«Легко ли быть молодым» — хороший фильм, в нем вся эта тухлая поколенческая риторика мясом пробивается наружу.

Оцените материал

Просмотров: 52173

Топ-5: документальные студенческие короткометражки

Антон Сазонов · 16/06/2011
Режиссеры будущего — завершающая часть онлайн-фестиваля OPENSPACE.RU
Топ-5: документальные студенческие короткометражки
OPENSPACE.RU завершает онлайн-фестиваль лучшего игрового, анимационного и документального кино, снятого студентами — теми, кто, возможно, скоро будет определять кинематографическую повестку дня (первая часть, игровые фильмы — здесь; вторая, студенческая анимация — здесь). В последнем обзоре представлены документальные фильмы, и это оказалось самой сложной задачей: документалистика — новый опыт для зрителя, и пока еще трудно понять, что здесь хорошо, а что плохо. Поэтому, отбирая фильмы, АНТОН САЗОНОВ обращал внимание в первую очередь на темы. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.


«Только сейчас» (2010). Режиссер Владимир Сорокин

скачать видео полностью (236 Mb)

Сколько вам лет?
Двадцать.

О фильме
Осенью или зимой 2009 года (сейчас почему-то вспоминается, что все время была зима) мне вдруг стало очень страшно. То есть страшно жить вообще. Очень похоже на состояние, когда под вечер накуришься гашиша, а потом думаешь о том, что завтра утром тебя ждет важная встреча, к которой ты совсем не готов. В такие моменты хочется стать другим человеком, освободиться от собственного сознания. Со временем все только усугубилось, и начало казаться, что страх касается не только меня, но и всего вокруг. И тогда мы с другом, который находился в таком же состоянии, поняли, что познали время, и решили снять про это фильм.

В течение производства все мои замыслы сильно мутировали. Фильм про время превратился в фильм про поколение. А между этими вещами на самом деле лежит пропасть. Время — это что-то очень конкретное, а поколение — черт знает что. Во многом я тогда выдавал желаемое за действительное. «Легко ли быть молодым» — хороший фильм, в нем вся эта тухлая поколенческая риторика мясом пробивается наружу. Особенно впечатляет момент, когда авторы приходят к парню, а мама сообщает о его смерти. От этого волосы дыбом встают, в этом и заключается сила документального кино. Если в фильме происходит подобное событие, значит, он удался. А в моем фильме про экзистенциальную молодежь оно не происходит. Хотя материал, что называется, располагал. Зато у нас звук хороший.

Как вы думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Об импотенции.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Про мастеров смешно на самом деле, у нас с ними невербальное общение в основном происходит, так что они просто хлопали в ладоши.

В каких фестивалях участвовал фильм?
На фестивали фильм я не отсылал — не очень понимаю, зачем это нужно. Хотя вот в нашем вгиковском фестивале фильм участвовал, но в целом все эти студенческие смотры — страшная тухлятина.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе, мастерская режиссуры неигрового фильма Б.Я. Караджева и Е.И. Резникова.

Лучший преподаватель?
Юрия Арабова можно послушать. Понимаете, во ВГИКе работают уникальные люди, только они все слишком старые.

Любимый документальный фильм?
Кино — это искусство иллюзий и манипуляций. Когда на этой территории оказываешься, то ты просто обязан научиться показывать фокусы. Нужно из пустой шапки доставать кроликов, что одновременно требует и мастерства, и таланта. А большинство документальных фильмов тебе говорят, что можно обойтись без кролика. Главное, чтобы цилиндр был выдающийся: его носило много интересных людей, в нем теплилось столько жизни. А когда цилиндр рваный или обоссанный, от этого начинает тошнить. Поэтому я ненавижу «Кинотеатр.doc» и всю его тусовку. На мой взгляд, они выдохлись, и им всем скоро придет конец. В общем, это я все к тому, что на самом деле не очень люблю документальное кино, поэтому и фильмов любимых у меня нет.

Любимый документалист?
Энди Уорхол, Крис Маркер.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Как я дружил в социальной сети».

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
В течение десяти месяцев я работал на телеканале «Звезда», где 30 процентов сетки составляет так называемый теледок. Сделан он хуже некуда, не говоря уже о сюжетах. И я сидел и думал: могу я сделать лучше? Нет. Почему? У меня есть вкус, в конце концов, я смотрел канал Discovery и понимаю, как качественно снять документальное кино для ТВ. И все равно — нет. У нас так все устроено, что в любом случае получится лажа. Я боюсь этого. И не знаю, что ответить на ваш вопрос.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Мой друг посоветовал мне снять кино про себя. Чтобы потом было чего стыдиться. С тех пор у меня нарушился гештальт. И я пишу про себя сценарий. Ну, как «Зеркало» Тарковского.


«Школа английского» (2010). Режиссер Алексей Савенко


Сколько вам лет?
Тридцать шесть.

О фильме
Изначально в фильме фигурировало несколько героев, но в итоге остался один — Евгений. Драматургия в первой версии «Школы английского» выстраивалась вокруг адаптации героев к новой среде. Кто-то бы шел быстрее, кто-то отставал. Хотелось сделать документальную драму из нескольких серий — и вышло бы очень хорошо, если бы у меня хватило ресурсов ее реализовать. В итоге я выбрал героя, который не собирался работать по моему сценарию. Он вообще не хотел жить в Лондоне и не очень-то жаловал Великобританию. И я попал с ним в сложную ситуацию. Но ему надо отдать должное — свой характер Евгений проявляет хорошо.

Как вы думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Сам материал начал сопротивляться моей задумке и повел историю в другом направлении. И фильм получился не совсем таким, каким я его видел у себя в голове. К тому же мне в силу объективных причин не удалось снять три очень важных эпизода.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Посмотрев материал, Марина Александровна Разбежкина сказала, что нужно было дожать напряжение до максимума, чтобы в конце фильм взрывался. Чтобы происходило событие Х — точка в кино, после которой уже нет возврата. Название «Школа английского» имеет как прямой, так и переносный смысл — героя должны были научить и проучить, и зритель бы тогда испытал психологическое удовлетворение. Самые важные эпизоды у меня не получились. Поэтому я остался недоволен собой, ведь в истории все необходимое было.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал в программе «Святой Анны». Я закончил работу к концу года, а это не самое удачное время для участия в фестивалях. Поэтому я бы даже посоветовал молодым режиссерам еще до начала съемок иметь четкое понимание, на какие смотры они хотели бы отправить свой фильм. Лично я очень хочу, чтобы свое мнение выразила британская аудитория, но перевод варварской речи моего героя очень сложно поддается субтитрированию. Необходим пиратский английский с жаргонными словечками, чтобы хоть как-то передать манеру речи главного героя.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Я закончил курс у Марины Разбежкиной в ГУ-ВШЭ. Очень много мне дал киноклуб «Арткино». Я бы хотел закончить в Британии курс продюсирования, чтобы разобраться в механизмах привлечения средств и проката того, что снято. Но пока это невозможно — образование тут стоит очень дорого.

Лучший преподаватель?
Больше всех в плане работы с материалом мне дала Марина Разбежкина. Она научила меня профессиональному взгляду. Остальное я добрал у Алексея Учителя, Павла Руминова, Бориса Хлебникова и Ивана Дыховичного. Я много ходил на их мастер-классы и показы и слушал, как они делают кино.

Любимый документальный фильм?
«Среда 19.07.1961» и «Беловы» Виктора Косаковского.

Любимый документалист?
Марина Разбежкина.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
Английский телесериал My Big Fat Gypsy Wedding.

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
Не хочу ограничивать себя в материале, пока до границы не дошел. Как дойду, выберу.

Сейчас что-нибудь снимаете?
У меня есть папка, в которую я складываю свои идеи, оформленные в виде синопсисов. Заявок на данный момент накопилось уже столько, что я не знаю, за что дальше браться. Например, очень хочется в упрощенном варианте повторить «Среду 19.07.1961» Косаковского. Мне интересна структура этого фильма, когда на каждого героя режиссер отводит минимум экранного времени.

{-page-}

«Океан» (2010). Режиссер Игорь Беляев


Сколько вам лет?
Двадцать шесть.

О фильме
Результат немного отличается от замысла. Изначально я планировал снять легкий фильм о молодом музыканте Андрее, который пишет песни и выступает в клубах. Но в ходе съемок у героя возникли проблемы с девушкой, что сильно сказалось на его эмоциональном состоянии. Работу даже планировалось свернуть, но я настоял, что нужно сделать акцент именно на этом. Скажу сразу — фильм Андрею не понравился. Но, как говорит мой преподаватель Марина Разбежкина, если вашему герою работа не понравилась, значит, фильм уже наполовину удался.

Все фильмы, снятые в мастерской Марины Александровны, друг на друга не похожи. Учеба построена таким образом, чтобы студенты сначала раскрывали свои таланты и мироощущение, а потом уже разбирались с техникой и приемами съемки. Поэтому все фильмы индивидуальны, мой — в том числе.

Как думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Сложно сказать, я не задумывал снять нечто такое, о чем можно было рассуждать после просмотра. Наоборот, хотелось чего-то легкого. Из-за ситуации с девушкой Андрея все вышло иначе, поэтому фильм получился о взаимоотношениях, о том, что хорошая музыка рождается не на пустом месте, что для этого необходим какой-то эмоциональный или душевный толчок. Кстати, главный герой в этом году едет на «Новую волну» — возможно, даже с песней «Океан».

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
За работу я получил «отлично». Видимо, в силу того, что при съемке я руководствовался только тем, чему нас учили: не пользовался трансфокатором, обошелся без закадровой музыки, синхрона, закадрового текста и даже штатива. В период съемок моей настольной книгой было «Мастерство оператора-документалиста» Сергея Медынского — пособие, которое любому начинающему режиссеру может дать массу полезных советов. Преподаватели хвалили съемку за то, как я выстраивал кадры — особенно за момент на кухне, когда главный герой удаляется на второй план, на первом остается второстепенный. Мне и самому эта сцена очень нравится. Сначала я ее выстроил несколько иначе, но потом по счастливой случайности корректировки внес сам Андрей, решив выйти на балкон и остановиться в нужном месте.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал в фестивале «Святая Анна», но призового места не занял.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
В 2010 году закончил ГУ-ВШЭ, мастерскую Марины Разбежкиной. До этого учился непродолжительное время во ВГИКе на кафедре режиссуры игрового кино, где успел познакомиться с интересными людьми, с которыми и по сей день часто пересекается моя жизнь. Еще раньше учился в техническом вузе МАМИ.

Лучший преподаватель?
Марина Разбежкина.

Любимый документальный фильм?
«Хлебный день» Сергея Дворцевого. Дворцевой, на мой взгляд, лучший документалист нашего времени. Его фильмы — как учебные пособия.

Любимый документалист?
Сергей Дворцевой, Павел Костомаров и Марина Разбежкина.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Донбасс» Сергея Браташа. Из популярных — «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева.

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
Затрудняюсь ответить. Хочется снимать то, что мне нравится, так, как мне нравится, о чем нравится. А куда это будет относиться, меня волнует мало, я даже об этом никогда не задумывался.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас работаю в авиастроительной отрасли, кино занимаюсь параллельно. На данный момент в разработке одновременно два проекта. Первый — об отрасли авиастроения, рассказывает про социальную нишу рабочих, которую они занимают в наше время. У нас на курсе был целый проект, посвященный заводам — «Я — рабочий». В его рамках снято много интересных работ. Из этого опыта я понял, как снимать не надо, а что стоит взять на заметку. Второй проект — прошлогодний замысел, который очень хотелось взять на диплом, но не хватило чего-то: или опыта, или времени. Фильм про женщину-сторожа на дачных участках, приехавшую из Молдавии и пишущую патриотические стихи о России.


«Мамонов» (2009). Режиссер Григорий Рябушев

скачать видео полностью (159 Mb)


Сколько вам лет?
Двадцать восемь.

О фильме
Я всегда с большим интересом относился к тому, что делает Петр Мамонов. Я рос на музыке «Звуков Му» и следил за работами Мамонова в театре и кино, но мне всегда казалось, что его творчество в полной мере не отражает его феномен, а скорее маскирует — отправляет по ложному следу. Технология драматического существования, которую Мамонов реализует (смена мировоззрения, как он сам это называет), не оставляет аудитории возможности отделить образ от личности. И в восприятии сам Мамонов часто отождествляется с теми образами, которые он создает. Мне же он кажется гораздо выпуклее своих образов, и природа его духовного поиска уж точно не исчерпывается обретенным православием. Поэтому мне всегда хотелось снять фильм о Петре Николаевиче — человеке, который самые трудные вопросы задает самому себе.

Совершенно случайно, в гостях у друзей я познакомился с его сыном Ильей. Мы быстро сошлись, он оказался интересным, глубоким человеком, на первый взгляд совершенно не похожим на отца: с отдельной судьбой и собственным представлением о свободе, ответственности и вере. И мне пришло в голову снять о нем фильм-портрет. Никаких особых трудностей на съемках не возникло, Илья только сразу предупредил меня, что если я таким хитрым способом хочу выйти на его отца, то из этого ничего не выйдет. Он не сводит людей с Петром Мамоновым, потому что хорошо понимает и уважает выбор отца, ценность его уединения. А мне в фильме, как раз наоборот, хотелось разграничить, отделить их друг от друга. Но чем дальше продвигалась работа, тем очевиднее становилась их глубинная связь — похожесть и внутренняя расщепленность.

Как думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Мне бы не хотелось буквально формулировать подобные вещи, это всегда выходит схематично и беспомощно. Но в конечном итоге, я надеюсь, что это кино об ответственности, о том, что мы сами определяем ее значение или ничтожность — в экзистенциальном смысле.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Мастерам работа понравилась, хотя у них и были предложения по изменению структуры фильма. Они предлагали решить всю историю через один эффектный образ, но мне показалось, что этот вариант акцентирует другие стороны героя и уводит всю работу в русло констатации очевидных вещей. Мне же хотелось этого избежать — не выносить суждений и не давать оценок, а просто рассказать о человеке.

В каких фестивалях участвовал фильм?
29-й Международный фестиваль ВГИК, «Святая Анна», «Арткинофест» (вне конкурса), «Киношок» (специальная программа), «Артдокфест» (специальная программа «Среда»), премия ЛАВР (финалист в номинации «Лучший дебют в неигровом кино»).

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Изучал право в Академии Минюста РФ, торговал землей. Затем поступил во ВГИК, в мастерскую режиссуры неигрового фильма Б.Я. Караджева и Е.И. Резникова.

Лучший преподаватель?
Александр Павлович Клоков, отвечающий за актерское мастерство.

Любимый документальный фильм?
«66 сцен из Америки» Йоргена Лета, «Смеющийся человек» Вальтера Хайновского и Герхарда Шоймана, «Туман войны» Эррола Морриса, «Гласс: Портрет Филиппа в двенадцати частях» Скотта Хикса.

Любимый документалист?
Йорген Лет, Вернер Херцог, Герц Франк, Артавазд Пелешян, Стэн Брэкидж.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Как я дружил в социальной сети».

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
Противопоставление художественного и телевизионного кино представляется мне сомнительным. Телевизионный фильм вполне может быть художественным, а кино, претендующее на глубину художественного произведения, может оказаться пустой формой. Все, что интересует меня в кино, возможно только в контексте художественного фильма.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Снимаю курсовую работу. Она рассказывает о выставке современного японского художника в Самаре.


«Завея» (2010). Режиссер Ксения Охапкина


Сколько вам лет?
Двадцать один.

О фильме
На третьем курсе нам дали задание — снять проблемный фильм. Кажется, на дворе тогда стоял ноябрь — зябкий и унылый. Я вообще не очень люблю этот месяц. Зато люблю ездить по стране — и чем дальше, тем лучше. Идея фильма, как это обычно случается, возникла из ниоткуда. И очень захотелось снять кадр с окном, проваливающимся в темноту. В принципе, им можно было и обойтись. Вместе с идеей тут же появились и неприятности. На каждом новом этапе казалось, что ничего не выйдет — фильм получился проблемным в буквальном смысле. Но меня сильно оператор поддержала.

Как думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Завея в переводе с белорусского языка означает «метель». Это ключ. Однако меня постоянно пытаются убедить в том, что я сняла фильм об Александре Григорьевиче Лукашенко. Это забавно, потому что в фильме кипящий чайник появляется чаще президента Белоруссии. Но это объяснимо. Приятно ведь посочувствовать соседям.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Моему мастеру Александру Ильичу Гутману фильм понравился, он помог довести его до ума.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Не так много фестивалей: Open Cinema, «Начало», «Арткино», «Артдокфест», «Звезды Шакена» в Казахстане, Docubazaar в Словении.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь в СПбГУКиТ на режиссера неигрового кино в мастерской А.И. Гутмана.

Лучший преподаватель?
Их трое: мой мастер Александр Ильич Гутман, преподавательница анализа фильма Лариса Николаевна Березовчук и Марина Валентиновна Михайлова, читающая курс по литературе и истории религии.

Любимый документальный фильм?
«Длинный день» Евгения Пашкевича.

Любимый документалист?
Я не знаю автора, у которого мне бы нравились все фильмы. Мне близок стиль, в котором работают Сергей Лозница и Виктор Косаковский. Особенно тепло отношусь к фильмам Артавазда Пелешяна.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Конюх» Петра Гердега и Телла Йоханссона — фильм без спекуляции на грязи и нищете. Меня порадовала сочувственная интонация авторов по отношению к главному герою. Мне кажется, это кино достойно внимания.

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
Не очень представляю, как сложится моя жизнь после окончания вуза, но мне хотелось бы делать художественное неигровое кино. Мне нравится работать с образами. Особенно находить их в реальном мире — это жизненная необходимость, если хотите.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Я только что закончила свой новый документальный фильм «Людики». Это название одного малого народа, живущего в Карелии. Сейчас готовлюсь к дипломной работе.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • iisakov· 2011-07-19 17:20:57
    спасибо большое за материал
    все фильмы по-своему интересны
Все новости ›