«Легко ли быть молодым» — хороший фильм, в нем вся эта тухлая поколенческая риторика мясом пробивается наружу.

Оцените материал

Просмотров: 54073

Топ-5: документальные студенческие короткометражки

Антон Сазонов · 16/06/2011
Режиссеры будущего — завершающая часть онлайн-фестиваля OPENSPACE.RU
Топ-5: документальные студенческие короткометражки
OPENSPACE.RU завершает онлайн-фестиваль лучшего игрового, анимационного и документального кино, снятого студентами — теми, кто, возможно, скоро будет определять кинематографическую повестку дня (первая часть, игровые фильмы — здесь; вторая, студенческая анимация — здесь). В последнем обзоре представлены документальные фильмы, и это оказалось самой сложной задачей: документалистика — новый опыт для зрителя, и пока еще трудно понять, что здесь хорошо, а что плохо. Поэтому, отбирая фильмы, АНТОН САЗОНОВ обращал внимание в первую очередь на темы. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.


«Только сейчас» (2010). Режиссер Владимир Сорокин

скачать видео полностью (236 Mb)

Сколько вам лет?
Двадцать.

О фильме
Осенью или зимой 2009 года (сейчас почему-то вспоминается, что все время была зима) мне вдруг стало очень страшно. То есть страшно жить вообще. Очень похоже на состояние, когда под вечер накуришься гашиша, а потом думаешь о том, что завтра утром тебя ждет важная встреча, к которой ты совсем не готов. В такие моменты хочется стать другим человеком, освободиться от собственного сознания. Со временем все только усугубилось, и начало казаться, что страх касается не только меня, но и всего вокруг. И тогда мы с другом, который находился в таком же состоянии, поняли, что познали время, и решили снять про это фильм.

В течение производства все мои замыслы сильно мутировали. Фильм про время превратился в фильм про поколение. А между этими вещами на самом деле лежит пропасть. Время — это что-то очень конкретное, а поколение — черт знает что. Во многом я тогда выдавал желаемое за действительное. «Легко ли быть молодым» — хороший фильм, в нем вся эта тухлая поколенческая риторика мясом пробивается наружу. Особенно впечатляет момент, когда авторы приходят к парню, а мама сообщает о его смерти. От этого волосы дыбом встают, в этом и заключается сила документального кино. Если в фильме происходит подобное событие, значит, он удался. А в моем фильме про экзистенциальную молодежь оно не происходит. Хотя материал, что называется, располагал. Зато у нас звук хороший.

Как вы думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Об импотенции.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Про мастеров смешно на самом деле, у нас с ними невербальное общение в основном происходит, так что они просто хлопали в ладоши.

В каких фестивалях участвовал фильм?
На фестивали фильм я не отсылал — не очень понимаю, зачем это нужно. Хотя вот в нашем вгиковском фестивале фильм участвовал, но в целом все эти студенческие смотры — страшная тухлятина.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе, мастерская режиссуры неигрового фильма Б.Я. Караджева и Е.И. Резникова.

Лучший преподаватель?
Юрия Арабова можно послушать. Понимаете, во ВГИКе работают уникальные люди, только они все слишком старые.

Любимый документальный фильм?
Кино — это искусство иллюзий и манипуляций. Когда на этой территории оказываешься, то ты просто обязан научиться показывать фокусы. Нужно из пустой шапки доставать кроликов, что одновременно требует и мастерства, и таланта. А большинство документальных фильмов тебе говорят, что можно обойтись без кролика. Главное, чтобы цилиндр был выдающийся: его носило много интересных людей, в нем теплилось столько жизни. А когда цилиндр рваный или обоссанный, от этого начинает тошнить. Поэтому я ненавижу «Кинотеатр.doc» и всю его тусовку. На мой взгляд, они выдохлись, и им всем скоро придет конец. В общем, это я все к тому, что на самом деле не очень люблю документальное кино, поэтому и фильмов любимых у меня нет.

Любимый документалист?
Энди Уорхол, Крис Маркер.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Как я дружил в социальной сети».

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
В течение десяти месяцев я работал на телеканале «Звезда», где 30 процентов сетки составляет так называемый теледок. Сделан он хуже некуда, не говоря уже о сюжетах. И я сидел и думал: могу я сделать лучше? Нет. Почему? У меня есть вкус, в конце концов, я смотрел канал Discovery и понимаю, как качественно снять документальное кино для ТВ. И все равно — нет. У нас так все устроено, что в любом случае получится лажа. Я боюсь этого. И не знаю, что ответить на ваш вопрос.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Мой друг посоветовал мне снять кино про себя. Чтобы потом было чего стыдиться. С тех пор у меня нарушился гештальт. И я пишу про себя сценарий. Ну, как «Зеркало» Тарковского.


«Школа английского» (2010). Режиссер Алексей Савенко


Сколько вам лет?
Тридцать шесть.

О фильме
Изначально в фильме фигурировало несколько героев, но в итоге остался один — Евгений. Драматургия в первой версии «Школы английского» выстраивалась вокруг адаптации героев к новой среде. Кто-то бы шел быстрее, кто-то отставал. Хотелось сделать документальную драму из нескольких серий — и вышло бы очень хорошо, если бы у меня хватило ресурсов ее реализовать. В итоге я выбрал героя, который не собирался работать по моему сценарию. Он вообще не хотел жить в Лондоне и не очень-то жаловал Великобританию. И я попал с ним в сложную ситуацию. Но ему надо отдать должное — свой характер Евгений проявляет хорошо.

Как вы думаете, о чем в итоге получился ваш фильм?
Сам материал начал сопротивляться моей задумке и повел историю в другом направлении. И фильм получился не совсем таким, каким я его видел у себя в голове. К тому же мне в силу объективных причин не удалось снять три очень важных эпизода.

Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Посмотрев материал, Марина Александровна Разбежкина сказала, что нужно было дожать напряжение до максимума, чтобы в конце фильм взрывался. Чтобы происходило событие Х — точка в кино, после которой уже нет возврата. Название «Школа английского» имеет как прямой, так и переносный смысл — героя должны были научить и проучить, и зритель бы тогда испытал психологическое удовлетворение. Самые важные эпизоды у меня не получились. Поэтому я остался недоволен собой, ведь в истории все необходимое было.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал в программе «Святой Анны». Я закончил работу к концу года, а это не самое удачное время для участия в фестивалях. Поэтому я бы даже посоветовал молодым режиссерам еще до начала съемок иметь четкое понимание, на какие смотры они хотели бы отправить свой фильм. Лично я очень хочу, чтобы свое мнение выразила британская аудитория, но перевод варварской речи моего героя очень сложно поддается субтитрированию. Необходим пиратский английский с жаргонными словечками, чтобы хоть как-то передать манеру речи главного героя.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Я закончил курс у Марины Разбежкиной в ГУ-ВШЭ. Очень много мне дал киноклуб «Арткино». Я бы хотел закончить в Британии курс продюсирования, чтобы разобраться в механизмах привлечения средств и проката того, что снято. Но пока это невозможно — образование тут стоит очень дорого.

Лучший преподаватель?
Больше всех в плане работы с материалом мне дала Марина Разбежкина. Она научила меня профессиональному взгляду. Остальное я добрал у Алексея Учителя, Павла Руминова, Бориса Хлебникова и Ивана Дыховичного. Я много ходил на их мастер-классы и показы и слушал, как они делают кино.

Любимый документальный фильм?
«Среда 19.07.1961» и «Беловы» Виктора Косаковского.

Любимый документалист?
Марина Разбежкина.

Последний документальный фильм, который посмотрели?
Английский телесериал My Big Fat Gypsy Wedding.

Режиссером какого документального кино вы себя видите — художественного или телевизионного?
Не хочу ограничивать себя в материале, пока до границы не дошел. Как дойду, выберу.

Сейчас что-нибудь снимаете?
У меня есть папка, в которую я складываю свои идеи, оформленные в виде синопсисов. Заявок на данный момент накопилось уже столько, что я не знаю, за что дальше браться. Например, очень хочется в упрощенном варианте повторить «Среду 19.07.1961» Косаковского. Мне интересна структура этого фильма, когда на каждого героя режиссер отводит минимум экранного времени.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • iisakov· 2011-07-19 17:20:57
    спасибо большое за материал
    все фильмы по-своему интересны
Все новости ›