Рынок здесь бедный, независимый, в основном нонпрофитный, но нормально функционирующий.

Оцените материал

Просмотров: 20820

Нойзов ковчег

Артем Ушан, Наталья Кострова · 27/01/2011
АРТЕМ УШАН рассказывает, как живет одна из самых некоммерциализированных и интернациональных музыкальных сред в Берлине. Комментирует пионер российского нойза АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ

Имена:  Алексей Борисов

©  Anna Zwanziger

Мауро Дичочиа (слева) во время выступления

Мауро Дичочиа (слева) во время выступления



Берлин всегда ассоциировался не только с танцевальной электронной музыкой, но и с музыкой экспериментальной: до и после падения Стены здесь можно было встретить разнообразнейших персонажей — от Лу Рида и Ника Кейва до Карстена Николая и Бруно Споэрри. Необычная история и мрачная атмосфера немецкой столицы вдохновляли не одно поколение любителей аналоговых синтезаторов и самодельных звуковых устройств. Сегодня изменился сам город, превратившись в модную точку для молодых туристов, но экспериментальные звуки, как ни странно, остались на месте: нойз-сцена здесь по-прежнему живет полноценной жизнью, и по мере перемещения мест, где можно услышать ее представителей, можно все так же отслеживать актуальность берлинских районов в смысле культуртрегерства.

30-летний итальянец Мауро Дичочиа (Mauro Diciocia) переехал в Берлин из Рима год назад. Режиссер документального кино и радиолюбитель, после переезда он полностью погрузился в создание шумов, найдя здесь все условия для занятия музыкой — большое количество блошиных рынков с дешевыми радиодеталями, недорогие звукозаписывающие студии, а также достаточное количество небольших галерей и баров, где можно выступать и общаться с единомышленниками. Берлинская нойз-сцена сегодня одна из самых некоммерциализированных творческих сред в городе: чаще всего за выступления артистам платят сами зрители, отдавая 1 евро сверх оплаты первого напитка в баре. Сами же музыканты явно устраивают свои концерты не из-за денег, а во многом только для того, чтобы поделиться своими опытами и выслушать мнение коллег по цеху. Для порядка они иногда ворчат об отсутствии нормальных экономических отношений и всеобщей берлинской бедности, но слишком уж заметно, что никто не хочет, чтобы ситуация изменилась.

«В Берлине очень много мест, которые открыты к сотрудничеству с нойз-продюсерами, — рассказывает Мауро. — Здесь очень просто организовать себе выступление, много специализированных магазинов, которые продают экспериментальную музыку, и, конечно, много слушателей. Рынок здесь бедный, независимый, в основном нонпрофитный, но нормально функционирующий, со множеством участников — покупатели-продавцы, артисты-слушатели». Конечно, в андеграунде, в котором нойз находится сознательно, правят несколько другие рыночные законы, чем в мире студий-мейджоров, но все же множество маленьких магазинов и клубов в немецкой столице вполне успешно сводят концы с концами, используя предельно простые механизмы общения с производителями и потребителями экспериментальной музыки.

©  Anna Zwanziger

 

 

Неплохим примером того, как один человек может поддержать развитие целого пласта музыкальной культуры, служит магазин SchneidersLaden, расположившийся недалеко от станции метро Kottbusser Tor. Его владелец и управляющий Андреас Шнайдер наладил прочные связи с радиолюбителями и инженерами, паяющими в домашних условиях уникальные аналоговые синтезаторы, и теперь многие из них продают свои музыкальные машины в этом магазине. Покупают же их музыканты со всего мира, и не только те, кто занимается нойзом. Среди клиентов магазина также большое количество техно-, хаус-, дабстеп-музыкантов. Стимулируя производство инструментов для создания шумов, Шнайдер тем самым провоцирует и интерес к производству музыки. Идеальная модель, которую создал Андреас, включает в себя всех основных участников рынка, каждый из которых безусловно доволен. Мауро Дичочиа тоже конструирует синтезаторы. Продает ли он их в SchneidersLaden? «Нет, пока не продавал, — признается музыкант. — Откровенно говоря, на производство одного блока у меня уходит очень мало денег, не больше 20 евро. Так получается, потому что я использую самые дешевые материалы, которые, естественно, не очень долго работают. Я продал несколько устройств через доску объявлений Craiglist, но теперь мне иногда звонят мои покупатели и просят помочь починить очередную поломку. В SchneidersLaden я пойду, только когда буду уверен в качестве того, что я сделал». Пока же Мауро собирает синтезаторы и играет на них сам. Помимо самодельных блоков, на выступлениях (под псевдонимом Torba) он использует разобранные радиоприемники, кассетные плееры… и даже собственное тело — прикасаясь к радиоплатам пальцами и таким образом становясь проводником электричества, он изменяет издаваемый ими шум.

Его приятель, француз Гийом Сиффер (Guillaume Siffert), тоже использует для выступлений кассетные плееры — в качестве диджея он иногда играет нойз-сеты на нескольких «уолкменах». В остальное время Гийом руководит берлинским отделением голландского лейбла Staalplaat, на котором вышли основные релизы Muslimgauze. Берлинский Staalplaat представляет собой небольшой магазин пластинок, дисков и книжек в районе Нойкёльн, в подвале которого время от времени проходят концерты экспериментальной музыки. «Я бы не сказал, что мой бизнес процветает, — сообщает Гийом, который один в своем лице сочетает функции директора и продавца. — Но, учитывая, что в целом лейбл вообще почти не функционирует, я считаю, что у меня здесь все не так уж и плохо». Он, как и многие, кто переехал в Берлин, понимает, что звезд с неба здесь хватать не приходится, и решил перестать беспокоиться об этом. Тем не менее в разговоре он настроен скорее пессимистично по отношению к берлинской нойз-сцене. «Да, безусловно, в городе множество площадок, где можно услышать импровизационную музыку или академический авангард. Для нойза же в его правильном понимании в Берлине недостаточно условий. Большинство этих мест — обычные галереи или бары, которые совершенно не приспособлены для проведения настоящих нойз-концертов, потому что они или связаны обязательствами перед соседями не превышать определенную громкость, или просто не имеют нормального оборудования для этого», — рассказывает Гийом.

©  Anna Zwanziger

Мауро Дичочиа (Torba)

Мауро Дичочиа (Torba)

Действительно, при всем многообразии музыки в немецкой столице здесь существуют довольно строгие правила, регламентирующие уровень шума. Поэтому лучше всех обстоят дела у тех, кто не находится в непосредственной близости от жилых пространств. Такие специализированные места, как Ausland в Пренцлауэр-Берге, Raum 20 и N.K. в Нойкёльне, вполне могут позволить себе крупные нойз-концерты и фестивали, а учитывая популярность экспериментальной музыки, к ним часто присоединяются и крупные площадки, большую часть времени обслуживающие представителей мейнстрима. Даже техно-клуб Berghain (имеющий объективно одну из самых лучших звуковых систем в городе, спроектированную компанией Funktion-One) устраивает по одному-два нойз-шоу в месяц, не стесняясь продавать билеты за 20—30 евро. Другими словами, хотя пессимизм Гийома и имеет под собой определенные основания, в Берлине все же есть условия для того, чтобы послушать нойз в хорошем качестве. Маленькие места, у которых нет возможности шуметь по-настоящему, довольствуются тем, что есть, устраивая концерты эмбиента, дроуна, импро-нойза и других ответвлений жанра, не требующих слишком большого количества децибел. В обоих случаях слушатели определенно довольны: они, похоже, действительно понимают уникальность сложившейся ситуации и с интересом за ней наблюдают.

Можно ли говорить о специфическом берлинском саунде, учитывая все вышесказанное? «Не думаю, что Берлин сейчас является медиумом какого-то определенного саунда, — говорит Гийом Сиффер. — Скорее, стоит говорить о наличии всех возможных вариантов звучания в одном месте». — «Да, если что-то и можно назвать берлинским саундом в поле нойза, то это будет именно смешение звука музыкантов из всей Европы, Северной и Южной Америки, Японии, России и Африки, живущих в одном городе», — добавляет Мауро Дичочиа.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • pogromheld· 2011-01-27 19:22:49
    Неумение выстроить композицию, и вообще играть, не является ни новаторством, ни провокацией, ни вызовом. "Кто в лес, кто по дрова" играли в каждом ЖЭКе. Это – всего лишь музыкальные потуги :-)
    К Кэйджу это не имеет абсолютно никакого отношения. Он создавал свои композиции не потому, что не знал где какая нота:–)
    Нойз-сцену, как и всю другую музыку, инспирировала в России уже давно существовавшая зарубежная нойз-сцена, но никак не Ночной Проспект,
    который всегда играл эксцентричный рок, твист, и не имел инструментов с нетонированным звучанием для исполнения нойза. Нет смысла вводить читателя в заблуждение:-) Вот ZGA можно назвать нойз-проектом. Коллектив, где участники сами создавали шумовые инструменты и использовали их на записях и выступлениях. Остальное – жалкая попытка бежать впереди паровоза:–)
  • mark-silinio· 2011-01-28 15:09:59
    хорошие паровозы Папа Срапа и А.Лебедев-Фронтов

    а вообще у нас на эту тему просто всё неупорядоченно и интересующемуся человеку даже сложно понять откуда копать
  • pogromheld· 2011-01-28 18:37:28
    копать нужно на западе, где нойз играли уже в 60-70-е годы: http://en.wikipedia.org/wiki/Noise_(music)
    У нас тоже есть эти команды, но только не Ночной Проспект,
    который имел отношение к эклектичному псевдо-року, наподобие Звуков-Му,
    но только не к нойзу. Сравните их записи с SPK, Solmania или Einstürzende Neubauten, и станет всё понятно.
  • borisov60· 2011-01-29 14:21:18
    Друзья, вы прочитали текст, прежде чем комментировать?


    Вы когда-нибудь бывали на концертах Ночного Проспекта второй половины 80-х?

    Слышали такие альбомы НП как "Демокрактия и Дисциплина", "Новые физики", "Асбастос", те же "Кислоты", или даже "Гуманитарная жизнь"?
    Да и твистовый альбом "Цвета позолоченных лет" (85 год) звучит вполне индустриально, если не воспринимать индастриал исключительно с точки зрения железа и немузыкальных инструментов.

    Что есть псевдо-рок или бывает рок не эксцентричным?
    Что есть умение играть и что значит "кто влес кто по дрова"? Интересно послушать!
    Как часто вы ходили в Жэк слушать группы? в какие годы? Запси сохранились?

    В 80е годы о западной нойз/индастриал сцене в России практически ничего не было известно ( нет говоря уже о 60-70х). Это я знаю точно. Обьездил с концертами весь Союз. В конце 80-х/нач 90-х общался с Пиориджем, некоторыми участника Нойбаутен, Лайбах и т.д. Выезжал с НП зарубеж. Западные коллеги были приятно удивлены, что в России их кто-то знает.... и что "индустриальная" музыка в России в каком-то виде существует. При том что ни один из моих собеседников не хотел себя ассоциировать с таким понятием как "идастриал".....
  • pogromheld· 2011-01-29 15:32:11
    насколько помнится НП заявляли себя во всех интервью васегда как "первая нью-вейв" группа в СССР. Или нью-вейв и индастриал это – одно и то же? :–) Или НП – первая группа вообще во всех стилях? :–) Вы сами-то как-нибудь в этом разберитесь:–) Нет смысла выдавать желаемое за действительное. Может НП звучал как Merzbow конца 70-начала 80-х? :–)
  • borisov60· 2011-01-30 02:07:49
    первая нью-вейв группа это Центр, в которой я тоже играл в 80-81 годах. Действительно НП ( и еще раньще Проспект 81-84 года) стоял у истоков таких стилей как ска (вместе со Странными играми), электро-поп (85-86 года)- в Союзе в формате электронного дуэта тогда никто не выступал (Новые композиторы в те годы записывали студийно music concrete вместе с Курехиным, кстати он один из первых стал в России пропагандировать нойз (KK Null'a в частности). НП никогда не играл нойз в чистом виде (никогда об этом не говорил), а лишь использовал элементы нойза большей частью на концертах (в то время, конец 80-х, даже фрагментарно этого никто не делал, в том числе и ЗГА, которая в большей степени функционировала на джазовой сцене). Индустриальный рок, скажем так, да еще с использованием электроники во второй половине 80-х - в нач 90х тоже никто не исполнял (отчасти Тегин, который вообще редко выступал и играл музыку с ранних альбомов Swans). Питерская индустриальная сцена появилась чуть позже. О Мерзбоу я впервые услышал году в 88, после того как он играл кажется в Хабаровске на джаз-фестивале. В последствии, в период 93-96 годов Проспект играл так называемый нойз-бит (мы это так называли) (что-то в духе Sonic Youth, Swans), но опять же с использованием электроники в сочетании с акустическими инструментами. Сольно я стал играть нойз в начале 90-х, так же в составе FRUITS ( вместе с Павлом Жагуном).
    А вообще первый в истории москвы концерт японского нойза (MSBR, Goverment Alpha) мы организовали вместе с Денисом Данченко (лейбл Insofar Vapor Bulk) в 1989 году в Почете на Спартаковской площади. Примерно в это же время Коля Дмитриев привозил A. Yoshihide, который тогда в своих сэтах активно использовал вертушку.....
  • borisov60· 2011-01-30 02:14:31
    пардон, первый концерт япоснкого нойза мы организовали в 1998 году, конечно же.
    Кстати одним из первых пропагандистов творчества Мерзбоу и Muslimgauz (и не только) был Андрей Борисов (ассоциация Экзотика) , мой однофамилец.....
  • pogromheld· 2011-01-30 23:36:30
    записи FRUITS 92-93 запомнились "Studio Recordings" – переизданы с кассет,
    а где можно послушать и записать ваши сольные нойз-треки начала 90-х, я собираю.
    на каких инструментах они записаны?
    Первый же ваш сольный альбом вышел только в 2000 году?
  • pogromheld· 2011-02-01 14:49:53
    как и предполагалось: ответа не последовало :–)

    потому, что никаких сольных нойз-записей и выступлений у вас, Алексей, в начале 90-х не было. Так что "пионер российского нойза" – вовсе не пионер, а комсомолец :–)
  • boyarinov· 2011-02-01 19:19:22
    слушайте, "пионером нойза" алексей не сам себя провозгласил, а мы его так назвали -- и на наш взгляд вполне обосновано.

    а вы анонимный pogromheld себя недостойно ведете - какие бы мотивы ни преследовали
  • pogromheld· 2011-02-01 21:32:24
    это просто ответ на вопрос: «Где провокация, где вызов?» :–)

    в начале девяностых можно было упомянуть, например, Германа Виноградова, который играл ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ настоящий нойз на собственных им сконструированных объектах и инструментах – так называемую БИКАПОНИЮ.

    Журналистам неплохо бы знать хронологию событий.
  • boyarinov· 2011-02-02 12:00:58
    это не вызов, а обыкновенный троллинг и неуважение к собеседнику - так во всяком случае выглядит

    Германа Виноградова нужно было упомянуть в энциклопедической статье про российский нойз, а этодругое - это репортаж из берлина и личный взгляд эксперта
    в любом случае, приятно видеть что эта тема хоть кому-то интересна
  • pogromheld· 2011-02-02 13:40:06
    попытка прояснить РЕАЛЬНУЮ ситуацию не является никаким "троллингом".
    по крайней мере, теперь, посредством комментариев, история развития отечественной нойз музыки выглядит более полно и правдоподобно, раз уж вы об этом взялись проинформировать читателей ресурса, который стремится быть открытым. На то он и OPENSPACE.
  • borissov7· 2011-02-04 04:06:26
    прошу прощения, был занят и не заходил на сайт.... дискуссию не смотрел...

    Какие то записи сохранились, надо искать....пара/тройка трэков, для меня они не представляют особой ценности (по нынешним временам не достаточно нойзовые...) Сольно я не выступал публично в начале 90х (нигде про это не говорил). Играл в домашних условиях преимущественно или на реп базе, уже с учетом понятия нойз как стиля. Но записи начал делать еще в конце 80х, и в рамках выступлений Проспекта делал сольные ноиз фрагменты (ДК им.Курчатова, например, 87 или 88 год, после выступления Вабанка -завел гитару через комб с использованием distortion, delay, получил мощный фидбэк, который перерос в стену звука и т.д. держал это все довольно долго.....получилась отдельная композиция... не знаю записывали тогда или нет... на репетициях это делал неоднократно....)
    Наиболее удачные фрагменты были все таки на концертах (Проспект, ФРУТС, Тегин), не все тогда записывали.... Из инструментов использовал гитару, примочки, пленки (магнитофоны Uher, Grundig, кассетник), микшер, некоторое время у меня стояли синтезаторы Соколовского (Korg MS 20, Korg Monopoly, TB 303, сэмплер Casio). Пожалуй первые осмысленные сольные трэки записал дома (87) и на студиях Андрея Сеняевя году в 88/90х, один из них назывался Waltz (сейчас это бы отнесли к категории нойз амбиент). На студии Ника Артамонова 92/93 года (делал сведение дла Проспекта и записал еще в придачу пару сольных номеров, которые в результате вставил в записи Проспекта (часть из них войдет в альбом Yellow Tables , который планируется к изданию).

    Виноградов в большей степени занимался звуковыми инсталяциями, перфомансами, а не играл "ноиз". Скорее это имеет отношение к саунд арту (как отдельное направление), на мой взгляд. Мы с ним знакомы с 85/86 годов и я перманентно наблюдал за его выступлениями все это время....
    С другой стороны, мне в принципе все равно кто был пионером нойза в ссср. Какая собственно разница....? Можно попробовать вспомнить еше.... Виталий Стерн, например, Андрей Слесарев, Константин Божьев, Ричард Норвила (они тоже в той или иной степени стояли у истоков российского ноиза, индустриальной музыки). Влад Макаров, например, Михаил Михайлюк..... группа Французское Сопротивление, Alien Pat Holman.... Тот же Курехин, Новые Композиторы, Тимур Новиков....Монумент Страха, Nuclear Losь, НХА.....
  • borissov7· 2011-02-04 04:24:21
    Промышленная архитектура...... Виды Рыб....
    все это на мой взгляд имеет отношение к российской индустриальной культуре, скажем так.

    К стати, самые первые записи и концерты ФРУТС делались по той же технологии, что и концертные импровизации НП конца 80х/начала90х - гитары, дисторшн, дилей, комбики + синтезаторы + music concrete+sampler
  • pogromheld· 2011-02-04 17:20:15
    вот почти всех и вспомнили :–)
    какой профессиональный отчёт получился.
  • borissov7· 2011-02-05 02:51:51
    если уж для полноты списка.... можно сюда добавить уже упомянутых мной Жагуна и Соколовского, которые тоже делали сольные работы в 90е. Так же упоминавшихся ранее Лебедева Фронтова, Папа Срапа из Ростова (хотя я лично познакомился с его творчеством только году в 2007), Алексей Соловьев....
    Стук Бамбука в 11 часов, Андрей Сучилин.....

    Кто еще? Joint Venture (Хризолит, Джефф Сурак, Татьяна Покровская) (середина 90х...), SaZna (Норвила, Александр Меньшагин и др.) , Frustraters Айрата Нарышкина.....
Все новости ›