Оцените материал

Просмотров: 45620

От кризиса до кризиса: главное

Денис Бояринов · 25/12/2008
Важнейшие альбомы десятилетия в отечественной музыке по версии OPENSPACE.RU
1998
Сергей Курехин
«Детский альбом»


Последняя пластинка первого лица советского авангарда за рубежом (при жизни) и в России (после смерти) была записана в 1996 году, но на CD вышла только в 1998-м — через полтора года после скоропостижной смерти Курехина. «Детский альбом» — самая доступная по форме пластинка великолепного пианиста и неутомимого выдумщика, который изобрел импровизационное шапито «Поп-механика», где музыканты участвовали наравне с художниками, поварами и козами. 10 запоминающихся мелодий, положенных на абсурдные стишки (на русском, английском и украинском), как-то сразу же были посчитаны шуткой гения, дружеской пародией на БГ, который приложил руку к двум трекам. По прошествии времени в «Детском альбоме», как в катренах Нострадамуса, нетрудно углядеть пророчества о смерти русского рока и стагнации авангарда; о приходе нового поколения музыкантов (в 1997-м появился Лагутенко, затем — Маша Макарова и Земфира); о всеобщей инфантилизации культуры; о легализации эротики и русского мата в поп-лирике и даже о том, что Елена Корикова, исполнившая трек «Колосок-Голосок», превратится в «плохую девочку». Думается, что сам Курехин, когда-то упоенно доказывавший, что Ленин — гриб, отреагировал бы на эти расшифровки скрижалей ироничной ухмылкой. Однако совершенно необходимо сказать, что «Детский альбом» не зря открывает список итогов десятилетия — похоже, что это лучшая русская пластинка за всю декаду. Без всяких шуток.

Также:

Tequilajazzz
«Целлулоид»


Третий альбом группы экс-бас-гитариста «Объекта насмешек» Евгения «Ай-Ай-Ай» Федорова был записан за беспрецедентную по тем временам сумму в 70 тысяч долларов и вышел настолько хитовым, что группа даже извинялась за некоторые песни перед своими преданными поклонниками. Ни один доллар из бюджета не был потрачен зря — «Целлулоид» до сих пор звучит по-нездешнему и как новенький. Особенно гитары.

Маша и Медведи
«СолнцеКлёш»


Блестящий дебют Маши Макаровой и ее группы заслонил их же радиохит «Любочка» на переиначенное стихотворение Агнии Барто. За притопами-прихлопами «Любочки» и поклонники, и противники не заметили того, что в России появилась своя группа The Cranberries — такая же сильная вокалистка и такая же мощная фольклорная основа в песнях. Кажется, и сама Маша Макарова этого не заметила.



1999

Наталия Медведева & Трибунал
«А у них была страсть»


Наталия Медведева — модель, актриса, певичка кабаре, поэтесса, лицо со шрамом, писательница и «чудовище», как называл ее в «Книге мертвых» законный муж Эдуард Лимонов. «А у них была страсть» — альбом физиологичных песен о любви, похоти и смерти — наверняка посвящен и ему тоже. А также экс-гитаристу «Коррозии металла» Сергею «Борову» Высокосову — последней любви Медведевой, который положил ее стихи, пропетые тяжелым проникающим голосом на жесткие блюзовые и треш-металлической скорости гитарные риффы. Никто ни до, ни после Медведевой не пел о страсти между мужчиной и женщиной с такой звериной яростью и взрослой откровенностью. И неизвестно, споет ли в будущем.

Также:

Михей и Джуманджи
«Сука-любовь»


Если про Майка Науменко из «Зоопарка» принято говорить, что он перевел рок-н-ролл на русский язык, то Михей (экс-участник хип-хоп-команды Bad Balance Сергей Крутиков) перевел на язык русской поп-музыки чернокожий регги и соул. К сожалению, второй альбом Михею записать не удалось — инсульт оборвал его жизнь в 2002 году.

Земфира
«Земфира»


Спродюсированный Ильей Лагутенко и записанный с участием музыкантов «МТ» дебют Земфиры Рамазановой — прирожденной певицы, которая в кратчайшие сроки станет народной артисткой России. Не по бумагам, а по факту.


2000

Земфира
«Прости меня, моя любовь»


Первая пластинка Земфиры захватывала дух свежестью. Вторая — явственно убеждала, что мы имеем дело не с группой и не с коллективным разумом, а именно что с единой волей, которая делает все по-своему. С женщиной, которая поет. Освободившись от чужих наставлений и указаний, самая самостоятельная творческая единица Российской Федерации записала свою «песенную азбуку» — 13 песен, которые уже вошли в фольклор и клеенчатые буклеты караоке. После выхода этого альбома случилось самое убедительное доказательство страшной силы песен и певицы: во время концерта Земфиры на стадионе «Туймаада» в Якутске в давке пострадали 17 человек. «Пожалуйста, не умирай».

Также:

Нож для фрау Мюллер
«Мечты — третий сорт»


От кризиса до кризиса: главное
Вначале был «Алло, супермен!» (1998), но именно с этого диска Россия открыла для себя дурашливую лаунж-электронику проекта Олега Гитаркина и Олега Кострова, одновременно вдохновленную американским трэш-кино и советскими детскими фильмами. Впечатление было навылет: инфантильной сэмплоделики а-ля «Ножи» скоро стало так много, что быстро стало тошно.


Корабль
«Цепи любви»


От кризиса до кризиса: главное
Энциклопедия русской дворовой песни, записанная группой глубоко интеллигентных москвичей — архитекторов и художников. Одно время «Корабль» всерьез сравнивали с «Ленинградом»: пересечения в некоторых песнях доходили до возможных обвинений в плагиате. Но, к счастью, компания разгильдяев из «Корабля» и пальцем не шевельнула в сторону народной популярности группы Сергея Шнурова, так что там, где у Шнурова теперь глумеж и похабщина, у «Корабля» так и осталась безнадежная ретро-романтика. Также альбом «Цепи любви» содержит один из самых впечатляющих рэп-речитативов на русском языке — см. песню «Соси банан».


2001
Тату
«200 по встречной»


Дуэт «Тату» — это русский ремейк Sex Pistols; продюсерский проект, в котором в общем-то не было ничего нового, кроме упоительного градуса наглости и пренебрежения писаными-неписаными правилами. В ролях: наш Малькольм Макларен — якобы психолог Иван Шаповалов, наши Сид Вишез и Джонни Роттен — экс-участницы группы «Непоседы» Юля Волкова и Лена Катина. Результат тот же: США и зараженные ее влиянием территории легли к ногам — в данном случае к девичьим, в белых гольфах. Жаль, запала надолго не хватило, хотя история с реалити-шоу в гостинице «Пекин» и записью альбома «Поднебесная» была хороша (кстати, и итоговая компиляция тоже), но уж слишком наркоманская. В память о том, что и у нас была эпоха, осталась пластинка поп-брейк-бита «200 по встречной», в которой есть свои «Anarchy in The U.K.» и «God Save The Queen». А песня «Нас не догонят» и вовсе достойна того, чтобы стать гимном Российской Федерации — надо только попросить Сергея Михалкова чуть-чуть переделать куплеты.

Также:

Два самолета
«Подруга подкинула проблем»


От кризиса до кризиса: главное
Первопроходцы русского ска и ветераны питерско-московской клубной жизни, певшие на выдуманном языке, с этой пластинкой на родном и могучем неожиданно оказались в радио- и телечартах — благодаря титульной песне, на которую все остальные совсем не похожи. И то хорошо — чтобы помнили.

П.Т.В.П.
«Гексаген»

От кризиса до кризиса: главное
Первый альбом уникальной группы из Выборга, изданный на компакт-диске. «Последние танки» (у аббревиатуры ПТВП есть еще с десяток других расшифровок) на самом деле последние панки. И в Питере, и в Париже, и в Пенсильвании. А одержимый бесами и сексом поэт-вокалист Леха Никонов — последний герой в самом что ни на есть «цоевском» смысле. Также «Гексаген» — первая и последняя антипутинская пластинка, которая была записана за историю президентства ВВП.


2002

АукцЫон
«Это мама»

От кризиса до кризиса: главное
Интересный случай — концертный альбом, в котором новых песен было 4 из 10, перевернул представление о группе, совершенно справедливо числившейся в классиках русского рока. Благостно-умиротворенный «АукцЫон» из 1980-х и 1990-х на этой взвинченной записи предстал нервной и вредной группой, на которую не только «накатила суть» (по выражению «АукцЫона»), но и которая сумела эту «суть х*йнуть», по выражению Сергея Шнурова, прямо в солнечное сплетение. Суть, как нам кажется, вот в чем: «Это мама» из образного ряда Леонида Федорова — это зима, как бы его герой ни уповал на то, что «зимы не будет». И в обрамлении лютых, как сибирские морозы, джаз-роковых аранжировок песни «АукцЫона» всегда будут убийственно болезненными и нежно-родными для русского человека — особенно в такую холодную пору, как сейчас. «Все профукал пропукал / Теперь гуляй сокол/ Да радуйся громче сука/ Никого не осталось около».

Также:

Pep-See
«The Танцы»


Женское трио, с которым начинал работать Курехин, да бросил, — одна из немногих групп в России, делавшая музыку, которую и сейчас можно играть на дискотеках. К сожалению, «The Танцы» — последний альбом еще действующей команды.

Каста
«Громче воды, выше травы»


Своим дебютом ростовские парни показали, что русский рэп живет не только в столицах, Москве и Петербурге, и что он вообще живет. Проданный суммарным тиражом около полумиллиона, диск теперь заслуженно называется классикой русского хип-хопа.


2003

Глюкоза
«Глюкозаностра»


Еще один приличный поп-проект, которых в России — по пальцам пересчитать (на Украине почему-то не в пример больше), принадлежит авторству неудавшегося рок-певца, композитора и продюсера Максима Фадеева, писавшего хиты Линде и Кате Лель. Позаимствовав идею виртуального ансамбля у группы Gorillaz, мелодии и грув — из саундтреков к фильмам Квентина Тарантино, а лексику — у косноязычных подростков, Фадеев слепил продукт, который неожиданно стал бомбой. Да такой мощной, что проект пережил материализацию трехмерной солистки в заурядную блондинку, дуэт с Веркой Сердючкой и альбом «Москва», как две капли похожий на дебют. Песни Глюкозы произвели большое впечатление даже на бристольского беса Трики, и не только потому, что он много курит.

Также:

Гуджа Бурдули
«Пловец, певец прекрасных дам»


От кризиса до кризиса: главное
Главная музыка на территории РФ, если верить рейтингам продаж CD, — это, вообще-то, блатняк и городской романс. 60-летний грузинский старец — актер, тамада, личный друг Никиты Михалкова и Шона Пенна — исполняет затертую классику уличной песни под скупую гитару и клавиши, так что колючий ком подступает к горлу и у женщин, и у мужчин. Если бы диск услышал Том Уэйтс, думается, что он мгновенно записался бы в компанию к Михалкову и Пенну. Само собой, что в рейтингах продаж этот диск никогда не значился.

Стас Барецкий
«Цензура»


От кризиса до кризиса: главное
Тоже шансон, но другой, совершенно новый. Первый альбом человека-горы, экс-охранника продуктового рынка в Рамбове, самобытного поэта и единственного сына старушки матери вышел в серии «Сильная песня», и не зря: это пресловутая новая искренность размера XXXL.


2004
Гражданская оборона
«Долгая счастливая жизнь»


По словам Егора Летова, «Долгая счастливая жизнь», записанная после восьми лет молчания народной панк-группы, и «Реанимация» (2005) — это диптих. «28 композиций по 14 на альбоме, 28 взглядов одного и того же человека, который родился и ходит, болтается между адом и раем, между небом и каким-то невиданным дерьмищем». 28 беспощадных песен о том, что нет ничего страшнее жизни, долгой и счастливой, сыграны в нездешней эстетике грязного гаражного рока. Что тут еще сказать — тут слушать надо.

19 февраля 2008 года поэт и певец Егор Летов умер во сне. Песня «Без меня», которая могла бы стать ему лучшей эпитафией, идет на диске «ДСЖ» вторым треком.

Также:

Мумий Тролль
«Похитители книг»


На этом «неполноценном» альбоме — саундтреке к странному фильму для юношества — Илья Лагутенко отставил в сторону свои манерные ужимки-прыжки, эротические мяукания и другие годами отработанные позы, записав несколько взрослых баллад о юности. Однако волею судеб сюда же угодил и самый сладострастный хит МТ «Медведица».


СуперАлиса
«Татарстан супергуд»


От кризиса до кризиса: главное
Стопроцентно экспортная музыка, которую оторвали бы с руками западные коллекционеры обскурной электроники. Татарская певица СуперАлиса, совместив национальные мелодии и национальный язык с хитами ABBA, 2 Unlimited и Майкла Джексона, сочинила натуральный шедевр наивного электропопа.




2005

Звуки Му
«Сказки братьев Гримм»


В 1999-м «отец родной» Петр Мамонов выпустил сборник «Набрал хороших на один компакт», подведя черту под своей, так скажем, сольной карьерой, и вступил в новый век, где его больше занимал синтетический театр, чем собственно музыка. Диски, впрочем, исправно выходили: выдержки из спектаклей («Шоколадный Пушкин», «Зелененький», «Мыши-2002») и шумовой «Электро Т». На последней пластинке Мамонова музыки тоже не очень много — стон да вой гитарной струны. Зато достаточно смыслов. Бывший горький пьяница и дебошир перелицевал сюжеты жутковатых немецких сказок в притчи о нашей жизни, из которых, как и из летовского диптиха, следует, что жить страшно и тяжело, но преодолеть этот страх можно добровольной аскезой и кропотливым трудом. «Да-да, поживи в деревне зимой, научишься, как работать с золой», — выступает Мамонов в песне «Золушка» за добрую фею, которая и не думает браться за волшебную палочку. В обласканном народной любовью и правительственным вниманием фильме «Остров», вышедшем после «Сказок», персонаж Мамонова своим примером учил примерно тому же: что надо просто катать свою тележку с углем туда-сюда, не ропща на обстоятельства, — и спасешься. «Сказки» подают эти проповеди праведника не столь агитплакатно, как фильм, тем и ценны.

Также:

Телевизор
«Отчуждение-2005»


От кризиса до кризиса: главное
Мегамизантроп и принципиальный неудачник Михаил Борзыкин записал альбом «Отчуждение» еще в 1989 году, но из-за конфликта с продюсером записи Александром Шульгиным смог выпустить его только в 2005-м. Впрочем, мрачный синти-поп «Телевизора» и мировосприятие Борзыкина такой природы, что им не требуется адаптация к последним веяниям российского времени. Эти песни вечны.


Кровосток
«Река крови»


Один из первых и наиболее ярких российских примеров того, как выложенный в интернет самопальный альбом сделал виртуальный проект реальностью. В этом году случай «Кровостока» — художников, показавших звериный оскал настоящего русского гангста-рэпа, — повторили рэперы Ноггано и Сява.


2006

Аквариум
«Беспечный русский бродяга»


Лучшая запись в новом веке Бориса Борисовича Гребенщикова, еще в 1980-х признанного гуру поколения, напоминает все знаменитые альбомы «Аквариума» разом — от «Треугольника» и «Акустики» к «Радио Африке», «Русскому альбому» и «Костроме Мон Амур». Но только если на вышеупомянутых альбомах-вехах русского рока БГ был преимущественно страшно серьезен, то на «БРБ» он не скрывает хитринки в глазах и лукавой усмешки в заплетенную бородку. «Бродяга» — альбом смешных пародий на самого себя, где БГ не упускает возможности подтрунить не только над собственным культом, но и над другими русскими культами — алкоголя и аскезы, царя на троне и без царя в голове, славянофилии и русофобии и т.д. Кроме того, эта пестрая пластинка, музыкально решенная в спектре от кельтского фолка до квазитехно, очень легко и занятно слушается, что для России редкость.

Также:

Елочные игрушки
«Дикие Елочные игрушки»


От кризиса до кризиса: главное
Диск — поэтический сборник. Электронные продюсеры-самородки Саша Зайцев и Илья Барамия («Елочные игрушки») собрали под одной обложкой свои эксперименты по совмещению не слишком-то ритмичных рифм друзей с синтезаторными текстурами. В друзьях у дуэта сплошь таланты — Леха Никонов из ПТВП, Галя Чикис, психорэперы 2H Company, натуральный поэт Андрей Родионов, шансонье Стас Барецкий, тележурналист Кирилл Иванов. Олег Нестеров называет этот уникальный жанр «новой городской поэзией».

Тимати
«Black Star»

Если «Дикие Елочные игрушки» — это северный полюс хип-хопа, то Тимати — очень южный. Тимур Юнусов, когда-то бывший на подтанцовках у Децла, ведет себя так, будто он рэп-звезда в Штатах, а не в России: колотит понты по негритянским стандартам, открывает рестораны и клубы, заводит именные линии одежды и т.д. Дебютный альбом его на удивление оказался совсем не плох — на нем нашлось место и кальке со Снуп Догга, и обращению к Президенту в стиле советской патриотической песни. Феномен!


2007

Ленинград
«Аврора»


Превратив «Ленинград» из бешеного клубного оркестра «пьяных мачей» в рок-группу для миллионов, Сергей Шнуров, что удивительно, не скурвился, а только расцвел. Покинув отечественный мейджор Gala Records, Шнур основал собственный лейбл «ШнурОк», на котором стал выпускать сильнейшие пластинки «Ленинграда», перемежая их, в его лексике, всякой х**ней, чтобы мысль не застаивалась. В 2004 году вышел мюзикл «Бабаробот» — пожалуй, самая смешная запись «Ленинграда», одновременно пародия и дань почтения забытой культуре советской музыкальной сказки. В 2005-м появился насущный «Хлеб», где нашлось место и социальной критике («Кредит» — на стихи уже упоминавшегося Стаса Барецкого), песне протеста («Свобода») и даже экзистенциальной философии («Суть»). Последняя пластинка группировки «Ленинград» — «Аврора» — тоже не уступает первым двум: мастер песен-поговорок Шнур все так же остр на язык и находчив до шуток на вечную тему про баб и бухло, а его ансамбль качает грув. Все дело в том, что энергетики через край. Шнур и его музыканты действительно «живее живых, старее старых, моложе молодых».


2008

Мумий Тролль
«8»


Дорого-богато сделанный двойной альбом самой модной рок-группы России, о котором на OPENSPACE.RU и так было написано слишком много. Как опять-таки уже было нами сказано, сейчас «8» слушать невозможно, зато, по-видимому, он будет очень интересен года через два как помпезный памятник докризисной эпохи русских суперпроектов, сверхцен на нефть и бесконечной уверенности в завтрашнем приросте ВВП. Хотя и сейчас из нескольких новых песен Ильи Лагутенко можно вставить лыко в первополосную строку: например, «Круг замкнулся. Поп забыт, рок не выжил, и я проснулся».

Также:

Вова Синий
«Синий альбом»


Камбэк года. Создатель и голос легендарного электронного проекта «Братья по разуму», пионеров советского сэмплирования, неожиданно возник из небытия (из города Снежинска или откуда-то оттуда) с альбомом крепкого эстрадного шлягера — драйвового и по-хорошему ресторанного.

Noize MC
«The Greatest Hits vol. 1»


Дебют года. Лучший фристайлер русской хип-хоп-сцены, отмеченный призом Лошади и Курицы, записал пластинку качества советского юмористического журнала «Ералаш» — то есть это песенки для мальчишек и девчонок, но в принципе и для их родителей. Хочется верить, что, как и «Детский альбом» Курехина, этот диск — предвозвестник смены поколений.

Рейтинги других разделов OPENSPACE.RU:
Важнейшие события десятилетия в кино по версии OPENSPACE.RU
Cамые драматические мгновения арт-десятилетия по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в академической музыке по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в литературе по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в театре по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия в медиасфере по версии OPENSPACE.RU
Важнейшие события десятилетия на арт-рынке по версии OPENSPACE.RU

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • commport· 2008-12-26 12:47:40
    Странно, вот и Барецкий у вас есть, и Кровосток, и даже Noize, а вот SIXTYNINE, который своим "В Белом Гетто" действительно изменил рэп-культуру нет ни разу :( странно
  • boyarinov· 2008-12-26 13:49:37
    не странно.
    я не вижу в диске "в белом гетто" ничего революционного. но мне интересно послушать вашу точку зрения - что, вы считает, он изменил и как
  • Ot_semi_nedug· 2008-12-26 13:57:06
    Тимати - перебор, конечно - можно было вместо него 5nizzу добавить, или "Девушки поют".
    А "Синий альбом" вышел-таки? Я пошукал в Интернете, вообще инфы никакой.
Читать все комментарии ›
Все новости ›