Есть в зале особая точка, с которой вся эта модернистская чушь в одно мгновение превращается в чистое художественное золото.

Оцените материал

Просмотров: 28681

Дневник Московской биеннале. Заключительная часть

Давид Рифф · 27/10/2009
ДАВИД РИФФ с трудом пережил Московскую биеннале и задумался: а есть ли такая вещь, как эстетический консерватизм в хорошем смысле слова?

©  Дмитрий Гутов

Дмитрий Гутов. «Рисунки Рембрандта». Женщина учит младенца ходить. 2009

Дмитрий Гутов. «Рисунки Рембрандта». Женщина учит младенца ходить. 2009

Сразу после открытия Московской биеннале я слег с ужасным гриппом. Меня сильно лихорадило, и оттого мучили кошмары. Мне снилась выставка в «Гараже» с ее выстроенными в ряд птичьими клетками, ее wellness rooms и грозного вида охранниками. Мне снился неоконсерватизм.

Чем дальше я заболевал, тем больше меня это мучило. Куда ни повернись, всюду новые мифы про национальное и художественное, новые песни о якобы магической стороне искусства, о его вневременной сущности, одинаковой на всех континентах, о его особенной ауре. Каждый, кто оперирует этой риторикой, считает, что таким образом противостоит гламурному глобальному эсперанто «биеннального искусства», противостоит мейнстриму, причем весьма интеллектуально. Но на самом деле такая стратегия сама с молниеносной скоростью становится мейнстримом.

Неоконсерватизм стал буквально пандемией, последствия которой сравнимы с катастрофой; наглядным доказательством может послужить выставка «Одна шестая плюс. Второй диалог» в Галерее Зураба Церетели на Пречистенке (куратор Константин Бохоров). Там тоже, как и в «Гараже», есть один из тотемов Анатолия Осмоловского, а также работы Алисы Иоффе, Татьяны Хэнгстлер, Константина Худякова и других авторов.

©  Дмитрий Гутов

Дмитрий Гутов. Из цикла «Рисунки Рембрандта». Женщина учит младенца ходить (вид сбоку). 2009

Дмитрий Гутов. Из цикла «Рисунки Рембрандта». Женщина учит младенца ходить (вид сбоку). 2009

Бохоров исследует неоконсерватизм в искусстве с постсоветских времен до эпохи нулевых и определяет его как противостояние постмодернизму как актуализацию модернистских стратегий с сильным национальным и местным колоритом. Но чтобы добраться до выставки, надо преодолеть сам музей Церетели, с его гигантским символическим яблоком и скульптурой Путина в странной дзюдоистской позе. И после этого трудно не задаться вопросом: а так ли уж сильно отличается тот постсоветский консервативный неомодернизм, который выставляет Бохоров, от этого радостного доморощенного китча? Этот вопрос не давал покоя моему помутненному лихорадкой разуму.

Стоило мне пойти на поправку, как я начал задумываться над тем, есть ли все-таки такая вещь, как эстетический консерватизм в хорошем смысле слова. И что он собой представляет сегодня? Как сформулировать эти позиции позитивно — перед лицом повального увлечения неоконсервативными стратегиями?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • polly_martmag· 2009-10-27 18:45:23
    Спасибо за этот текст. Очень хороший.
  • Andrey_Parshikov· 2009-10-27 20:35:09
    "...он доступен по демократичной цене в магазине «Фаланстер»", - то есть, Давид, рекомендуете?
    "Чернышева не доводит себя до изнеможения поисками некой новой правильной стратегии «внесения искусства в жизнь», а, наоборот, находит «искусство в жизни»", - потрясающие слова. Странно, что Вы не цитируете его же текст к "Русскому бедному".
    Еще поражает крайне мортидозная, вплоть до квазимистической, риторика: "...рождается это волшебство мертвой природы", "...их приковывают к стене только собственные тени", "частички некоего божественного порядка", "Странная магия этого очень личного сада-огорода распространяется далее на все животное царство скелетов, раков-отшельников и скатов", etc.
    Очень настораживает высказывание "...как если бы Кандинский занимался скульптурой". К сожалению (или к счастью) мы не знаем, что было бы, если бы он занимался скульптурой. Это домыслы. Как и большая часть этого текста.
    Ну и, конечно, забавно насчет "в итоге не слишком гламурных шоссе". Есть какая-то шкала гламурности шоссе?
    Спорный момент насчет среднего класса, к которому Вы отнесли Гридчина. Я правильно понимаю, что куратор был нанят им и что он платит ему зарплату? А также оплачивает выставочную деятельность? Обставляет искусством принадлежащий ему "нежилой дом"? Дарья Жукова -- это тоже средний класс? Каковы финансовые отношения этой галереи и будущей резиденции с художником? Мне кажется, это довольно важные вопросы, которые, напомню один из комментов Екатерины Деготь, "не останутся у вас без ответа".
  • Moskvichka· 2009-10-27 23:25:04
    Каждый раз, читая здесь тексты Давида о тех выставках, которые я сама видела (то есть хорошо представляю, о чем речь), досадую, что многие места представляют собой как бы набор слов, где о точном смысле, вложенном автором во фразы, можно долго гадать, но так и не разгадаешь. В чем проблема - не знаю, потому что устная речь Давида мне понятна, а переводы его текстов с английского - нет.
Читать все комментарии ›
Все новости ›