Оцените материал

Просмотров: 14651

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый

Екатерина Дёготь · 15/12/2008
Общее мнение арт-профессионалов: это не кризис, а возвращение к норме. Слава Богу, можно вообще перестать говорить, сколько стоит произведение искусства

©  Art Basel Miami Beach

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
VIP. Многие всю жизнь сомневаются, вышли они в люди или нет. Если ездить на ярмарки современного искусства достаточно регулярно, вопрос снимается: рано или поздно тебе начинают присылать карточку VIP, не дающую, впрочем, особых привилегий, кроме права посетить очень дорогой ресторан (нет, вру: в этот раз еще подарили ярко-розовый тряпочный мешок. Типично виповская вещь). Мне уже приходилось описывать жизнь псевдо-VIP в Лондоне в реальном времени, но в Майами с реальным временем оказалось хуже (джет-лэг…), а события на родине (премия, которую уже не хочется называть по имени) потребовали немедленного реагирования. Так что на сей раз VIP погружается в — свежие, впрочем — воспоминания.

Мы с Еленой Пантелеевой из Blacksquare были чуть ли не единственными российскими журналистами, чья поездка в Майами не была оплачена куратором выставки Russian Dreams Ольгой Свибловой. И я не участвовала в богатой экскурсионной программе русской тургруппы — не видела мыс Канаверал, крокодилов и чего-то еще, столь же увлекательного. У меня была уверенность, что этим всем моих коллег заняла Ольга Свиблова, но оказалось, что то была их собственная инициатива, так что прошу у Ольги Львовны прощения, что я могла ее заподозрить в чем-то столь кошмарном. Но, во всяком случае, на многочисленных выставках и ярмарках (количество событий просто поражало воображение) за неделю я почти никого из российских критиков и художников не встретила.

©  Art Basel Miami Beach

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
Майами. В аэропорту Майами репродуктор просит всех прилетевших забрать свои байдарки, серфинговые доски и клюшки для гольфа на стойке неформатного багажа под номером три. Вот такая тут жизнь. Круглый год.

Вот в такой жизни пару лет назад открылся филиал ярмарки Art BaselArt Basel Miami Beach (ABMB). Сама швейцарская столица арт-рынка — место пресное, унылое и никак не может конкурировать, например, с Венецией, где праздник у директоров музеев и кураторов, а не у торговцев искусством. В результате получалось, что в Базеле — презренное бюргерское подсчитывание доходов и расходов, а в Венеции — аристократическое швыряние денег на ветер, безумный шик. Что Базелю, конечно же, было несколько обидно.

Эту ситуацию одним резким движением изменил Сэм Келлер, тогдашний директор «Арт-Базеля». Для «мира Маммоны» он нашел свою Венецию — живописную, с хорошей погодой, с богатыми коллекционерами на пенсии и даже с некоторой традицией. В Венеции — Палаццо Дожей, а в Майами-Бич — модернистская архитектура, белые кубические домики, названия отелей написаны непередаваемым шрифтом 1950-х.

Майами-Бич, простодушный дешевый курорт, после появления здесь «Арт-Базеля» превратился в модное место. Запестрели всякие IT-личности. Они, разумеется, тут же потянулись и в соседний, глубоко криминальный город Майами, который тоже довольно живописен — пустынная одноэтажная Америка бледно-розового цвета под палящим солнцем. Теперь среди обшарпанных обувных складов и мрачных кубинских забегаловок можно иногда встретить интернациональную галерею. Кураторы (под мышкой Prada и Balenciaga) встречаются на перекрестке с местными черными парнями (под мышкой Smith & Wesson и Beretta). Такие ситуации кураторы просто обожают.

©  Art Basel Miami Beach

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
Все это перерождение Майами-Бич случилось пару лет назад, когда арт-рынок был еще больше, чем рынком, — он был образом жизни, стилем, предметом гордости. Вокруг возникли нули, много нулей. За их счет каждый из нас и жил при этом бизнесе, даже если прямо ничем и не торговал. Говорил: «Я занимаюсь современным искусством» — и все, в глазах собеседника возникали нули. Уважение было гарантировано.

Теперь это вроде бы кончилось. Больших продаж на нынешней ярмарке никто не ожидал. Хозяева отелей в Майами волновались: приедут? Не приедут? Уф, приехали: были и Наоми Кэмпбелл, и Бейонсе, и Кельвин Кляйн, и Марк Джейкобс, и Дэвид Линч, и кому там еще полагается. Правда, как отмечали местные газеты, зря галеристы в прошлом году выучили «dos vedania» (получилось у них по-испански, но мы поняли), потому что русские коллекционеры в Майами не приехали.

Во всяком случае, вблизи искусства их не видели — только вблизи икры, на русской вечеринке. Не знаю, может, они тоже предпочли потом крокодилов.

Кризис. По улице на эвакуаторе провезли автомобиль — спереди он был весь оклеен зеркалами, сзади выкрашен в какой-то немыслимый цвет. Ярмарка должна была открыться на следующий день, и весь опыт последних лет подсказывал, что перед нами произведение искусства, которое вскоре займет свое место в центре ярмарочного холла. Большое, блестящее, бесполезное, очевидно дорогое, прикольное и понятное: всякий идиот (и в особенности идиот) знает, как выглядит «роллс-ройс». Последняя ярмарка Frieze, например, просто ломилась от таких вещей.

©  Art Basel Miami Beach

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
На главной ярмарке ABMB автомобиля не оказалось. На нескольких более мелких — тоже. Наверно, его повезли на какую-то частную вечеринку. Богатство, как и порно-шик, снова удалилось в сферу частной жизни.

Вообще, ярмарка ABMB поразила прежде всего тем, чего на ней не было — ну, или этого было меньше, чем обычно. Огромных картин с мускулистыми фигурами а-ля тоталитарный кич. Огромных картин с белыми полосками а-ля модернистский кич. Огромных инсталляций в виде игровой площадки для взрослых. Веселых перформансов (бродила, правда, одна странная парочка, запечатленная на фото у коллег в Арт-Таймс). Золота и брильянтов. Заигрываний с масскультом (якобы это арт). Порно во всех его видах (якобы это арт). Глянцевой фотографии в духе Vogue (якобы это арт — такое вот было у искусства в последние годы заклинание. Не очень убедительное).

Арта вообще было меньше, чем обычно. Искусство было.

Я даже удивилась. Мы с Дмитрием Гутовым встретились, застряв на одном маленьком стенде, и начали ахать и охать: смотри, транспортир прямо к стене приклеен! И ластик! И карандашиком нарисован дельфинчик! И написано что-то на стене! Господи, неужели такое опять возможно — что-то легкое, поэтическое, свободное? Без жира? Без японских комиксов? Неужели многие галереи показали рисунки, коллажи, черно-белые фото, концептуальные проекты? Да какие хорошие! А если золото и брильянты — то это тоже концептуальный проект, как в работе одной колумбийки, которая заказала браслеты из осколков стекла, оставшихся после одного знаменитого наркотеракта, — причем заказала их ювелирам, которые как раз работают для наркобаронов.

©  OPENSPACE.RU

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
Ну, во всяком случае, так было в наиболее интересных разделах ярмарки — Ars Nova, Ars Supernova, Ars Positions, где были молодые и более экспериментальные галереи. А туда, где жирные, я лично старалась вообще не ходить, чтобы не сильно расстраиваться. Но и там все было поскромнее, чем обычно.

В кулуарах ярмарки много обсуждался вопрос о кризисе. Очевидным образом продаж было меньше, чем раньше, и работы не сметали со стендов в первые пятнадцать минут. Кое-какие были зарезервированы — покупатель думал: практика, почти забытая в прошлые годы.

Тем не менее, по мнению практически всех галеристов, это означает скорее возврат к норме. Пора покончить с пузырями. Долой спекулянтов, которые покупали, чтобы тут же перепродать. Возвращается понятие «супружеская пара любителей искусства». Будут продаваться менее дорогие вещи, но для настоящих коллекционеров — тех, кто ищет новый талант, а не то, что есть у соседа, — это даже лучше. Общее мнение: как хорошо, что мы можем оценивать работу саму по себе и даже не упоминать, сколько она стоит! И вот-вот возникнет тот самый мир искусства, о котором мы могли только мечтать!

Для меня, впрочем, это возвращение к норме, предшествовавшей припадку безумия под названием «всплеск арт-рынка», не снимает вопросов, которые мучают меня давно. Я видела на ярмарке много умных и тонких работ, которые тем не менее оставались работами и как таковые трогали меня отчего-то куда меньше, чем что-то, что работой никак не назовешь.

©  OPENSPACE.RU

Мемуары VIP об Art Basel Miami Beach. Выпуск первый
Вот, например, иду я по ярмарке, и вдруг меня пронзает взгляд, да не один. Совсем не отсюда взгляд, и тем более щемящий. На стенде одной фотогалереи выставлено шестьдесят анонимных фотографий советских офицеров в парадной форме. 1960-е годы, ч/б, края закручены. Очевидно, фронтовики, с орденами, ничего такого благородного и героического в этих фотках нет. Тупая официальная съемка, девять на двенадцать. Но такая была в этих глазах тоска — тоска того, кто спасся, но загублен, кто остался жив, но как человек и гражданин — умер…

И ясно было, что этих людей не пускают в веселый глянцевый мир современного искусства. Уже всех, кого можно, впустили — и проституток, и разных фриков. А этих — нет. Как будто с того света они на меня смотрели. И какие-то, не побоюсь этого слова, неотмщенные.

На следующий день их уже там не было. То ли галерист поменял их на что-то менее раздражающее, то ли их кто-то купил и сразу унес. Недорого ведь было. Это ж вам не современное искусство.

Окончание мемуаров VIP на ярмарке ABMB читайте в ближайшие дни



Последние материалы рубрики:
Мог ли ультраправый националист не получить премию Кандинского? 11.12.2008
Курт Кобейн в башне из слоновой кости, 21.11.2008
Дневник VIP на ярмарке Frieze. Заключительный выпуск, 21.10.2008
Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск третий, 20.10.2008
Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск второй, 16.10.2008
Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск первый, 15.10.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • ostrov· 2008-12-15 23:58:14
    Вот, это стезя Деготь!
    Гламурненько, с упоминаниями нужных коллег и фэшн-марок (спонсоры Свибловской выставки, Катя, вам должны быть благодарны, они в Москве торгуют как раз перечисленными Вами марками)!
    Поражает все такой же низкий уровень аналитики, как и в предыдущих статьях.
    Скажу честно, противно было читать отчеты с Фриза, у Деготь появился какой-то неприятный налет гламурности до этого ей не свойственный. Думал временно - ан нет - тенденция!
    Не обошлось без упоминания премии Кандинского, видать еще не кончился запал.
    Артхроника, кстати, печатала крупное интервью с Деготь в марте этого года, в котором называла Катю чуть ли не лучшим арт-критиком современности. Как-то не укладывается все это в голове.
    Мне кажется, кто-то из них двоих врет, или Деготь, или Артхроника.
  • Ania_Shestakova· 2008-12-16 09:57:00
    вот, что меня поражает... так это комментарии под каждым текстом.
  • antosha· 2008-12-16 13:14:46
    И очень правильно, что премия названа не по имени. Не то, чтобы обидно за это имя. Просто, когда встречаешь его, скажем, на сайте нью-йоркского Гуггенхайма, как анонс выставки великого художника, то теперь в сознании всплывают... нет, не плакаты Беляева-Гинтовта, другое... лысины учредителей премии. Не хотелось бы. Может, стоит инициировать процесс ее переименования?
    Что же касается крокодилов, то о них в Майами мне тоже приходилось постоянно слышать, но не от Свибловой, а от коллег: мол, едешь на крокодилов смотреть? Я не поехал. А что, кто-нибуть ездил?
    На мыс Канаверал, насколько мне известно, собирались Кулик с Шутовым, но тоже, вроде как, по причине личного интереса к космической теме.
    Так что, может, Ольга Львовна не так уж и виновата?
    ))
  • AnnaD· 2008-12-16 17:12:38
    Позорная статья какая. Как можно придираться к карточкам ВИП официального мероприятия, которые, кстати, очень удобные- дают возможность посещения всех выставок в Design District, а также неверно упомянутых Art Positions и пр., передавать непроверенную информацию- читай, сплетню, и ни слова не написать о выставке Russian Dreams? Выставку то Вы видели? Расскажите!!
  • antosha· 2008-12-16 17:55:40
    to AnnaD:
    Что вы такая нетерпеливая и невнимательная?
    Будет вам продолжение мемуаров в ближайшие дни: обещано же в последнем предложении.
    Думаю, интересующимся русской выставкой мало не покажется
  • degot· 2008-12-16 18:56:15
    To antosha: действительно, вы правы, свиблова оказалась ни при чем по части крокодилов - поправила и принесла ей извинения. to ostrov: а кто спонсоры Свибловой? Они торгуют в Москве береттой? Дайте срочно адрес!
  • ostrov· 2008-12-18 12:16:16
    to degot: Катя, Вы правда хотите подискутировать? Хорошо.
    Объясню мои претензии, как читателя к вам в частности и ко всему издательскому дому в общем:
    Деготь является самым опытным и именитым арт-критиком из всех, кто работает опенспейсе, блэксквере и арт+окшн.
    Последний, кстати, я все-таки нашел в одной из Азбук Вкуса, но скажу честно, у меня есть вопросы к отделу распространения этого журнала. Вы либо громко заявляете, что журнал вышел и его можно купить везде, либо не заявляйте вообще. Поверьте, невозможность купить журнал в центре Москвы очень раздражает вашего конечного потребителя.
    Так вот, если в блексквере налет гламурности понятен и наличие "джинсы" допустимо - таков формат, то такие же вещие у Деготь просто режут глаз. От Деготь ждешь профессионального критического анализа, уверен, что с ее опытом и мастерством это не проблема. Но вместо этого мы видим то, что мы видим.
    Упоминание прада и баленсиага, Катя, раздражают. Вы же не Вог в конце концов. Кто ими торгует в Москве Вы знаете, эти же люди организовали русскую вечеринку в Майами. Стеб над Свибловой и ее крокодилами, а потом извинения - просто уже ни в какие ворота. Что за мелочные откаты? Боитесь потерять место в школе Фотографии?
    Скажу честно, что ждал от Деготь профессионального обоснования "фашизма" Беляева-Гинтовта. Мне кажется, что любой профессиональный оратор или писатель может за несколько минут убедить любого слушателя в том, что черное на самом деле белое и наоборот. То что Деготь не удосужилась нам всем доказать наличие "фашизма" в искусстве Беляева-Гинтовта говорит мне о том, что она вообще не ставила себе такой цели.
    Настоящей целью для нее является корпоративная война. Она даже на Сити ФМ в воскресенье в рубрике "скандалы недели" назвала премию "фашистской", то есть говорила уже не с площадки опенспейс, а от себя лично.
    В тот же день позже арт-критик Панов не смог в прямом эфире доказать, что Беляев-Гинтовт "фашист" и отказался от своих обвинений. Скажите, а вообще кто-нибудь может в принципе доказать "фашизм" в работах этого художника?
    В течение недели было несколько целенаправленных наездов на журнал артхроника именно в маркетинговом контексте, что и выдает корпоративный наезд. А фраза в ссылках недели: "Отвечаем: да, мы, конечно, считаем своим долгом конкурировать с «АртХроникой» изо всех сил, но не по заказу инвестора или тусовки. Искусство значит намного больше, чем гламур и пиар." вообще противоречит всему, что вы делаете на опенспейсе в разделе искусство. У вас же сплошной гламур и пиар, а конкурировать вы с артхроникой вы пытаетесь не на поле критическом, а на поле рекламном, что и говорит о заказе инвестора.
    В новом арт+окшн нет ни одной рекламы арт-галереи и аукционного дома, зато есть привычная по блекскверу "джинса" с ювелиркой и куча всего не относящегося ни арт, ни к окшн. Я нашел всего 4 качественных текста об искусстве.
    Если вы хотите бороться с артхроникой за рекламодателей - так делайте качественный продукт, а не еще один гламурный глянцевый журнал с уклоном в искусство. Я не знаю какому коллекционеру должен быть интересен первый номер арт+окшн, разве что очередной временной подруге этого коллекционера? Вы для таких как она делаете журнал?
    Артхроника в свою очередь тоже ошарашила всех своей непроверенной новостью про носова, потом ее сама и опровергла. Это был очень странный ход с их стороны: либо часть большого плана по ответным действиям, либо несогласованность внутри редакции. В любом случае их ответ, насколько я понимаю, будет на следующей неделе, когда выйдет очередной номер журнала.
    Вообще наблюдать за корпоративной войной с одной стороны интересно, а с другой противно. Причем такое двойственное чувство появляется все чаще и чаще повсеместно.
    Видимо, вам "надо учиться, учиться и еще раз учиться, чтобы суметь нам что-то правильно объяснить".
  • antosha· 2008-12-18 15:03:48
    to ostrov:
    Что это за блядство? "От Деготь ждешь профессионального критического анализа, уверен, что с ее опытом и мастерством это не проблема. Но вместо этого мы видим то, что мы видим."
    Вы это про что - про Майами или про Беляева-Гинтовта? Последний проанализирован уже, как говорится, по самые помидоры. Или еще научную конференцию по его творчеству соберем?
    А может, вы просто маркетолог? Придираетесь к модным маркам, сравниваете дистрибуцию журналов и количество рекламных полос. Почем там сейчас рекламка в Артхронике? Все еще по 500 долларов за полосу? Или уже дешевле в связи с кризисом?
    Впрочем, я эти журналы редко открываю и вам не советую: все это рудименты "всплеска арт-рынка", ушедшего, кажется, безвозвратно по крайней мере в нашей стране. Читаем интернет и газеты (они тоже все в интернете есть, да еще с комментариями читателей)
    По большому счету придираться к Деготь - это уж как-то совсем нелепо. Как высказался в частной беседе один арт-деятель: "Нам она все-таки нужна больше, чем мы ей".
    Понятно, что ее взгляд шире, чем у арт-тусовки, и это, наверно, задевает. Вон про советских офицеров в парадной форме как проникновенно сказано ))




Все новости ›