У ангелов-хранителей плохое настроение и конфликт между чувством и долгом.

Оцените материал

Просмотров: 51235

Что смотреть в марте?

Мария Кувшинова · 04/03/2011
После убойного февраля в кинопрокате – затишье, зато выходят Миндадзе и документальный фильм про мошенников из фейсбука

Имена:  Александр Миндадзе · Генри Джуст · Джордж Нолфи · Марк Романек · Роб Маршалл · Эриель Шульман

Что смотреть в марте?


«Как я дружил в социальной сети» (Catfish). Режиссеры Генри Джуст и Эриель Шульман
Документальный фильм про манхэттенского фотографа, который подружился в фейсбуке с восьмилетней художницей из Мичигана и ее семьей — мамой, папой, братом-музыкантом и старшей сестрой, наездницей и блондинкой. Несколько месяцев нежнейшей переписки с элементами флирта, смайликов, музыкальных посвящений, бандеролей с образцами наивной живописи — и постоянное зловещее ощущение, что с новыми виртуальными друзьями что-то не так. Без предупреждения явившись по мичиганскому адресу, герой открывает правду, которая страшнее, смешнее и неожиданнее любых возможных предположений.

Игровая картина с подобными персонажами была бы воспринята как гротеск, как искажение провинциальной американской реальности в духе Дэвида Линча; но фильм документальный, и искажение оказывается нормой. Великое изобретение этой цивилизации — социальная сеть, в которой люди добровольно и под своими именами делятся приватной информацией, — неизбежно имеет изнанку, причем весьма специфическую: позитивными установками, доброжелательностью и открытостью пользуются не менее позитивные, доброжелательные и открытые мошенники.

«Меняющие реальность» (The Adjustment Bureau). Режиссер Джордж Нолфи
Перспективный молодой политик (Мэтт Дэймон) проигрывает важные выборы из-за скандальных фотографий со встречи одноклассников. Свое поражение он отмечает прочувствованной речью, в ходе которой по-хрущевски заносит над кафедрой ботинок — электорат снова видит в нем своего парня, но на данном этапе шанс упущен. За героем, однако, следят, причем с самого детства — агенты в старомодных шляпах корректируют судьбу человека, относительно которой имеется конкретный План. Планом, в частности, не предусмотрены отношения политика с некоей балериной (опять!); забывать девушку тот упорно отказывается. Смирится ли герой с собственной биографией, на годы вперед подробно описанной в магической амбарной книге, или окажет сопротивление самому главному боссу, которого никто никогда не встречал лицом к лицу?

Режиссерский дебют сценариста Нолфи — новая экранизация Филипа К. Дика, в некотором роде революционная: из диковской вселенной вычитается мрачная паранойя (главный герой показательно нормален), и нельзя сказать, что подобная трактовка вызывает отторжение.

В качестве визуальной инспирации создатели фильма использовали живописные ребусы Магритта, цитируя бельгийского художника как в деталях (винтажные шляпы, впечатанные в ярко-голубой небесный фон), так и на уровне идеи: за реальностью предметного мира скрывается непостижимое; непостижимое работает по канцелярскому расписанию, у ангелов-хранителей плохое настроение и конфликт между чувством и долгом.

«Меняющие реальность» слабо вписывается в традицию диковских экранизаций (самая известная из которых «Бегущий по лезвию бритвы»), зато уверенно встают в ряд современного квазирелигиозного кино («Начало», «Господин Никто», «Загадочная история Бенджамина Баттона»), в котором уникальность человека подтверждается адресным замыслом высших сил, а жизнь трактуется как загадка, ответ на которую обязательно где-то записан.

«Девять» (Nine). Режиссер Роб Маршалл
Каким-то чудом из дистрибьюторских закромов извлечен многострадальный мюзикл Роба Маршалла, который осенью в чудовищном качестве показали на «Амфесте», а потом снова забросили за печь. «Девять» — экранизация бродвейского мюзикла, в свою очередь поставленного по картине Федерико Феллини «8 ½», и Маршалл превращает свой фильм в оммаж старому (читай — настоящему) кинематографу, европейской дольчевите 1960-х и умершему три года назад соавтору сценария Энтони Мингелле. Сколько бы мы ни смеялись над трансформацией феллиниевского замысла, мюзикл (в котором сыграли Дэниел Дэй-Льюис, Николь Кидман, Марион Котийяр, Пенелопа Крус и Софи Лорен) представляется едва ли не единственным легитимным жанром для подобной стилизации — только так о своей ностальгии можно говорить и даже петь в полный голос, не опасаясь упреков в пафосе. В отдельных московских кинотеатрах фильм можно будет увидеть в оригинальной версии с титрами, в остальных он пойдет с закадровым переводом диалогов и оригинальными песнями.

«Не отпускай меня» (Never Let Me Go). Режиссер Марк Романек
Экранизация переведенного на русский язык романа Кадзуо Исигуры (в сценарной обработке Алекса Гарленда) — сдержанный ретрофутуризм про альтернативные 1960—1970-е, в которых изобретены лекарства от всех болезней, но не изобретены компьютеры. Люди доживают до ста лет — за счет органов, вырезанных у специально выведенных клонов. Именно они (две девочки и мальчик) становятся героями специфического романа взросления, их выращивают на убой, но в закрытом колледже, со всеми необходимыми спортивными, естественными и гуманитарными дисциплинами.

Клипмейкер Романек, если верить «Википедии», вырос на «Космической Одиссее» и наверняка смотрел «Солярис», снятый Тарковским в качестве полемического ответа Кубрику. Обе эти картины безгранично повлияли на все, что снимается в фантастическом и условно фантастическом жанре; «Не отпускай меня» — не исключение. Подобные фильмы должны быть мучительно нудными, включать в себя сложные романтические переживания (подросшие клоны в исполнении Киры Найтли, Кэрри Маллиган и Эндрю Гарфилда формируют любовный треугольник) и демонстрировать живописное буйство природы как антитезу рукотворной цивилизации.

Англоманов в картине, возможно, заинтересует тщательно воссозданный быт закрытой школы, остальным придется с перерывом на эротические сцены дремать до финала, в котором молодые британские кинозвезды превращаются в просветленных доходяг, ожидающих предписанной смерти.

«В субботу». Режиссер Александр Миндадзе
Вторая режиссерская работа Александра Миндадзе выходит в прокат спустя полтора месяца после премьеры в берлинском конкурсе. Интерес Миндадзе к катастрофе (и к человеку в ситуации катастрофы) привел его к ключевой драме позднесовесткой истории — аварии на Чернобыльской АЭС. Главный герой (Антон Шагин) узнает по партийной линии, что происшествие на четвертом реакторе не рядовой пожар, и устремляется в город — спасать подругу и товарищей, которые совсем не желают быть спасенными.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • EnterTheVoid· 2011-03-04 23:16:17
    Мария, что вы наехали на "Не отпускай меня"? Это же очень хорошая работа. Найтли ее, конечно, портит, пытаясь соответствовать уровню Маллиган.
    Но маллиган же прекрасно справляется и вытаскивает фильм. Сценарий очень хороший, и оператор молодец и Романек тоже.
    Лучше бы вы на пошляка Маршалла наехали, его мюзиклы просто страшное унылое гавно.
  • andrusha75· 2011-03-07 06:44:06
    полностью согласен с предыдущим оратором
  • AScannerDarkly· 2011-03-09 14:41:12
    Сама подборка очень интересная!
Читать все комментарии ›
Все новости ›