Оцените материал

Просмотров: 20023

Вернисажи недели. 14–20 сентября

14/09/2009
Дождались, Гутов на Рублевке. Остальное меркнет

Имена:  Александр Джикия · Андрей Кузькин · Андрей Монастырский · Анжела Далле Векке · Антон Гинзбург · Вера Хлебникова · Виталий Пушницкий · Георгий Литичевский · Дмитрий Гутов · Евгений Стрелков · Иван Плющ · Игорь Шелковский · Илья Кабаков · Ирина Чепкунова · Константин Звездочетов · Леонид Тишков · Михаил Карасик · Никита Алексеев · Петр Перевезенцев · Римма Герловина · Сергей Шутов · Томас Хайзе · Юрий Альберт

©  Предоставлено ГМИИ

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

14 сентября, понедельник, 12:00 (пресс-конференция), 17:00 (открытие)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, главное здание


Бидермейер. Австрийское искусство XIX века из коллекций князя Лихтенштейнского

Искусство бидермейера (или бидермайера) создавалось в Европе между 1815 и 1848 годами — в мирное, скучное, буржуазное время. Название первоначально было именем — это псевдоним двух немецких юмористических поэтов, которые придумали своего «простодушного господина Майера», символ ограниченности и мещанства. Особенно интересен австрийский бидермейер — самый провинциальный, самый уютный, но из-за своей провинциальности порой странный и мучительный. Достаточно вспомнить Фердинанда Вальдмюллера, выдающегося художника с патологической и вполне жуткой тягой к натурализму, — он широко представлен в этой коллекции.

©  Предоставлено ГМИИ

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

Вальдмюллер Фердинанд Георг. Материнское наставление. 1850

Князья Лихтенштейнские, конечно, собирали бидермейер, не понимая этой мучительности, а по-бидермейеровски простодушно. Как сообщается в пресс-релизе, «еще в XVII столетии князь Карл Эвсебий фон Лихтенштейн советовал в оставленных своему сыну “Поучениях по княжескому воспитанию” сконцентрироваться на семейной жизни и держаться подальше от государственных дел и военных мероприятий. Два века спустя, когда княжеская семья была настолько хорошо обеспечена, что могла себе позволить не только приобретать дворцы и замки, но и давать значительные заказы архитекторам и художникам на соответствующее их оформление, ее вкусы не изменились. Принимая самое непосредственное участие в крупнейших исторических событиях своей эпохи, ее лучшие представители использовали каждый удобный случай, чтобы полностью посвятить себя семье и дому». Все это нас, вообще говоря, ужасно интересует, особенно на фоне политико-эстетического контекста современной России. Будем надеяться, что неумолимо надвигающаяся московская биеннале современного искусства оставит время и силы, чтобы подумать и о бидермейере. Выставка в ГМИИ предваряет открытие Музея искусства бидермейера в Вене в 2011 году.
По 15 ноября


14 сентября, понедельник, 19:00
Государственный центр современного искусства


Визуальная культура и структура фильма. Лекция Анжелы Далле Векке (США)

Выступит профессор нескольких американских и британских университетов, критик и историк кинематографа ХХ века, куратор и организатор международных кинофорумов, занимающаяся в основном проблемами взаимоотношения кино, живописи и литературы.


15 сентября, вторник, 16:00
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, зал литературы по искусству


Книга художника ‘009

Выставка представляет современное развитие весьма уважаемого жанра — концептуальной авторской книги. Ее кураторы (правда, они не знают такого слова, что, может, и к лучшему) — координаторы творческой группы «книга художника» при секции книжной графики Московского Союза художников Василий Власов и Виктор Лукин. Среди участников — Александр Джикия, Михаил Карасик, Петр Перевезенцев, Евгений Стрелков, Леонид Тишков, Вера Хлебникова, Игорь Шелковский, Сергей Шутов и многие другие. Очень глупо, что эта выставка не в программе биеннале — авторская книга у нас в стране очень хорошая. Есть чем гордиться.
По 15 октября


15 сентября, вторник, 19:00
Галерея «Триумф»


Презентация каталога «Банальность и бесконечность»

Об этой выставке мы вас уже предупреждали здесь, а теперь, в день финиссажа, можно будет встретиться с куратором Гошей Острецовым и, наверное, художниками — Георгием Литичевским, группой «ЕлиКука» и другими.


15 сентября, вторник, 19:00
Государственный центр современного искусства


Круглый стол к 35-летию «Бульдозерной выставки»

Как нам пишут, по случаю юбилея этого важнейшего события в общественно-художественной жизни страны обсуждаться будут следующие вопросы: «Как и где художник может показывать свои произведения? Какие соглашения нужно получить для экспонирования работ и проведения акций? Какие законодательные нормы существуют в России в отношении проведения выставок и акций? По какой причине выставка может быть закрыта, акция художника прекращена? Где границы вмешательства власти в современное искусство?». Список участников пока неясен, но звучит все это актуально и кажется нам очень важным.


15 сентября, вторник, 19:00
Галерея RuArts


Виталий Пушницкий. Камера: Solitary confinement. Скульптура, графика

©  Предоставлено галреей RuArts

Виталий Пушницкий. Камера: Solitary confinement

Виталий Пушницкий. Камера: Solitary confinement

Как вы могли заметить, мероприятия галереи RuArts редко кажутся нам стоящими внимания, но вот исключение: выставка заметного питерского художника Виталия Пушницкого. Пресс-релиз, как это часто бывает у нас, претенциозный и мутный. С трудом удалось понять, что будут представлены двенадцать минималистических объектов, собранных из стандартных элементов индустриального производства, причем после выставки объекты будут разобраны. В этой перформативной скульптуре автор, таким образом, работает с понятиями модели и структуры, ставя под вопрос понятие законченности. Все просто и достойно, и нечего было мучить нас выражениями типа «автор совершает кроссдисциплинарный бросок», «интеллектуальные темы» и «аллюзия с Пушницким». Параллельная программа Мосбиеннале.

По 17 октября


15 сентября, вторник, 19:00
Галерея М&Ю Гельман


Валерий Кошляков. Недосягаемые

©  Предоставлено Словацкиим институтом

Валерий Кошляков. Недосягаемые. Фото Сергея Сапожникова

Валерий Кошляков. Недосягаемые. Фото Сергея Сапожникова

Пресс-превью выставки выдающегося современного русского художника; этой выставкой галерея представит себя в параллельной программе на Московской биеннале. Открытие будет только 26 сентября, когда пройдут все вернисажи на «Винзаводе», но смотреть можно уже сейчас. Что смотреть — мы пока не поняли, но имеется вот такая интригующая картинка.


16 сентября, среда, 19:00
Словацкий институт. 2-я Брестская, 27


Люминография Камила Варги

©  Предоставлено галреей Словацкиим институтом

Камил Варга. Осенняя психотерапия и другие опыты, №37. 1988

Камил Варга. Осенняя психотерапия и другие опыты, №37. 1988

Третья выставка цикла «Словацкая фотография XX—XXI веков», персональная выставка фотографа и художника Камила Варги (р. 1962), который в 1980—1990-е годы занялся техникой люминографии. Смысл этого был для него не в чистом экспериментаторстве, но в возможности достичь драматической выразительности. 17 сентября в 19.00 состоится творческая встреча с Камилом Варгой.
По 16 октября


16 сентября, среда, 18:00
Guelman projects


Иван Плющ. Кафель

В рамках кураторской программы Евгении Кикодзе, посвященной современной абстракции.
По 14 октября


16 сентября, среда, 19:00
Галерея Ираги


Антон Гинзбург. Ни эха, ни тени

И, как всегда, по соседству — вернисаж в галерее Ираги, которая работает в основном с новыми именами и молодыми художниками. Антон Гинзбург — художник, много лет живущий в Нью-Йорке. Программа выставки включает в себя массу всего: как нам сообщают, это воображаемый кабинет коллекционера. Тут есть отсылки одновременно к Ману Рэю, Бранкузи и Ричарду Серра, что еще можно как-то себе представить, но также почему-то к Наталье Негоде, если кто помнит, кто это такая, и это представить уже сложнее. Среди предметов имеется маска Медузы с зеркалом во рту и еще много чего. Звучит странно. Посмотрим.
По 14 октября


16, 17, 18 сентября, среда—пятница, 19:00
Государственный центр современного искусства


Показы фильмов Томаса Хайзе

В рамках параллельной программы выставки фотографий из бывших советских республик и бывшей ГДР (выставка «Меняющийся мир — запечатленное время» очень хорошая, советуем) — кинопоказы, и в том числе остросоциальных документальных фильмов Томаса Хайзе. В среду — Mein Bruder. We'll Meet Again («Мой брат. Мы встретимся снова»), в четверг — Neustadt. Der Stand der Dinge («Нойштадт. Положение дел»), и в комплекте — снятый на аналогичную тему, о неофашистах, «Россия-88» Павла Бардина. В пятницу — Vaterland («Отечество») Хайзе.


17 сентября, четверг, 16:00 (пресс-конференция), 19:00 (вернисаж)
Фонд «Екатерина»


Лицо. Образ. Время. Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности

Зачетное участие в биеннале фонда «Екатерина» — просто показ работ из коллекции под видом якобы проблемной выставки (если бы еще «изображение человека» было в русском искусстве таким оригинальным, редким приемом…). В основном на материале русского искусства XIX—XX веков от Ильи Репина до Олега Кулика. Зарубежное искусство представлено более чем скромным и более чем бессмысленным набором, где есть постмодернисты Пьер&Жиль, бывшие модные британцы братья Чепмен и некто Тони Мателли, которого доверчивая московская тусовка усилиями галериста Татинцяна сочла известным художником.
По 13 декабря


18 сентября, пятница, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»


Советские клубы. Лекция

В рамках образовательной программы «Авангард страны советов» — лекция Ирины Чепкуновой «Советские клубы» и показ ТВ-фильма «Клубная жизнь Страны Советов».


19 сентября, суббота, 17:00
Выставочный зал «Гридчина». Село Дмитровское, Рублево-Успенское шоссе


Дмитрий Гутов. Рисунки Рембрандта

©  Предоставлено галереей «Выставочный зал Гридчина»

Дмитрий Гутов. Рисунки Рембрандта

Дмитрий Гутов. Рисунки Рембрандта

Открытие новой галереи современного искусства — «первой в этой местности», как сказано в пресс-релизе. Далее цитируем: «Идеолог и основатель галереи — местный житель, владелец недвижимости в нескольких деревнях Рублёво-Успенского шоссе, коллекционер и ценитель современного искусства Сергей Гридчин. Создатели галереи не намерены ограничивать сферу охвата галереи лишь Рублёвкой и окрестностями. В планах — экспорт современного отечественного искусства по всему миру и проведение собственных (уж видать, не чужих. — OS) вернисажей в Европе, Азии и Америке». Пугающе глобальная стратегия будет осуществляться усилиями куратора Михаила Сидлина. Для начала выбрали Дмитрия Гутова — как сказано в релизе, «известного арт-революционера». Один из любимых художников OPENSPACE.RU показывает свои новые работы — нечто среднее между скульптурой и каллиграфией. Художник заверяет, что это не халтура на потребу Рублевке, а важный для него проект. Обещаем вернуться к теме.


20 сентября, воскресенье, 11:30—17:00
Центр современной культуры «Гараж»


Встречи с участниками Московской биеннале

Начинаются встречи и беседы с художниками, которые приедут в Москву на биеннале. Они планируются 20-го, 22-го и 23 сентября с 11:30 до 17:00. Мероприятия, безусловно, стоят внимания, но более точно имена и время «Гараж» пока, к сожалению, назвать не может. Следите за блогом «Гаража».


20 сентября, воскресенье, 19:00
ПRОЕКТ_ FAБRИКА


Открытие спецпроектов Московской биеннале

©  Предоставлено автором

Владимир Анзельм. Львиный череп. 2009

Владимир Анзельм. Львиный череп. 2009

Первой из крупных «многосоставных» московских площадок открывается «Фабрика» («Винзавод» и «Красный Октябрь» — на следующей неделе). Несколько выставок. «Правдами-неправдами» (куратор Юлия Лебедева) — выставка на интересную тему: про ложь и дезинформацию. Участники — художники концептуального круга и вообще работающие со словом: Никита Алексеев, Юрий Альберт, Константин Звездочетов, Андрей Кузькин и другие. «Гастарбайтеры духа» (куратор Мария Сигутина) — совместный проект Владимира Анзельма и Александра Сигутина. Вопрос формулируется так: «Как относиться к подвижникам от искусства сегодня, в эпоху торжества художественного дизайна?.. Они привлекаются к черновой работе, ко всякой там топке и сварке. Как-то выходит, что никто из служащих по духовному ведомству, аристократов духа, не хочет работать с неугасимым огнем. В этом смысле художников, взявшихся за этот специфический труд, и можно назвать гастарбайтерами духа». Такие дела. Ответ на все эти вопросы дан в форме живописи и скульптуры с христианскими аллюзиями. «Интерпретация объекта в московской концептуальной школе» (куратор Александра Данилова) — выставка-исследование объекта как жанра на основе коллекции музея Московского архива нового искусства, первой частной коллекции московской концептуальной школы. Работы Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Риммы Герловиной, «Коллективных действий», инспекции «Медицинская герменевтика» и др. Куратор Мария Сигутина показывает и еще один проект - инсталляцию "Жидкое небо" Вики Бегальской и Василия Антонюка. "Жидкое небо" на американском сленге - это героин, так что работа об этом. А в 20 часов во дворе откроется проект "ПУСТО больше не будет".

По 18 октября

 

 

 

 

 

Все новости ›