С количеством проблем нет, пора подумать о качестве.

Оцените материал

Просмотров: 8512

Плюс фестивализация всей Москвы

Николай Берман · 25/01/2012
2011 год стал рекордным по числу зарубежных гастролей. Пришло время разобраться в некоторых особенностях московского фестивального движения

©  Игорь Скалецкий

Плюс фестивализация всей Москвы
Лет пять-шесть назад ситуация с зарубежными фестивалями в Москве была проста. Все знали — есть привозящий в столицу метров современного театра Чеховский фестиваль, и есть NET, призванный знакомить публику с самыми авангардными тенденциями современного искусства.

Теперь фестивальный пейзаж изменился до неузнаваемости. Едва ли не каждая институция и не каждый театр, включая труппы на далеких окраинах, куда не ступала нога театроведа, едва ли не каждый театральный продюсер считают своим долгом привозить зарубежные спектакли в Москву. Фестивали и гастроли плодятся так, что часто невозможно вспомнить, где и когда ты видел тот или иной спектакль. А сами фестивальные гиганты на этом фоне тоже сильно меняют облик.

Чеховский, на который еще недавно буквально молились все, кто хоть немного интересуется театром, явно теряет былое величие. Его программы последних лет явно меркнут перед его же размахом конца 90-х и начала 2000-х, когда в рамках одного смотра удавалось собрать постановки Кристофа Марталера и Петра Лебла, Кристиана Люпы и Ли Бруера, Роберта Уилсона и Теодора Терзопулоса, Тадаси Судзуки и Арианы Мнушкиной. Конечно, среди участников можно и сейчас найти и Матса Эка, и Жозефа Наджа, и Филиппа Жанти, и Мэтью Боурна, и Робера Лепажа (за одно только знакомство с которым российского зрителя Чеховскому можно простить всё), но трудно не заметить, что фестиваль постепенно занесло в область искусства коммерческого, ставящего целью развлечение и нередко сочетающего красоту формы с пустотой содержания, — туда, где театр превращается в шоу. На последних фестивалях эти зрелищные цирковые и хореографические постановки идут много дней подряд, но при этом в полупустых залах (билеты продаются по заоблачным ценам).

Понятие «фестиваль» во всем мире давно уже воспринимается не просто как показ множества спектаклей, но как пространство для диалога, дискуссий и обмена опытом театральных людей, а все это невозможно без обсуждений, мастер-классов, лекций. Чеховский же давно от такой спецпрограммы отказался, за исключением редких встреч с отдельными режиссерами, которые даже не всегда анонсируются. Сегодня ему необходим свежий воздух, нужна встряска, после которой он смог бы обрести внятную концепцию, актуальное звучание и вернуть прежнее влияние на театральный процесс в России. Ведь не будь Чеховского фестиваля, современный театр в нашей стране выглядел бы сейчас иначе.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:4

  • Никита Деньгин· 2012-01-25 21:45:36
    Здрасьте, приехали! "вот уж и Малый театр задумался о фестивальной деятельности".
    Уже десять лет проводят фестиваль "Островский в доме Островского". Так, к слову.
  • aleksey_kiselyov· 2012-02-02 04:58:35
    отличный текст!
    спорного выше крыши, но текст - отличный)
    спасибо
  • Nikolay Berman· 2012-02-02 23:42:18
    Спасибо, Лёша!!!
  • Oleg Petrov· 2012-03-23 13:24:13
    Текст,действительно,толковый. И без суеты.
Все новости ›