Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет – Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм».

Оцените материал

Просмотров: 28958

Важнейшие биеннале и ярмарки первой половины 2011 года

06/01/2011
Страницы:
      

10th Sharjah Biennial, Шарджа
16 марта — 16 мая

Кураторы биеннале Сюзан Коттер, занимающаяся проектом Guggenheim Abu Dhabi, и Раша Сэлти, художественный директор ArteEast (в сотрудничестве с Хайгом Айвазяном), предложили тему «Сюжет для биеннале» (Plot for a Biennial) и решили по-новому подойти к взаимодействию различных художественных медиа на биеннале. В частности, они отказались от деления на выставку, видеопрограмму и событийную программу, запланировав какую-то новую форму показа, которая, на их взгляд, отвечает гибридной природе современной художественной практики. «Сюжет» биеннале, которая понята как своего рода фильм, включает в себя главы «Предательство (Treason)», «Необходимость (Necessity)», «Восстание», «Принадлежность (Affiliation)», «Коррупция», «Поклонение (Devotion)», «Обнаружение (Disclosure)» и «Перевод» (Translation). Главная тема — утверждение субъективности в рамках культуры, религии и государства. Центральное понятие — «предательство», treason, в своих латинских корнях этимологически связанное с торговлей и переводом. По мысли кураторов, это понятие лежит в основе Шарджи, а участники выставки играют роли Предателей, Переводчиков, Коллаборационистов и Экспериментаторов. Все это может оказаться весьма интересным проектом. В биеннале участвуют более ста художников и даже целых институций (Decolonizing Architecture Art Residency), кинематографисты и хореографы (что в последнее время бывает часто), писатели и музыканты (а вот это уже реже), среди которых, естественно, многие (не все) из арабских стран, а также значительное количество армянских художников. Из тех, кто известен нам, — Ито Баррада, Альфредо Джаар, Триша Донелли, Артур Жмиевски, Софи Каль, Марк Ломбарди, Джозефин Мексепер, Альмагуль Менлибаева, Розалин Нашашиби, Мелик Оганян, Валид Раад, Храр Саркисян, Slavs and Tatars, Харун Фароки, Эмили Ясир, теоретик Джалал Туфик и кураторская группа WHW (кураторы последней Стамбульской биеннале), которая показывает кинопрограмму, среди участников которой казахский художник Александр Угай. Кинопрограмм будет несколько. Художников из России в этой многообещающей выставке нет.


Art Paris, Париж
31 марта — 3 апреля

Весенная ярмарка современного искусства в Париже, прежде менее интересная и более скромная, чем FIAC, но тоже проходящая в Grand Palais, в прошлом году обновила свой формат. Директор Лоренцо Рудольф сделал ставку на «проектное искусство» и «концептуальные стенды», на которых будет представлена живопись, фотография, скульптура, рисунок, видео, инсталляции. Также в круг современного искусства на ярмарке, как сообщается, будут каким-то образом включены архитектура, мода, литература, дизайн, кино, музыка, реклама и даже гастрономия. Ожидается около ста интернациональных и французских галерей, список которых еще открыт для участия.


Art Brussels 2011, Брюссель
28 апреля — 1 мая
(профессиональное превью — 27 апреля)


167 галерей из 26 стран, более 1300 художников. Главным образом, здесь представлены европейские галереи, но в списке есть десяток американских участников и по одной галерее из Китая, Кубы, Бразилии, Чили, Мексики, Турции, ОАЭ, Южной Америки и из России («Айдан»).


Art Cologne 2011, Кельн
13—17 апреля
(профессиональное превью — 12 апреля)


В 2011 году Art Cologne проводится в 45-й раз, и она по-прежнему находится в некотором кризисе, связанном с утратой Кельном звания художественной столицы Германии. В списке галерей очень мало американских и вообще международных. В рамках ярмарки в седьмой раз проводится проект Open Space, в котором участвует 29 галерей, представляющих экспериментальный подход к художественной ярмарке, который, как сообщается в пресс-релизе, должен «вдохновить и привести в трепет всех любителей искусства». Из знакомых нам художников в этом проекте участвуют Саня Ивекович и Эрвин Вурм. Российских галерей в списке ярмарки пока нет.


Vienna Art Fair
12—15 мая

В этом году новыми художественными директорами ярмарки на три года стали совершенно нетрадиционные люди — критики Георг Шельхаммер и Хедвиг Заксенхубер, выпускающие важный и уважаемый в арт-мире журнал Springerin. Это обещает гораздо более интересную, чем обычно, ярмарку, поскольку они пригласят к участию разные гибридные пространства между кураторскими и коммерческими. Сохранится также традиционный — и уникальный — фокус Венской ярмарки на искусстве из Центральной и Восточной Европы, причем список участников пока еще открыт. Наверняка будет кто-то из России, кто — пока неясно. О планах этой ярмарки мы еще расскажем подробнее.


54-я Венецианская биеннале, Венеция
4 июня — 27 ноября
(профессиональное превью 1, 2, 3 июня, официальное открытие — 3 июня)


Главное художественное событие года, международная художественная выставка в Венеции в 2011 году называется — как одна из книг Беньямина — «Озарения» (ILLUMInations). В названии есть также игра со словом «нации» это ответ куратора на часто задаваемый вопрос о том, не являются ли павильоны отдельных стран в Венеции анахронизмом; она считает, что отнюдь нет. Главный куратор этой биеннале Биче Куригер (Bice Curiger) — искусствовед, куратор и критик из Цюриха, главный редактор журнала Parkett, с 1993 года возглавляющая Zurich Kunsthaus, один из крупнейших мировых музеев современного искусства. Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет — Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм». То, что пока известно, подтверждает эти опасения: г-жа Куригер вдохновляется картинами венецианца Тинторетто, который, по ее словам, «атаковал условности своего времени», и находит в работах современных художников тот же нерациональный, экстатический свет. Список художников, участвующих в основном проекте биеннале, еще не опубликован.

Главную выставку традиционно будут сопровождать национальные экспозиции в павильонах Джардини и разбросанные по всей Венеции. Чтобы объединить Международную выставку и национальное участие, г-жа Куригер попросила художников национальных павильонов и участников основного проекта ответить на пять вопросов на тему выставки. Комиссаром российского павильона назначена Стелла Кесаева, о которой вся международная пресса пишет как о коллекционере и супруге биллионера Игоря Кесаева. Она пригласила куратора Бориса Гройса, а тот — художника Андрея Монастырского и группу «Коллективные действия». Что именно представит Монастырский в российском павильоне, пока не объявлено.

Относительно других стран известно, что в павильоне США будет известный художественный дуэт пуэрто-риканского происхождения Аллора и Кальцадилья с инсталляцией острого геополитического плана, которая затронет темы Олимпийских игр, международной торговли, войны, военно-промышленного комплекса и, разумеется, самого института биеннале, который от всего вышеперечисленного не слишком далек. Для немецкого павильона был выбран театральный режиссер и радикальный перформер Кристоф Шлингензиф, однако он скончался в 2010 году от рака в возрасте 49 лет, не успев разработать проект. Что будет в павильоне, еще решается, но объявлено, что Шлингензиф остается художником павильона. Были предложения оставить павильон пустым, но куратор Сюзанна Генсхаймер, директор Музея современного искусства во Франкфурте, склоняется к мемориальной ретроспективной экспозиции этой, с нашей точки зрения, очень интересной фигуры. Выбор Шлингензифа в качестве художника павильона вызвал протесты, в том числе художника Герхарда Рихтера, мотивированные тем, что он и не художник вовсе. Шлингензиф делал в свое время проект на Венецианской биеннале, и чрезвычайно провокативный, — «Церковь страха».

Во французском павильоне — два ветерана: Кристиан Болтански, представленный куратором Жан-Юбером Мартеном (отчего-то так получилось, что оба за свою карьеру еще ни разу не «делали» венецианский павильон, а это считается обязательным). В павильоне Великобритании будет инсталляция Майка Нельсона, который известен гигантским масштабом своих работ. В павильоне Израиля — Сигалит Ландау, которая в свое время замучила все человечество и, в частности Москву, своими двумя фильмами, в одном из которых она красиво плавает среди арбузов, а в другом — красиво крутит хулахуп из колючей проволоки. Видеть это больше невозможно, и мы надеемся на что-то новое. В павильоне Австралии — скульптор египетского происхождения Хани Арманиус (Hany Armanious), Канаду представит мультимедиахудожник Стивен Ширер (Steven Shearer). В павильоне Швейцарии — известнейший художник-активист Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn), что есть некая новость, по крайней мере для нас, так как он всегда отказывается представлять Швейцарию по политическим мотивам, и относительно менее известная Андреа Таль (Andrea Thal), которая руководит Les Complices, галереей художников в Цюрихе, и организовывала проекты, основанные на музыке и перформансе. В павильоне Румынии будут замечательный концептуалист Ион Григореску (аналог Монастырскому) и две молодые художницы — Анета Мона Киша и Лючия Ткачева, чья работа была в этом году на Уральской биеннале в Екатеринбурге. В Palazzo Malipiero будет Среднеазиатский павильон с проектом Lingua Franca. Художники из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — Наталья Андрианова, Саид Атабеков, Галим Маданов и Зауреш Терекбай, Ербосын Мельдибеков, Александр Николаев, Марат Райымкулов, Алла и Алексей Румянцевы, Адис Сейталиев, Артем Эрнст. Будет также видеоретроспектива среднеазиатского авангарда. Кураторы — Георгий Мамедов, Борис Чухович, Оксана Шаталова. Неожиданны результаты открытого конкурса на павильон Польши: его выиграли кураторы Себастиан Чихоцки и Галит Эйлат, представившие уже немало прославленную художницу и кинематографистку из Израиля Яэль Бартану — она также одна из наших любимых художниц. Бартана покажет свою «Польскую трилогию» последних лет, в которую входят известные «Мары-кошмары» (2007), «Стена и башня» (2009) и новый фильм «И Европа будет потрясена».

Впервые свой национальный павильон получат Андорра, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бангладеш, Малайзия, Руанда, а также Конго и Индия, которые не участвовали соответственно с 1968 и 1980 года. Из этого списка особенно интригует Индия — среди художников индийского происхождения есть интересные. Индию неоднократно приглашали к участию в биеннале, но по бюрократическим причинам это не складывалось. Пока художник или художники не названы.

Относительно других павильонов пока не все известно. Большие проблемы у павильона Гонконга, где по политическим и бюрократическим причинам конкурс много раз переносился и проводился заново. Уже произошел скандал с павильоном Исландии, где комиссаром была назначена Эмили-Джейн Кирван, директор Pace Gallery в Нью-Йорке (назначение коммерческой фигуры само по себе уже скандально), а выставляется художник ее галереи Корбан Уолкер (Corban Walker).

Но самые большие споры вызывает павильон Италии, куратором которого в год 150-летия итальянского единства, то есть основания нынешней государственности, был назначен Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi), известный своей ненавистью к современному искусству как занятию, по его выражению, мафиозной кучки кураторов и критиков. Сгарби — скандальная фигура, берлускониевский ставленик, бывший сотрудник итальянского минкульта, основатель Партии красоты по борьбе с новым строительством в городах, публичный оратор реакционного толка. Он пригласил к участию 1200 художников, из которых двести будут показаны в новой пристройке к итальянскому павильону в Арсенале, а остальные по всей Италии. Среди художников есть и иностранцы итальянского происхождения (академичный абстракционист Сай Твомбли и консервативная фигуративная художница Дженни Савиль). Куратор заявил, что хочет сосредоточиться на недостаточно репрезентированных фигурах. Сгарби очень хотел показать выставку в самом центре Giardini в бывшем итальянском павильоне, который теперь называется Дворец выставок, но ему, к счастью, не разрешили. Обо всем этом не утихают споры, если не сказать ругань: Франческо Бонами заявил, что для Сгарби современное искусство — «что Америка для бен Ладена», что жест этот для Италии «самоубийственный», но что Италия «заслужила» Сгарби из-за своей антипатии к современному искусству.

Как обычно, у биеннале будет необозримая параллельная программа. Нам пока известно, что будет показана выставка российского фонда «Виктория» и куратора Франческо Бонами «Модерникон. Современное искусство из России», которая переедет сюда из Турина. Но, зная наших соотечественников, мы предполагаем, что этим дело не ограничится — русские выставки и банкеты будут литься рекой.


Art 42 Basel, Базель
1519 июня
(профессиональное превью — 14 июня)


Главная мировая художественная ярмарка в будущем году планирует показать 300 ведущих галерей из Европы, Азии, Африки и обеих Америк и более 2500 художников, начиная от классиков модернизма до только заявившего о себе молодого поколения. Поездка сюда прямо из Венеции (как это обычно и делается) наверняка позволит поподробнее изучить творчество тех, кто только что засветился на биеннале. Как всегда, будет особая часть для больших инсталляций и программа дискуссий, которая пока не объявлена. Art Basel неоценим не только для коллекционеров, но и для кураторов и искусствоведов, поскольку предоставляет широчайшие возможности изучить творчество того или иного художника, посмотреть его фильмы, каталоги и т.д. Из россиян в списке пока только «Риджина».

P.S. У нас нет точной информации, но в марте — апреле подойдет время для 11-й Гаванской биеннале, в мае — для 3-й Биеннале в Салониках и 5-й Пражской биеннале. На сайтах этих биеннале пока никаких дат на 2011 год не заявлено.

На сентябрь можно планировать поездку в Лион (превью Лионской биеннале 13 и 14 сентября), Стамбул (открытие Стамбульской биеннале, которая в последние годы превращается в наиболее интересную в мире, 17 сентября, значит, превью, видимо, 15—16-го) и затем в Москву (открытие 20 или 28 сентября). Подробнее об этих, а также других событиях будущей осени сообщим в начале лета.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Polina· 2011-01-12 19:17:45
    "Этаблированная"?!! - ради бога, не коверкайте мой язык! Пишите уже тогда то иностранное слово, какое имели в виду, в оригинале, что ли!
    Ещё показательно: Шарджа биеннале приглашала меня поучаствовать (до сих пор не знаю, откуда у них мой имейл). А вот родная Московская биеннале - нет.
    O, Rus...
Все новости ›