Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет – Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм».

Оцените материал

Просмотров: 34019

Важнейшие биеннале и ярмарки первой половины 2011 года

06/01/2011
Русское присутствие на ARCO в Мадриде, странная биеннале в Шардже, многообещающая Венская ярмарка и проблематичная Венецианская биеннале
Важнейшие биеннале и ярмарки первой половины 2011 года
     

London Art Fair, Лондон
19—23 января
(профессиональное превью — 18 января)


Одна из многих ярмарок современного искусства в Лондоне, держится отдельно от Frieze и в отличие от других ярмарок не совпадает с ней по времени. Ярмарка этаблированная и проводится уже в 23-й раз. Проходит в Ислингтоне, на севере Лондона, представляет modern & contemporary British art. В разделе Art Projects представлены инсталляции большого формата, солопроекты и курированные групповые выставки, что обещает наиболее интересную часть ярмарки. Отдельная часть ярмарки — Photo50, пятьдесят фоторабот девяти совершенно разных художников разных эпох. В дни ярмарки пройдут дискуссии, наиболее любопытные темы связаны с фотографией (например, Image Fatigue: Can photographs still be a catalyst for positive social change in a world saturated with images?).


Bologna Arte Fiera Art First, Болонья
28—31 января
(профессиональное превью — 27 января)


Традиционное международное начало галерейного года, галереи просыпаются от зимней спячки. Одна из первых международных ярмарок в Италии и претендующая на лидерство в этой стране, Болонская художественная ярмарка в 2011 году празднует свое 35-летие. Здесь на площади 15 тыс. кв. м размещаются порядка двухсот галерей в трех разделах: modern art, contemporary art и «новейшие тенденции». В рамках ярмарки в Spazio Carbonesi будет показана русская выставка Svoboda (именно так и называется) куратора Дарьи Хан. Выставка о понятии пространственной свободы (в связи то ли со свободой передвижения, которой не было в СССР, то ли с обширностью России); будут показаны в основном инсталляции. Можно ожидать еще одного варианта поэтического неоформализма. Участники: Юрий Аввакумов, Кирил Асс и Анна Ратафьева, Петр Белый, Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Аня Желудь, Юлия Застава, Ирина Корина, Максим Ксута, Ростан Тавасиев и Роман Сакин.

Кроме того, в Болонье будет реализована серия художественных интервенций в историческую городскую среду в рамках выставки «Однажды зимней ночью путник» (название знаменитого романа Итало Кальвино), которую курирует Джулия Драганович. Художники этой выставки представлены (и, очевидно, спонсированы) галереями, участвующими в ярмарке. В субботу, 29 января пройдет мероприятие под названием «Белая ночь» — улицы Болоньи украсятся инсталляциями, ожидается всенощное пати. Ярмарка также вручает два приза молодым художникам — Euromobil Under 30 Prize из числа отобранных на стендах галерей и Furla Prize, у которой уже есть пять финалистов (Alis/Filliol, Франческо Арена, Роселла Бискотти, Маттео Руби, Маринелла Сенаторе). Патроном последней премии в этом году выступает Кристиан Болтански. Финалисты Furla Prize будут представлены на выставке в Palazzo Pepoli (29 января — 6 февраля). Среди других значимых событий параллельной программы — встреча с Мариной Абрамович в Aula Magna di Santa Lucia, выставка Happy Tech — Machines with a human facePalazzo Re Enzo), посвященная искусству и науке в их отношении к новым технологиям, а также выставка Шозо Шимамото (Shozo Shimamoto), одного из основателей японского движения Гутай, куратором которой выступает Акилле Бонито Олива (в Basilica di Santo Stefano).


transmediale.11, Берлин
1—6 февраля

Очередной берлинский фестиваль искусства новых медиа пройдет под слоганом RESPONSE: ABILITY. Мероприятие, исследующее искусство на переднем крае технологии, сегодня принимает на себя политическую ответственность. Помимо кино-, видеопоказов и живых перформансов, пройдет конференция «BODY:RESPONSE — Биомедиальная политика в эпоху цифровой жизни», посвященная конфигурациям психо- и биополитической власти в сетевую эпоху, а также «биологизации» медиа и коммуникационно-технологической гибридизации реального и виртуального пространства. В кинопрограмму этого года включили ранний советский фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» (режиссер С. Комаров, 1927). В фестивале участвуют такие знаковые фигуры, как Франко Берарди (Бифо), Геерт Ловинк, Хит Бантинг и другие.


Art Rotterdam 2011, Роттердам
10—13 февраля

На международной художественной ярмарке в Роттердаме голландских и зарубежных галерей примерно поровну. Здесь есть такой жанр, как focused artist — в 2011-м им будет молодой концептуальный художник Навид Нуур (Navid Nuur) с интерактивным проектом, посвященным отношениям художников и коммерческих художественных институций. Во временном павильоне на месте реконструируемого Нидерландского архитектурного института покажут видеопрограмму с работами художников — участников ярмарки, а также представят победителей ежегодной премии Принцессы Маргариты — в 2011 году ими станут турок Кутлуг Атаман и сараевская художница Зейла Камерик.


ARCOmadrid 2011, Мадрид
16—20 февраля
(профессиональное превью — 16 и 17 февраля)


Традиционно одно из важнейших художественных событий начала года, которое в последние годы серьезно обновляет свой формат. 30-я по счету международная ярмарка АRCO соберет около 190 галерей, в том числе восемь российских галерей в специальной программе Focus Russia, которую курирует Дарья Пыркина. Галереи «Айдан», GMG, M&J Guelman, Paperworks, XL из Москвы, галерея Anna Nova и Марины Гисич из Петербурга и «Арка» из Владивостока (обращает на себя внимание отсутствие галереи Regina, которая, очевидно, ведет собственную ярмарочную политику) получили специальные условия участия, но будут собраны не в русское гетто, а рассредоточены по ярмарке и перемешаны с остальными. Другой «фокус» этого года — 14 галерей из Латинской Америки, отобранные кураторской группой (Луиза Дуарте, Даниэла Перес, Хулиетта Гонсалес); эти галереи представляют солопроекты, что даст возможность лучше познакомиться с латиноамериканскими художниками (что всегда было одной из сильных сторон ARCO) — среди них такие классики, как Хелио Ойтисика и Пепе Эспалу, и такой популярный молодой кубинский художник, как Карлос Гараикоа. Кроме того, будут представлены отобранные куратором Марибель Лопес 20 новых европейских галерей, в большинстве своем, естественно, берлинских, так как всем известно, где сегодня бьется сердце нового искусства. ARCO была всегда известна прежде всего своей обширной и серьезной дискуссионной программой. В этом году ожидается в этом отношении нечто новое — шесть «Профессиональных встреч», для каждой из которых один эксперт пригласит 15—20 коллег на частную встречу, в ходе которой они обменяются взглядами и проектами, параллельно посещая ярмарку (не совсем понятно, как это будет выглядеть для публики). Планируются встречи: «Производство работы художника» с Чус Мартинес, главным куратором музея MACBA в Барселоне; «Кураторство молодых художников» с Latitudes, независимой кураторской институцией; «Какие образы сегодня?» с Мартой Жили, директором музея Jeu de Paume, Париж; Biennial Break с Адриано Педросой, независимым куратором из Сан-Паулу; «Латинская Америка» с Хансом Ульрихом Обристом, содиректором Serpentine Gallery, Лондон; «Динозавры? Могут ли крупные институции модернизма и современного искусства эффективно реагировать на нынешний художественный климат?» с Линн Кук, заместителем директора и главным куратором мадридского музея Reina Sofia (MNCARS).


Singapore Biennale 2011, Сингапур
13 марта — 15 мая
(профессиональное превью — 11 и 12 марта)


Третья по счету биеннале (проходит всего-то с 2006 года — она даже моложе Московской) представит около шестидесяти художников из тридцати стран на четырех выставочных площадках под общей темой «Открытый дом». Название подсказано местной традицией гостеприимства, когда во время традиционных праздников люди якобы открывают свои дома нараспашку, предлагая любому желающему теплый прием, угощение и беседу. На выставке речь пойдет, естественно, о повседневном обмене между людьми, группами и нациями; о пересечении границ и создании творческих связей. На фоне сложной политической обстановки в Сингапуре, где проблемы со свободой слова и почти что диктаторский режим (см. здесь), все эти заявления выглядят весьма проблематично. Места проведения биеннале, как сообщается, символизируют отдельные типы городских пространств: Сингапурский художественный музей — муниципальное жилье, Национальный музей Сингапура — торговые центры и ночные рынки, старый аэропорт Калланг — международный воздушный и морской порт. Часть работ будет также представлена прямо в заливе. Более половины работ производятся специально для биеннале. Сингапурские художники составляют седьмую часть участников, а среди остальных — небезызвестные нашим читателям Мартин Крид, Марта Рослер и Недко Солаков, а также Навин Раванчайкул, Саймон Фудживара, Superflex, Elmgreen & Dragset и др. Художественный директор — Мэтью Нгуй (Matthew Ngui), кураторы — Тревор Смит и Рассел Сторер.


Art Dubai, Дубай
1619 марта

Для любителей гламура, но также и для тех кураторов и коллекционеров, кто в поиске новых художников из этого интересного региона. Ярмарка проходит в пятый раз и примет 75 галерей со всего света, в числе которых — уже традиционно — московская галерея «Айдан». В специальном альтернативном проекте, который курирует Ней Хак (Nav Haq), будут представлены новые художественные пространства Азии и Ближнего Востока. В рамках ярмарки также пройдет некая музейная выставка, организованная ювелирной фирмой Van Cleef & Arpels (слава богу, в Москве такого еще не было), презентация номинантов гигантской премии Abraaj Capital Art Prize и 5-й Глобальный арт-форум, кураторами которого в этом году выступили Шумон Базар (Shumon Basar) и Тирдад Жолгадр (Tirdad Zolghadr). В этом году ярмарка совпадает с открытием 10-й биеннале в столице соседнего эмирата Шардже — они идут в одном флаконе, причем биеннале выглядит довольно интригующе (см. ниже).

{-page-}
      

10th Sharjah Biennial, Шарджа
16 марта — 16 мая

Кураторы биеннале Сюзан Коттер, занимающаяся проектом Guggenheim Abu Dhabi, и Раша Сэлти, художественный директор ArteEast (в сотрудничестве с Хайгом Айвазяном), предложили тему «Сюжет для биеннале» (Plot for a Biennial) и решили по-новому подойти к взаимодействию различных художественных медиа на биеннале. В частности, они отказались от деления на выставку, видеопрограмму и событийную программу, запланировав какую-то новую форму показа, которая, на их взгляд, отвечает гибридной природе современной художественной практики. «Сюжет» биеннале, которая понята как своего рода фильм, включает в себя главы «Предательство (Treason)», «Необходимость (Necessity)», «Восстание», «Принадлежность (Affiliation)», «Коррупция», «Поклонение (Devotion)», «Обнаружение (Disclosure)» и «Перевод» (Translation). Главная тема — утверждение субъективности в рамках культуры, религии и государства. Центральное понятие — «предательство», treason, в своих латинских корнях этимологически связанное с торговлей и переводом. По мысли кураторов, это понятие лежит в основе Шарджи, а участники выставки играют роли Предателей, Переводчиков, Коллаборационистов и Экспериментаторов. Все это может оказаться весьма интересным проектом. В биеннале участвуют более ста художников и даже целых институций (Decolonizing Architecture Art Residency), кинематографисты и хореографы (что в последнее время бывает часто), писатели и музыканты (а вот это уже реже), среди которых, естественно, многие (не все) из арабских стран, а также значительное количество армянских художников. Из тех, кто известен нам, — Ито Баррада, Альфредо Джаар, Триша Донелли, Артур Жмиевски, Софи Каль, Марк Ломбарди, Джозефин Мексепер, Альмагуль Менлибаева, Розалин Нашашиби, Мелик Оганян, Валид Раад, Храр Саркисян, Slavs and Tatars, Харун Фароки, Эмили Ясир, теоретик Джалал Туфик и кураторская группа WHW (кураторы последней Стамбульской биеннале), которая показывает кинопрограмму, среди участников которой казахский художник Александр Угай. Кинопрограмм будет несколько. Художников из России в этой многообещающей выставке нет.


Art Paris, Париж
31 марта — 3 апреля

Весенная ярмарка современного искусства в Париже, прежде менее интересная и более скромная, чем FIAC, но тоже проходящая в Grand Palais, в прошлом году обновила свой формат. Директор Лоренцо Рудольф сделал ставку на «проектное искусство» и «концептуальные стенды», на которых будет представлена живопись, фотография, скульптура, рисунок, видео, инсталляции. Также в круг современного искусства на ярмарке, как сообщается, будут каким-то образом включены архитектура, мода, литература, дизайн, кино, музыка, реклама и даже гастрономия. Ожидается около ста интернациональных и французских галерей, список которых еще открыт для участия.


Art Brussels 2011, Брюссель
28 апреля — 1 мая
(профессиональное превью — 27 апреля)


167 галерей из 26 стран, более 1300 художников. Главным образом, здесь представлены европейские галереи, но в списке есть десяток американских участников и по одной галерее из Китая, Кубы, Бразилии, Чили, Мексики, Турции, ОАЭ, Южной Америки и из России («Айдан»).


Art Cologne 2011, Кельн
13—17 апреля
(профессиональное превью — 12 апреля)


В 2011 году Art Cologne проводится в 45-й раз, и она по-прежнему находится в некотором кризисе, связанном с утратой Кельном звания художественной столицы Германии. В списке галерей очень мало американских и вообще международных. В рамках ярмарки в седьмой раз проводится проект Open Space, в котором участвует 29 галерей, представляющих экспериментальный подход к художественной ярмарке, который, как сообщается в пресс-релизе, должен «вдохновить и привести в трепет всех любителей искусства». Из знакомых нам художников в этом проекте участвуют Саня Ивекович и Эрвин Вурм. Российских галерей в списке ярмарки пока нет.


Vienna Art Fair
12—15 мая

В этом году новыми художественными директорами ярмарки на три года стали совершенно нетрадиционные люди — критики Георг Шельхаммер и Хедвиг Заксенхубер, выпускающие важный и уважаемый в арт-мире журнал Springerin. Это обещает гораздо более интересную, чем обычно, ярмарку, поскольку они пригласят к участию разные гибридные пространства между кураторскими и коммерческими. Сохранится также традиционный — и уникальный — фокус Венской ярмарки на искусстве из Центральной и Восточной Европы, причем список участников пока еще открыт. Наверняка будет кто-то из России, кто — пока неясно. О планах этой ярмарки мы еще расскажем подробнее.


54-я Венецианская биеннале, Венеция
4 июня — 27 ноября
(профессиональное превью 1, 2, 3 июня, официальное открытие — 3 июня)


Главное художественное событие года, международная художественная выставка в Венеции в 2011 году называется — как одна из книг Беньямина — «Озарения» (ILLUMInations). В названии есть также игра со словом «нации» это ответ куратора на часто задаваемый вопрос о том, не являются ли павильоны отдельных стран в Венеции анахронизмом; она считает, что отнюдь нет. Главный куратор этой биеннале Биче Куригер (Bice Curiger) — искусствовед, куратор и критик из Цюриха, главный редактор журнала Parkett, с 1993 года возглавляющая Zurich Kunsthaus, один из крупнейших мировых музеев современного искусства. Не секрет, что от этого куратора чего-либо инновативного никто не ждет — Биче Куригер ассоциируется у всех с давно благополучно похороненным понятием «постмодернизм». То, что пока известно, подтверждает эти опасения: г-жа Куригер вдохновляется картинами венецианца Тинторетто, который, по ее словам, «атаковал условности своего времени», и находит в работах современных художников тот же нерациональный, экстатический свет. Список художников, участвующих в основном проекте биеннале, еще не опубликован.

Главную выставку традиционно будут сопровождать национальные экспозиции в павильонах Джардини и разбросанные по всей Венеции. Чтобы объединить Международную выставку и национальное участие, г-жа Куригер попросила художников национальных павильонов и участников основного проекта ответить на пять вопросов на тему выставки. Комиссаром российского павильона назначена Стелла Кесаева, о которой вся международная пресса пишет как о коллекционере и супруге биллионера Игоря Кесаева. Она пригласила куратора Бориса Гройса, а тот — художника Андрея Монастырского и группу «Коллективные действия». Что именно представит Монастырский в российском павильоне, пока не объявлено.

Относительно других стран известно, что в павильоне США будет известный художественный дуэт пуэрто-риканского происхождения Аллора и Кальцадилья с инсталляцией острого геополитического плана, которая затронет темы Олимпийских игр, международной торговли, войны, военно-промышленного комплекса и, разумеется, самого института биеннале, который от всего вышеперечисленного не слишком далек. Для немецкого павильона был выбран театральный режиссер и радикальный перформер Кристоф Шлингензиф, однако он скончался в 2010 году от рака в возрасте 49 лет, не успев разработать проект. Что будет в павильоне, еще решается, но объявлено, что Шлингензиф остается художником павильона. Были предложения оставить павильон пустым, но куратор Сюзанна Генсхаймер, директор Музея современного искусства во Франкфурте, склоняется к мемориальной ретроспективной экспозиции этой, с нашей точки зрения, очень интересной фигуры. Выбор Шлингензифа в качестве художника павильона вызвал протесты, в том числе художника Герхарда Рихтера, мотивированные тем, что он и не художник вовсе. Шлингензиф делал в свое время проект на Венецианской биеннале, и чрезвычайно провокативный, — «Церковь страха».

Во французском павильоне — два ветерана: Кристиан Болтански, представленный куратором Жан-Юбером Мартеном (отчего-то так получилось, что оба за свою карьеру еще ни разу не «делали» венецианский павильон, а это считается обязательным). В павильоне Великобритании будет инсталляция Майка Нельсона, который известен гигантским масштабом своих работ. В павильоне Израиля — Сигалит Ландау, которая в свое время замучила все человечество и, в частности Москву, своими двумя фильмами, в одном из которых она красиво плавает среди арбузов, а в другом — красиво крутит хулахуп из колючей проволоки. Видеть это больше невозможно, и мы надеемся на что-то новое. В павильоне Австралии — скульптор египетского происхождения Хани Арманиус (Hany Armanious), Канаду представит мультимедиахудожник Стивен Ширер (Steven Shearer). В павильоне Швейцарии — известнейший художник-активист Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn), что есть некая новость, по крайней мере для нас, так как он всегда отказывается представлять Швейцарию по политическим мотивам, и относительно менее известная Андреа Таль (Andrea Thal), которая руководит Les Complices, галереей художников в Цюрихе, и организовывала проекты, основанные на музыке и перформансе. В павильоне Румынии будут замечательный концептуалист Ион Григореску (аналог Монастырскому) и две молодые художницы — Анета Мона Киша и Лючия Ткачева, чья работа была в этом году на Уральской биеннале в Екатеринбурге. В Palazzo Malipiero будет Среднеазиатский павильон с проектом Lingua Franca. Художники из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана — Наталья Андрианова, Саид Атабеков, Галим Маданов и Зауреш Терекбай, Ербосын Мельдибеков, Александр Николаев, Марат Райымкулов, Алла и Алексей Румянцевы, Адис Сейталиев, Артем Эрнст. Будет также видеоретроспектива среднеазиатского авангарда. Кураторы — Георгий Мамедов, Борис Чухович, Оксана Шаталова. Неожиданны результаты открытого конкурса на павильон Польши: его выиграли кураторы Себастиан Чихоцки и Галит Эйлат, представившие уже немало прославленную художницу и кинематографистку из Израиля Яэль Бартану — она также одна из наших любимых художниц. Бартана покажет свою «Польскую трилогию» последних лет, в которую входят известные «Мары-кошмары» (2007), «Стена и башня» (2009) и новый фильм «И Европа будет потрясена».

Впервые свой национальный павильон получат Андорра, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бангладеш, Малайзия, Руанда, а также Конго и Индия, которые не участвовали соответственно с 1968 и 1980 года. Из этого списка особенно интригует Индия — среди художников индийского происхождения есть интересные. Индию неоднократно приглашали к участию в биеннале, но по бюрократическим причинам это не складывалось. Пока художник или художники не названы.

Относительно других павильонов пока не все известно. Большие проблемы у павильона Гонконга, где по политическим и бюрократическим причинам конкурс много раз переносился и проводился заново. Уже произошел скандал с павильоном Исландии, где комиссаром была назначена Эмили-Джейн Кирван, директор Pace Gallery в Нью-Йорке (назначение коммерческой фигуры само по себе уже скандально), а выставляется художник ее галереи Корбан Уолкер (Corban Walker).

Но самые большие споры вызывает павильон Италии, куратором которого в год 150-летия итальянского единства, то есть основания нынешней государственности, был назначен Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi), известный своей ненавистью к современному искусству как занятию, по его выражению, мафиозной кучки кураторов и критиков. Сгарби — скандальная фигура, берлускониевский ставленик, бывший сотрудник итальянского минкульта, основатель Партии красоты по борьбе с новым строительством в городах, публичный оратор реакционного толка. Он пригласил к участию 1200 художников, из которых двести будут показаны в новой пристройке к итальянскому павильону в Арсенале, а остальные по всей Италии. Среди художников есть и иностранцы итальянского происхождения (академичный абстракционист Сай Твомбли и консервативная фигуративная художница Дженни Савиль). Куратор заявил, что хочет сосредоточиться на недостаточно репрезентированных фигурах. Сгарби очень хотел показать выставку в самом центре Giardini в бывшем итальянском павильоне, который теперь называется Дворец выставок, но ему, к счастью, не разрешили. Обо всем этом не утихают споры, если не сказать ругань: Франческо Бонами заявил, что для Сгарби современное искусство — «что Америка для бен Ладена», что жест этот для Италии «самоубийственный», но что Италия «заслужила» Сгарби из-за своей антипатии к современному искусству.

Как обычно, у биеннале будет необозримая параллельная программа. Нам пока известно, что будет показана выставка российского фонда «Виктория» и куратора Франческо Бонами «Модерникон. Современное искусство из России», которая переедет сюда из Турина. Но, зная наших соотечественников, мы предполагаем, что этим дело не ограничится — русские выставки и банкеты будут литься рекой.


Art 42 Basel, Базель
1519 июня
(профессиональное превью — 14 июня)


Главная мировая художественная ярмарка в будущем году планирует показать 300 ведущих галерей из Европы, Азии, Африки и обеих Америк и более 2500 художников, начиная от классиков модернизма до только заявившего о себе молодого поколения. Поездка сюда прямо из Венеции (как это обычно и делается) наверняка позволит поподробнее изучить творчество тех, кто только что засветился на биеннале. Как всегда, будет особая часть для больших инсталляций и программа дискуссий, которая пока не объявлена. Art Basel неоценим не только для коллекционеров, но и для кураторов и искусствоведов, поскольку предоставляет широчайшие возможности изучить творчество того или иного художника, посмотреть его фильмы, каталоги и т.д. Из россиян в списке пока только «Риджина».

P.S. У нас нет точной информации, но в марте — апреле подойдет время для 11-й Гаванской биеннале, в мае — для 3-й Биеннале в Салониках и 5-й Пражской биеннале. На сайтах этих биеннале пока никаких дат на 2011 год не заявлено.

На сентябрь можно планировать поездку в Лион (превью Лионской биеннале 13 и 14 сентября), Стамбул (открытие Стамбульской биеннале, которая в последние годы превращается в наиболее интересную в мире, 17 сентября, значит, превью, видимо, 15—16-го) и затем в Москву (открытие 20 или 28 сентября). Подробнее об этих, а также других событиях будущей осени сообщим в начале лета.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Polina· 2011-01-12 19:17:45
    "Этаблированная"?!! - ради бога, не коверкайте мой язык! Пишите уже тогда то иностранное слово, какое имели в виду, в оригинале, что ли!
    Ещё показательно: Шарджа биеннале приглашала меня поучаствовать (до сих пор не знаю, откуда у них мой имейл). А вот родная Московская биеннале - нет.
    O, Rus...
Все новости ›