Привычки спасают от экзистенциального, извините за выражение, ужаса.

Оцените материал

Просмотров: 21555

Это наше «Личное дело»

22/04/2011
Финалисты конкурса сценариев «Искусства кино» отвечают на вопросы о времени и о себе

Имена:  Алексей Слаповский · Андрей Мигачев · Андрей Щербинин · Владимир Серышев · Наталья Репина · Пулат Ахметов · Сергей Ольденбург-Свинцов

©  Евгений Тонконогий

Это наше «Личное дело»
«Нет сценариев», — общее место и почти мантра в разговорах об отечественном кино. На этой неделе продюсер Сергей Сельянов заявил в Петербурге, что индустрии требуется в десять раз больше сценаристов (о том, как проходит обучение на Высших курсах сценаристов и режиссеров, можно прочитать в автобиографическом материале Инны Денисовой).

На этом фоне особенно ценной выглядит инициатива журнала «Искусство кино», который во второй раз за 11 лет провел конкурс сценариев «Личное дело». С 1 июня по 25 октября 2010 года отборочная комиссия получила 545 сценариев из 20 стран. Итоги конкурса были подведены 24 января, в финал попали 17 работ, которые в течение года планируется опубликовать в «Искусстве кино» (две из них уже вышли во втором номере журнала за 2011 год).

С самого начала предполагалось, что конкурс не закончится с подведением итогов и как минимум часть из этих текстов станут фильмами. Член отборочной комиссии конкурса Зара Абдуллаева сообщила OPENSPACE.RU, что за прошедшие с момента подведения итогов месяцы четыре сценария уже куплены продюсерами: «Я умею вязать» Татьяны Богатыревой, «Личное пространство» Владимира Серышева, «Гуппии» Андрея Щербинина и «Язычники» Анны Яблонской, погибшей в Домодедово в день награждения лауреатов (фильм по ее сценарию уже готовится к производству). Также ведутся переговоры о покупке сценария Леонида Корина «Контрабас».


Чтобы понять, из чего складывается удачный сценарий и как сегодня чувствует себя сценарист, OPENSPACE.RU попросил финалистов конкурса «Личное дело» ответить на вопросы анкеты.

1. О чем ваш сценарий?
2. Существует ли кризис сценариев в нашем кино и как с ним бороться?
3. Интересует ли вас попытка описания, фиксации сегодняшней российской реальности? И если да, то какие трудности у вас возникли в процессе ее описания?
4. Представляли ли вы себе режиссера, который мог бы поставить ваш сценарий (современного или любого другого)?



Алексей СЛАПОВСКИЙ, писатель, автор сценария «То, что вы делаете, очень важно»


©  Евгений Тонконогий

Алексей Слаповский - Евгений Тонконогий

Алексей Слаповский

1. Он о том, что люди, встретив (пережив) в жизни что-то хорошее, стремятся найти точно такое же или похожее. И даже не хорошее, а, к примеру, привычное. Пушкин сказал навсегда: «Привычка свыше нам дана — замена счастию она». Эти строки могли бы стать эпиграфом. Привычки спасают от экзистенциального, извините за выражение, ужаса.

2. Кризис не сценариев, а кино. Продюсеры врут, когда жалуются: «Нет хороших сценариев». Есть. Они имеют в виду не хорошие, а «нужные» сценарии. Форматные. Все мои форматные сценарии проходят влет (особенно на телевидении). Все отклоняющиеся от формата, независимо от качества, игнорируются. За редким исключением (четырехсерийники «Я — не я» и «Синдром феникса» по моим книгам), но и там пришлось уступать формату. Я тысячу раз слышал: «Хороший сценарий, но — артхаус». Это о любом материале, который хоть чуть-чуть отличается от того, что, по мнению продюсеров, хочет видеть массовый зритель.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • yusev-alexei· 2011-04-22 17:35:55
    Спасибо редакции! С большим интересом прочитал о надежде нашего кино! Жаль, что смогли опросить лишь 8 сценаристов из 14.

    Особый интерес у меня вызвал вопрос №3, который является лакмусовой бумажкой актуальности работы интервьюируемых. Некоторые уклончиво ответили на него, особенно Ольденбург-Свинцов, "отличившийся" на фоне многословности и фантастической закрученности своего сюжета.

    Сценаристы, в общем, могли себя и не утруждать. Член отборочной комиссии Зара Абдуллаева уже высказалась по существу вопроса на обсуждении итогов "Личного дела":

    "впечатление: не было ярких попыток осмыслить, освоить сегодняшние проблемы российской повседневности"
    http://kinoart.ru/journal/li4noedelo-conversation.html
    К сожалению, это горький диагноз современным сценаристам и их работам. Авторов больше (как даже выясняется, - всегда) интересуют шаманки и падающие вертолеты, а вот проблемы окружающего общества - нет.(
  • bezumnypiero· 2011-04-22 18:44:50
    как-то серо
  • EnterTheVoid· 2011-04-22 19:00:21
    Почитав описания сценариев стало как-то грустно, сплошное унылое гавно, если честно, шаманки, ветролеты и вправду хуйня какая-то, все так далеко от жизни людей и их мыслей, что просто шляпа. Только Мигачев порадовал, а так какие-то умничанья сплошные, надо проще быть, а не Тарковских из себя корчить.

    yusev-alexei: Окружающего общества больше нет, вы разве еще не заметили? При феодализме есть только кланы, группы и индивидуальности.
Читать все комментарии ›
Все новости ›