Пушкин тоже был хипстер.

Оцените материал

Просмотров: 17558

«Оппозиции не нужно пренебрегать дизайном плакатов»

Даниил Туровский · 15/11/2010
После пикета в поддержку Олега Кашина ДАНИИЛ ТУРОВСКИЙ встретился с Ильей и Романом, двадцатилетними создателями epic-hero.ru – первого хипстерского блога о политике

©  РИА Новости

 

 

— Вы кто все-таки? Не активисты какого-нибудь политического движения?

Илья. Мы не состоим ни в одной из партий. И не собираемся вступать. В широком смысле мы придерживаемся либеральных взглядов, но не состоим при этом в «Солидарности» или где-либо еще. Посещаем митинги и мероприятия, которые они проводят, но делаем это как частные лица и даже незнакомы с большинством известных активистов.

Роман. Мое основное место работы не предполагает участия как журналиста в других изданиях. У меня есть определенная должность в издании, и я не могу писать в другое смешные, провокационные политические тексты.

— Спрашиваю, потому что у вас хорошая осведомленность: и о Триумфальной площади, и о Ходорковском, и о нашистах.

Роман. Мы же политические журналисты по основной работе. О нас нельзя сказать, что мы какие-то хипстеры, которые смотрели картинки во фликре и вдруг стали увлекаться политикой. У нас это параллельно проходило. Мы реально увлекались политикой с очень раннего возраста. Я даже помню газету «Не дай Бог» 1996 года против коммунистов, разгон НТВ, хотя нам тогда и было очень мало лет. Параллельно шло хипстерство. Мы понимаем, что хипстерство — нелюбимая в обществе категория, не очень крутая и клевая. Мы хотим сказать, что вот мы, хипстеры, новое поколение; мы молодые, интересуемся гаджетами, музыкой, хорошей одеждой, хорошим западным буржуазным потреблением. Нам европейские ценности близки, и мы хотим заинтересовать молодых людей, которые никогда не интересовались политикой.

Илья. Мы с иронией относимся к нынешним оппозиционерам. Например, относительно митинга на Триумфальной. Там были недостатки, и мы об этом сказали, получив в ответ от несогласных негативную реакцию. А кто-то отреагировал по-другому: мол, наконец кто-то высказался. Действительно, надоело приходить на митинги, где какие-то непонятные бабушки, играет какая-то непонятная музыка и происходит непонятно что, хотя сама идея, которая лежит в основе митинга, близка.

— Почему вы так много внимания уделяете Триумфальной площади?

Роман. Акция соотносится с тем, о чем мы хотим говорить. Именно о гражданском активизме, когда не обязательно быть с политической партией и залезать на баррикады. Наше политическое поле зачищено, условно говоря, Администрацией Президента и партией «Единая Россия». Но люди, которые много делают для этой страны, которые платят налоги, которые являются креативными, — должны быть услышаны.

Илья. Проекту полторы недели, и мы приурочили его запуск к митингу на Триумфальной площади. Сам посыл, суть акции 31 числа, — чтобы исполнялась Конституция. Она хорошая и замечательная. Митинг на Триумфальной хорош тем, что есть конкретное требование соблюдения одного из прав граждан.

Нужно уже начать мыслить критически. Большинство нашей потенциальной аудитории — это умные, творческие молодые люди, но они зачастую изолируют себя от политической жизни. Например, человек — фотограф или дизайнер. Он замыкается в своем маленьком мирке и старается не ходить на сайты новостей. Можно попытаться наладить этот мостик, пригласить выйти его из этого мирка. На это нашелся спрос. Эта ниша не была практически занята. Выходили программные тексты Лошака, иногда проявлялось что-то у «Афиши» и «Большого города». У Lookatme в правилах прописано: никаких постов о политике. Я сам туда пишу, посты часто просто удаляются.

— То есть, можно сказать, вы занимаетесь актуализацией несогласных?

Илья. Кристина Потупчик (пресс-секретарь движения «Наши». — OS), с которой у нас разгорелся небольшой конфликт, обвинила нас в работе чуть ли не на все разведки и западные спецслужбы. Еще она сказала, что мы пытаемся создать моду на «Стратегию-31», как на кофе. Мы отказываем в признании таким людям, как Кристина Потупчик. Недостаточно купить айфон или модную одежду, чтобы они могли себя причислить к тем, о ком мы говорим. Дело в мироощущении: нужно критически и свободно мыслить. Такой человек никогда не пойдет занимать никакую должность в движении «Наши», ему будет противно.

В русских реалиях слово «хипстер» приобрело силу больше, чем на Западе, где оно, кроме «модника», ничего не означает. Мы вольны наполнить его гораздо более широким смыслом, оно может стать маркером. Очень сложно представить, что молодой человек скажет: я молодой человек западных взглядов, буржуазных привычек, критически мыслящий. Мало кто хочет себя сейчас называть либералом или демократом. Поэтому слово «хипстер» может стать чуть ли не знаменем всего нашего поколения.

История с Химкинским лесом показала, что гражданский протест снизу действительно достучался. Многие не верили, что масштабные митинги могут заставить главу государства принять такое решение. На митинге, где выступал Шевчук, было три тысяч человек, и больше половины — именно молодые люди, те, кого можно назвать хипстерами.

Роман. Была заметная статья Олега Кашина на OPENSPACE.RU, письмо Ортеге-Яковлеву, где говорилось, что вот вы, старая оппозиция, обижаетесь, потому что вы много бунтовали, ходили на марши несогласных, а пришли какие-то хипстеры непонятные с айфонами и макбуками, и у них получилось лучше: «Стратегия-31» заработала, Химкинский лес вроде как спасли. Хипстеры теперь будут делать революцию маленьких дел. После этой статьи было много негатива к хипстерам. Говорили, что для них вся эта движуха только мода на протест.

Наше общество дико аполитично. Процент молодежи в Европе, участвующей в акциях и состоящих в общественных организациях, намного выше, чем в России. У нас неприятие политики огромное — во время совка, в девяностые. В нулевые при Путине — уже все. Никто не верит, что можно что-то делать искренне и хорошо.

— Можете оппозиционерам советы дать?

Роман. Небезразличным людям можно посоветовать участвовать в гражданских акциях и думать своей головой. Давать ссылки, делать перепосты. Люди должны по мере своих возможностей подключаться в общественно-политическую жизнь.

Илья. Если человек не готов идти на митинг, но видит что-то страшное, то можно написать об этом в своем твиттере, даже если тебя читает сто человек, они могут не знать. Плохо, если наш ровесник живет в Москве и не знает, кто такая Анна Политковская или, еще хуже, не хочет знать, кто она. Для него можно в своем блоге написать о ней.

Нужно еще сломать мысль, что политикой занимаются только фрики. Тут как раз важно понятие хипстеров, потому что они как раз продвинутые. Несколько лет назад говорили, что ни один нормальный или непрофессиональный оппозиционер не пойдет на марш несогласных, то сейчас этот тренд сломан.

Оппозиции нужно поменьше проводить мероприятий за все хорошее против всего плохого. Замечательно собраться в солнечный день на Болотной площади, покричать «Россия без Путина», но нужно больше конкретных вещей. Революция конкретных дел имеет смысл. Не нужно пренебрегать дизайном плакатов, обращаться к профессионалам, в том числе художникам и диджеям. Многое, начиная от музыкального сопровождения, отталкивает. Иногда приходится заставлять там себя находиться.

Вы сами планируете акции организовывать?

Роман. Своеобразная идея есть. Собираемся устроить вечеринку-митинг.

Илья. Учитывая, что зима и холодно, плюс для синтеза хипстерского и политического — будем снимать клуб. Чтобы там был и диджей, и выступления с серьезной повесткой дня. Те, кто неравнодушен, могут нам писать свои идеи по этому поводу.

Идея создания блога была привязана к какому-нибудь событию?

Роман. Я хотел сначала создать stand-alone-блог, политический. Потом меня осенило, что сейчас идет волна интереса к хипстерам, но идея была похоронена под ленью. А в октябре начался новый виток обсуждения гражданского протеста и общественной деятельности. Многие события нас подтолкнули. Химкинский лес, история с Noize MC и Шнуром, у которого позиция «все мудаки, а я д'Артаньян». То есть ни во что не вникать, ни во что не влезать — она мне не нравится. Нужно вникать, хоть и для любого человека это лишний геморрой.

Реакция на наш запуск получилась достаточно большой. Теперь хочется проект дальше продвигать. Будет не просто блог, а полноценный интересный сайт, но серьезные вещи мы самостоятельно сделать не сможем. Через месяц-два мы хотели бы привлечь людей, которым это интересно. И тогда он, вероятно, станет нашей основной деятельностью.

Илья. Даже при сохранении нынешнего статус-кво те, кому сейчас 20—25 лет, должны понимать, что если они не собираются эмигрировать из России, то это страна, где им предстоит провести лучшие творческие годы, в которые им растить и воспитывать своих детей. В нынешней ситуации у них нет ни одного рычага, чтобы повлиять на принимаемые решения. Что из этого черного цилиндра фокусника вытащат завтра, неизвестно. Человек должен задуматься, что он скажет своим детям, почему ничего не сделал и продолжал тусоваться. Те, кто в 1991 году не пошел к Белому дому, сейчас отводят глаза. Я не говорю, что нужно все бросать и идти на баррикады. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Пушкин тоже был хипстер.

— Как темы выбираете?

Илья. Как воспринимали информацию из твиттера, ЖЖ, фейсбука, из пары-тройки СМИ («Коммерсантъ», «Ведомости», «Газета.ru»), так и воспринимаем, там и встречаем темы. У нас, к сожалению, часто происходят вещи, из-за которых накипает злоба. Тогда связываемся друг с другом и начинаем писать.

— Какая посещаемость сейчас у проекта?

Илья. Около тысячи уникальных посетителей в день.

Роман. Но мы еще все транслируем в «Тумблер», ЖЖ и не требуем заходить на основной блог. То есть еще 30 процентов просматривают материалы на сторонних ресурсах.

— Что вы делали в первые дни запуска, чтобы люди узнали о вас?

Илья. Произошел митинг 31 октября, мы о нем написали пост «Хипстерский прорыв». Мы невольно поучаствовали в прорыве милицейского оцепления. Потом в вагоне метро встретили девочку со стаканом из «Старбакса», на котором нарисована цифра «31», сфотографировали ее. Потом был написан репортаж, повесили его в твиттере и фейсбуке. Текст привлек внимание именно смещением хипстерской стилистики и политики. И, конечно, там в конце был абзац критики, где говорилось, что можно делать все круче, веселее, задорнее. Многие это перепостили.

— Чем ваши хипстеры отличаются от хипстеров, о которых писал Юрий Сапрыкин?

Роман. Он писал о тех же людях, писал, что они безыдейные, пассивные. Сапрыкин написал статью два года назад. Хочется верить, что в общей выборке хипстеров стали появляться активные. На самом деле это не какие-то другие хипстеры, всё те же. Уже через год, когда появилась статья Кашина о том, что хипстеры вышли на Триумфальную, стало понятно, что есть люди, которые хотят меняться и менять. Они не хотят жить при строе, который в перспективе будет их унижать и подвергать гонениям.

Илья. Мы его услышали и пробуем конструктивно решить задачу, поставленную им. Именно хипстеры работают в постиндустриальной сфере. Они работают умом новой экономики, о которой говорит тот же Медведев. Среди хипстеров нет нефтяников и газовиков, нет шахтеров, фрезеровщиков. Они — ядро будущей экономики. Они сегодня пишут тексты, создают дизайны. Делают при цене 200 долларов и будут при цене 10 долларов делать. Создание идей ничем не хуже создания стульев. Я не провожу разграничительной линии между бизнесом по производству стульев и созданием креативного агентства.

Роман. Многие не могут этого принять. «Вы же бессмысленные, не производите никакой продукт». Если посмотреть на структуру западных экономик, то там сфера обслуживания занимает 75 процентов. В западных обществах люди, которые занимаются интеллектуальным производством (смыслов, систем управления, улучшениями в науке, продажах), являются основой экономики. Пусть у них есть пресловутый айфон и кофе в «Старбаксе».

— В блоге вы советуете читать порядочным хипстерам «Моноклон» Сорокина. Можете назвать еще книги, которые нужно прочитать для понимания происходящего в современной России?

Илья. Таких книжек очень мало написано. Сорокин, Пелевин. По ходу дела будем анонсировать.

Роман. Очень мало выходит на злобу дня. Могу только «Санькя» Прилепина вспомнить, там о протесте настоящем. Там, кстати, герой заходил в магазин, видел, как много товаров, злился. Мы хотим как раз, чтобы товаров было больше.

— У вас громкое название — «Герой нашего времени». По-вашему, в России человек, интересующийся происходящим вокруг, сразу получает такой статус?

Роман. Это несколько самонадеянно. Когда я искал имя для домена, всё с «хипстером» было занято. Пришло в голову epic hero. Хипстер в каком-то плане действительно герой нашего времени в общественной прослойке. Это провокативно, но так оно и есть.

Илья. Мне кажется, что тот уровень иронии, с которой нужно к этому относиться, заложен в адресе сайта.

— С оптимизмом смотрите в будущее?

Роман. Тем, кто не уезжает, остается добиваться своих целей. Пытаться сделать так, чтобы все шло по-нашему.

Илья. Не стали бы браться за проект, если бы смотрели пессимистично. Собственно, и говорим нашим читателям: раз мы здесь остаемся, давайте приберемся, сделаем это место более приятным и симпатичным для жизни.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • prostipoma· 2010-11-15 16:51:12
    "Они — ядро будущей экономики. Они сегодня пишут тексты, создают дизайны."
    Это сильно, с таким ядром далеко уйдем.
  • 3dorange· 2010-11-15 17:23:29
    prostipoma
    а по вашему ядро экономики это что? газ и нефть, которые рано или поздно кончаться? или фермеры? кто?
  • interRaptor· 2010-11-15 18:32:34
    "а пришли какие-то хипстеры непонятные с айфонами и макбуками, и у них получилось лучше: «Стратегия-31» заработала"
    Большего бреда я на OS еще не читал, по-моему. Если вы хотите создать моду на протест, то приготовьтесь также и к тому, что все это пройдет, как любая другая модная тенденция. На смену айфонам/макбукам придут "поделки" от IBM или кого-нибудь другого. На смену "протестным настроениям" придет "здоровый пофигизм".
    Извините за грубость, но это называется просто: "с жиру беситься".

    3dorange, да, да - ядро нашей экономики - газ и нефть, которые кончатся нескоро, к сожалению. Придется учитывать этот фактор. Выражать протест против этого - все равно, что протестовать против природных стихий.
  • prostipoma· 2010-11-15 18:44:23
    to dorange менее всего на это ядро похожи тексты и дизайны внутримкадовского "хипстерства". У юношей творог добывается из вареников, это понятно. Жаль, Митлук помер - пригодился б здесь.
  • bormot· 2010-11-15 22:40:04
    lf ye, вполне такие ребятки,
    уж получше старых прдунов типа prostipoma и interRaptorа.
    немножко конечно их блог попахивает заказухой, но это могут быть издержки профессиональной деятельности (если они на самом дела трудятся журналистами)
    да и заказухой сейчас что только не пахнет, с самых 90х как пошли продаваться да продавать все подряд, да втюривать и втюхивать по самое не хоцца, так и не могут остановиться до сих пор наши верные слуги народа из народа вышедшие и обратно не желающие возвращаться....
    в любом случае это просто очень хороший признак - существовование и активность молодежи, которой просто не нсрать (в хорошем смысле) на свою страну
  • interRaptor· 2010-11-16 01:13:01
    bormot, твое брюзжание про заказуху, втюривание и втюхивание - оно, конечно, намного краше!

    А ты готов хвалить любую "молодежь", которая будет кричать на каждом углу, что ей не на**ть? А может быть, уж лучше чтобы работало себе (занималось хоть чем-то) чем хню всякую нести про айфоны, айподы и о том, как все это можно соотнести с политическим протестом?
  • LordRone· 2010-11-16 01:48:39
    «мы, хипстеры, новое поколение; мы молодые, интересуемся гаджетами, музыкой, хорошей одеждой, хорошим западным буржуазным потреблением.»

    противоречит

    «нужно критически и свободно мыслить.»

    P.S.
    Я понимаю, что «хипстеры» употребляют эти слова исключительно потому, что так «модно». Я так, просто. Напомнить.
  • muscovite· 2010-11-16 02:00:10
    to interRaptor
    Оно, конечно, смешно. И ребята смешные, согласен. Но ведь и "величайшая геополитическая катастрофа ХХ века" начиналась с каких-то смешных кубиков-рубиков, брейк-дансов, штанов-бананов, тетрисов, пакманов и прочей дребедени.

    to bormot
    "как пошли продаваться да продавать все подряд"

    Разумеется. Как-то все стихийно пошли продаваться, кустарно, несолидно как-то пошли.

    Вот в старые добрые времена, до 90-х, это дело было поставлено на широкую ногу - все продавались централизованно, организованно, вдохновенно, на государственном уровне, с размахом, с огоньком, с песней и пляской.
  • interRaptor· 2010-11-16 02:35:25
    muscovite, резонно ;)

    Но отличие этих смешных ребят от тех других в том, что рассуждают они не как "простые хипстеры", а как заправские маркетологи: "целевая аудитория", "нашелся спрос", "ниша практически не занята".

    Т.е. такое впечатление что какой-то... старпер :) сидел, думал, как привлечь молодежь к политическому протесту - тужился, тужился, ничего не получалось: идея национал-большевизма себя изживает и плохо сочетается с остальной тусовкой, а московской молодежи из "среднего класса" протестовать просто лень. И что с этим делать? О!!!!!! Назвать их "хипстерами"!!! И сделать протест модной фишкой - такой же как этот.... айпад!!!!!! Какой креатив! Всем креативам креатив! Ай да я, ай да сукин сын - есть еще порох в пороховницах!! И т.п....

    В общем, бездарность обескураживает.
  • bormot· 2010-11-16 06:57:08
    дискутировать с вами бесполезно
    через время станет ясно, что это поколение сможет вырастить
    когда они станут хорошо социально информированными
    и будет видно как они реагируют на общественные проблемы
    и будут ли потом многие их них брюзжать по поводу своей поросли также противно и по мещански тупо как сейчас делают многие якобы переживающие
  • Dikuzinet· 2010-11-16 11:42:12
    Надо протестовать красиво...
    По поводу бабок, потных-грязных нацболов, задротов в растянутых свитерах, того же Шевчука, от которого плесенью уже несет - согласен. Этот протест агрессивен, вонюч и труслив, труслив по своей сути, потому что ничего кроме мордобоя, на который сами "революционеры" и провоцируют милицию, они не могут предложить.
    И если хипстеры выйдут и пусть даже ради моды на протест, я обрадуюсь тому, что борьба за права станет модной, тому, что говорить правду станет модно.
  • Dikuzinet· 2010-11-16 11:44:13
    ... и даже хипстеры пойдут на смерть в атаку штыковую)))
  • solo· 2010-11-16 12:22:31
    Не знаю, мне кажется, эти мальчики - лучшее, что могла родить наша косая-кривая действительность. Их стремление к тому чтобы было как на западе, включает не только радость от покупки гаджетов, но и идею свободы, частной инициативы и ясного взгляда на происходящее. И - без всякой иронии - как же это клево!
  • o247· 2010-11-17 14:23:59
    Про либеральные взгляды мне больше всего понравилось, такого убожества давно не читал. Это просто очень стыдно.
    Любовь к западному потреблению, даже слов нет. Что сейчас мешает по западному потреблять?
    Можно кстати в Мексику съездить, или в Бразилию, посмотреть на царство свободы и частной инициативы.
  • kustokusto· 2010-11-17 17:11:45
    Очень жалко чукчей. Вот он родился - такой маленький: ручки маленькие, ножки маленькие, глазки маленькие... А уже чукча!

    Так и эдесь - а уже хипстер!
  • kustokusto· 2010-11-17 19:06:19
    http://navalny.livejournal.com/526563.html
  • asl· 2010-11-17 21:17:58
    два не шибко подкованных, но наглых пацана пишут у себя на сайте разного рода не шибко интересные тексты, а про них уже и интервью в "афише", и место им на "openspace", неужели все НАСТОЛЬКО ХРЕНОВО, что этот мелкий, ничтожный пук получает такое пристальное внимание - причем "из первых уст", то есть неосмысленное и не помещенное в РЕАЛЬНУЮ систему координат - политических, социальных. блин, избитым журналистам ампутируют изувеченные пальцы и вводят их в искусственную кому, когда эти ребята выступают про то, что бабушки им на митингах не такие. интернет, блин, один сплошной интернет. раньше нужно было напрячься, чтобы другие узнали о твоей никчемности (ну там, листовку напечатать, кому то дать ее почитать), теперь для этого достаточно бить пальцем по клавише. и это преподносится аки явление. гнусно.
  • interRaptor· 2010-11-18 00:14:49
    А в OS есть какая-то редакционная политика вообще? Просто это уже треш какой-то.
    Ресурс превращается в помойку.
  • ax_22· 2010-11-18 14:15:06
    Хипстер-политический журналист? Это же этот, как его, ОКСЮМОРОН!
    Если они берут за идейного вдохновителя Сапрыкина, то и не прыгнут выше его головы. Мелковато, товарищи. Вы нас пугаете, а нам не страшно.
  • pv· 2010-11-22 06:24:50
    епрст... парочка 20-летних бездельников, они "же политические хурналисты по основной работе" -- т.е. есть еще неосновная, источник доп.средств и капиталов, которые позволят им эдак через 20 лет "закончить" заочно к.-н. университет и попытаться на руинах своих божественных конструкций что-то построить (если, конечно, на баррикадах раньше не того-самого)... все хреново: и в обществе, и в кино, и в музыке... ну и ладно, как-нибудь, дай бог, не околеем раньше времени сами )
  • wacky-woo· 2010-11-25 18:24:34
    Фимоз мозга
  • bormot· 2010-11-25 22:55:04
    блин откуда вообще берется вся эта голословная братия, заранее уверенная в своей правоте и в чужой галиматье ? ёлыпалы, хоть чуть чуть мозга работы добавьте.
    во имя орущих и запрещенных.
  • arsenev· 2010-11-27 22:41:51
    Сказали бы вы тем, кто громил Химки, что они "молодые люди буржуазных привычек".
    Вообще умиляет либеральная претензия апроприировать повестку поднимающихся социальных движений.
  • SIM· 2010-11-30 16:51:17
    Господи, какие космические долбоебы
Все новости ›