Оцените материал

Просмотров: 33840

Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического

Елена Яичникова · 08/09/2009
В новой рубрике мы расскажем об истории и современном состоянии кураторской профессии. OPENSPACE.RU также объявляет конкурс на лучший проект в рамках специальных проектов и параллельной программы Московской биеннале

Имена:  Жан-Юбер Мартен

©  ИТАР-ТАСС

Жан-Юбер Мартен

Жан-Юбер Мартен

О кураторском конкурсе OPENSPACE.RU читайте здесь.
Куратор предстоящей Московской биеннале француз Жан-Юбер Мартен — из числа кураторов с регалиями, у которых есть своя тема, свой почерк и свое место в области кураторской практики. Регулярно организовывая выставки как независимый куратор, он, тем не менее, всегда работал в рамках институций и обзавелся внушительным послужным списком. Начав в 1971 году как куратор в Музее современного искусства Парижа, он возглавил Кунстхалле Берна в 1982-м, стал директором парижского Центра Жоржа Помпиду в 1987-м, директором музея-замка Chateau d'Oiron в 1991 году и Музея Африки и Океании в Париже в 1994-м и занимал должность директора музея Kunst Palast в Дюссельдорфе с 2000-го по 2006 год.

Тема, над которой уже долгие годы работает Мартен, — это искусство таких экзотических для Запада регионов, как Африка, Австралия, Новая Зеландия, острова Тихоокеанского бассейна, и осмысление его места в системе мирового современного искусства. Для стран Европы и США эта тема необычайно важна и представляет собой по-настоящему болезненный вопрос, потому что колониальное прошлое там давит тяжким грузом и имеет прямое отношение к современным проблемам иммиграционной политики. Но и Россия со всем посткоммунистическим блоком не настолько далека от постколониальной темы, как кажется, поскольку в ее основе — проблема европоцентризма и «властного дискурса», которые по отношению к Восточной Европе с успехом и вдохновением разрабатываются, к примеру, Славоем Жижеком и другими теоретиками люблянской школы.

Как главный музейный куратор крупных европейских институций, Мартен, безусловно, устраивал выставки западных художников — большую ретроспективу Пикабиа, Мана Рэя, Дюшана и берлинских дадаистов. К тому же Мартен считается специалистом по русскому искусству: он сделал первую выставку Кабакова в Европе в 1985 году и был куратором выставки «Москва — Париж», открывшейся в Центре Жоржа Помпиду в 1979 году и в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981-м. Но в историю современного искусства Мартен — так уж сложилось — вошел именно благодаря тому, что в своей кураторской деятельности он затрагивал постколониальную проблематику.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • klenov· 2009-09-14 15:47:17
    почему-то не в статье не работают ссылки на русскую википедию
Все новости ›