот рациональный «западный» подход в загадочной России неприменим, потому что у нас измерить доходы артиста невозможно. Экономика у нас непрозрачная, соответствующие механизмы, инструменты и институции за двадцать лет рынка так и не сформировались, а главное — сами поп-артисты против того, чтобы их мерили рублем. (О том, почему звезды против, какие институты сформировались и кто из российских поп-музыкантов на самом деле зарабатывает, читайте в подробном докладе нашего корреспондента.) Причины на то у всех, смеем предположить, разные: одни просто живут по установившимся правилам, вторые скрывают доходы, потому что не хотят платить налоги, третьи — потому что систематических доходов (от продаж билетов на концерты, дисков, рингтонов и т.п.) у них и нет, а есть случайные заработки на именинах, свадьбах и корпоративах, в которые конвертируется символический капитал поп-артиста. А символический капитал поп-артиста в России складывается из выслуги лет и объема присутствия на федеральном ТВ, ориентирующемся на аудиторию домохозяек и пенсионеров, и в массовой прессе, зарабатывающей рейтинги скандалами и ужасами. Поэтому тот российский мейнстрим, который живет в симбиозе с медиаканалами, либо страшно консервативен, либо карнавально уродлив, либо и то и другое одновременно. Душой и телом он нездоров. Но именно он и ассоциируется у людей со словом «поп-музыка». И если судить по этой «попсе» о национальном вкусе и уровне образования масс, то становится страшно жить.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • AScannerDarkly· 2009-10-19 19:52:31
    Отлично! Отлично! Отлично!
    Интересно, а какие ещё могут быть классификации в поп-музыке?
    Ух, сейчас бы найти комментатора с фундаментальностью этих дифференциаций несогласного!

    Денис, мне кажется, что мейнстрим-2 совсем в кучу не соберёшь, и честно говоря, не смею признать список персонажей там определённых.
    Ну, а про тех, кто для меня остался.
    В мейнстриме-2 общность исполнителей не очевидна, скорее можно подумать, что каждый из них не сумел за счёт каких-то своих внутренних качеств попасть в список1, хотя в определённое время его талант был расхвален и рекомендован в первоглянцевых кругах. Потенциал был и до сих пор остаётся... зритель ждёт, просто мейнстрим-1 с распростёртыми руками не встречает. Это мнение, конечно, может быть заблуждением, но даже заблуждение будет не лишним в обсуждении. Что касаемо президентов, то они своих патриотических ставок не открывают... есть только информация о любви к культовым зарубежным группам в молодости. Насчёт телевизора и караоке понимаю, сам не так давно нашёл альтернативы не столь ёмкие, но той же породы...
    Это никак не исключает посещение openspace.
    Замечательная статья, но куда более важен производимый ею эффект и сила призывов.
  • masiania· 2009-10-19 20:32:24
    Уважаемый Денис Бояринов. Если вы сваливаете в одну кучу Максим, Ранетки, Шевчука и Земфиру то я советую задуматься о наличии у вас мозгов! Так как у первых двух явно таланта нет!
    Красиво вы пишите но попусту и явно ради того что бы что-то написать и занять место своей писаниной.
  • leesnick· 2009-10-19 23:01:26
    to masiania: что ж вы текста-то не читаете! здесь нет никакой кучи. здесь говорится только о том, что безусловным мерилом популярности артиста служит количество рублей им заработанных. этот текст не о таланте того или иного исполнителя, не тест на наличие у исполнителей мозга, а о том, что нет реальных механизмов для определения популярности и что медийная известность не всегда равна народной любви.
  • FrauKraft· 2009-10-28 09:42:28
    to leesnick
    Ни фига. Анализ мелкий, а написано, чтобы опять на Русский Рок чавкнуть. Ведь было у Бояринова уже: "три вековечных столпа, на которых зиждется российский массовый музыкальный вкус (или безвкусица?), — КСП-шансон, совэстрада и русский рок"
  • annamariya· 2009-10-30 01:40:41
    FrauKraft, я абсолютно согласна с Бояриновым насчёт трёх столпов. Кстати, почему только на русский рок чавкнуть? Почему не на КСП или совэстраду?
    Статья отличная.
  • musmech· 2009-11-01 14:15:07
    Статья конечно не плохая, но со всеми доводами автора согласиться
    не могу. Попробую обьяснить почему.

    Во-первых, показатель сбора денег конечно может являться определяющим,
    для общей массы населения, но это слишком упрощенный подход. Поскольку
    оснавная масса населения интуитивно хотела бы видеть и слышать в СМИ
    самых лудших представителей страны - действительно признаных народом
    "звезд", а не искуственно поддерживаемых с помощью постоянного
    присутствия на Радио и ТВ.

    Во-вторых, если показатель сбора денег, будет единственным критерим
    для кандидата на всенароное признание, то со временем уровень и
    качество нашей культуры может упасть до уровня обычных домашних
    посиделок. Значит, чтобы было хоть какое-то развитие, необходимо
    чтобы народ видел и что-то другое. Ну например "Минута Славы", но
    в разных областях: вокал, инструменталисты, цирковые номера и т.д.

    Также необходимо иметь какой-нибудь рекомендательный совет,
    состощий из профессионально подготовленных людей, имеющих возможно
    не только народное, но и международное признание. Возможно только
    тогда наши "звезды" не будут так из кожи лесть, чтобы любым способом
    заслужить всеобщее признание. Трудиться надо Господа, а не тусоваться!

    И еще, у новоиспеченых "звезд", часто от успеха "крышу сносит". Они
    часто думают, что уж теперь так будет всегда! Ан нет, через
    некоторое время оказывается, что ничего другого они предложить не
    могут. Мотаются кругом, дают концерты на одном и томже репертуаре.
    Если поклонников долгое время кормить одним и темже хлебом, врядли
    их на долго хватит. Вполне возможно, что это мое частное мнение.
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:06:13
    masiania:
    Согласен с Вами полностью, как то уже все под одну гребенку взяли, различные стили музыки и отношение к ней. Тупо :(
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:06:57
    <a href="hit.ua">Каша</a>
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:07:27
    [url=http://www.openspace.ru/][/url]
Все новости ›