АРТЕМ УШАН рассказывает, как живет одна из самых некоммерциализированных и интернациональных музыкальных сред в Берлине. Комментирует пионер российского нойза АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ
Берлин всегда ассоциировался не только с танцевальной электронной музыкой, но и с музыкой экспериментальной: до и после падения Стены здесь можно было встретить разнообразнейших персонажей — от Лу Рида и Ника Кейва до Карстена Николая и Бруно Споэрри. Необычная история и мрачная атмосфера
Читать!
30-летний итальянец Мауро Дичочиа (Mauro Diciocia) переехал в Берлин из Рима год назад. Режиссер документального кино и радиолюбитель, после переезда он полностью погрузился в создание шумов, найдя здесь все условия для занятия музыкой — большое количество блошиных рынков с дешевыми радиодеталями, недорогие звукозаписывающие студии, а также достаточное количество небольших галерей и баров, где можно выступать и общаться с единомышленниками. Берлинская нойз-сцена сегодня одна из самых некоммерциализированных творческих сред в городе: чаще всего за выступления артистам платят сами зрители, отдавая 1 евро сверх оплаты первого напитка в баре. Сами же музыканты явно устраивают свои концерты не из-за денег, а во многом только для того, чтобы поделиться своими опытами и выслушать мнение коллег по цеху. Для порядка они иногда ворчат об отсутствии нормальных экономических отношений и всеобщей берлинской бедности, но слишком уж заметно, что никто не хочет, чтобы ситуация изменилась.
«В Берлине очень много мест, которые открыты к сотрудничеству с нойз-продюсерами, — рассказывает Мауро. — Здесь очень просто организовать себе выступление, много специализированных магазинов, которые продают экспериментальную музыку, и, конечно, много слушателей. Рынок здесь бедный, независимый, в основном нонпрофитный, но нормально функционирующий, со множеством участников — покупатели-продавцы, артисты-слушатели». Конечно, в андеграунде, в котором нойз находится сознательно, правят несколько другие рыночные законы, чем в мире студий-мейджоров, но все же множество маленьких магазинов и клубов в немецкой столице вполне успешно сводят концы с концами, используя предельно простые механизмы общения с производителями и потребителями экспериментальной музыки.
Неплохим примером того, как один человек может поддержать развитие целого пласта музыкальной культуры, служит магазин SchneidersLaden, расположившийся недалеко от станции метро Kottbusser Tor. Его владелец и управляющий Андреас Шнайдер наладил прочные связи с радиолюбителями и инженерами, паяющими в домашних условиях уникальные аналоговые синтезаторы, и теперь многие из них продают свои музыкальные машины в этом магазине. Покупают же их музыканты со всего мира, и не только те, кто занимается нойзом. Среди клиентов магазина также большое количество техно-, хаус-, дабстеп-музыкантов. Стимулируя производство инструментов для создания шумов, Шнайдер тем самым провоцирует и интерес к производству музыки. Идеальная модель, которую создал Андреас, включает в себя всех основных участников рынка, каждый из которых безусловно доволен. Мауро Дичочиа тоже конструирует синтезаторы. Продает ли он их в SchneidersLaden? «Нет, пока не продавал, — признается музыкант. — Откровенно говоря, на производство одного блока у меня уходит очень мало денег, не больше 20 евро. Так получается, потому что я использую самые дешевые материалы, которые, естественно, не очень долго работают. Я продал несколько устройств через доску объявлений Craiglist, но теперь мне иногда звонят мои покупатели и просят помочь починить очередную поломку. В SchneidersLaden я пойду, только когда буду уверен в качестве того, что я сделал». Пока же Мауро собирает синтезаторы и играет на них сам. Помимо самодельных блоков, на выступлениях (под псевдонимом Torba) он использует разобранные радиоприемники, кассетные плееры… и даже собственное тело — прикасаясь к радиоплатам пальцами и таким образом становясь проводником электричества, он изменяет издаваемый ими шум.
Его приятель, француз Гийом Сиффер (Guillaume Siffert), тоже использует для выступлений кассетные плееры — в качестве диджея он иногда играет нойз-сеты на нескольких «уолкменах». В остальное время Гийом руководит берлинским отделением голландского лейбла Staalplaat, на котором вышли основные релизы Muslimgauze. Берлинский Staalplaat представляет собой небольшой магазин пластинок, дисков и книжек в районе Нойкёльн, в подвале которого время от времени проходят концерты экспериментальной музыки. «Я бы не сказал, что мой бизнес процветает, — сообщает Гийом, который один в своем лице сочетает функции директора и продавца. — Но, учитывая, что в целом лейбл вообще почти не функционирует, я считаю, что у меня здесь все не так уж и плохо». Он, как и многие, кто переехал в Берлин, понимает, что звезд с неба здесь хватать не приходится, и решил перестать беспокоиться об этом. Тем не менее в разговоре он настроен скорее пессимистично по отношению к берлинской нойз-сцене. «Да, безусловно, в городе множество площадок, где можно услышать импровизационную музыку или академический авангард. Для нойза же в его правильном понимании в Берлине недостаточно условий. Большинство этих мест — обычные галереи или бары, которые совершенно не приспособлены для проведения настоящих нойз-концертов, потому что они или связаны обязательствами перед соседями не превышать определенную громкость, или просто не имеют нормального оборудования для этого», — рассказывает Гийом.
Действительно, при всем многообразии музыки в немецкой столице здесь существуют довольно строгие правила, регламентирующие уровень шума. Поэтому лучше всех обстоят дела у тех, кто не находится в непосредственной близости от жилых пространств. Такие специализированные места, как Ausland в Пренцлауэр-Берге, Raum 20 и N.K. в Нойкёльне, вполне могут позволить себе крупные нойз-концерты и фестивали, а учитывая популярность экспериментальной музыки, к ним часто присоединяются и крупные площадки, большую часть времени обслуживающие представителей мейнстрима. Даже техно-клуб Berghain (имеющий объективно одну из самых лучших звуковых систем в городе, спроектированную компанией Funktion-One) устраивает по одному-два нойз-шоу в месяц, не стесняясь продавать билеты за 20—30 евро. Другими словами, хотя пессимизм Гийома и имеет под собой определенные основания, в Берлине все же есть условия для того, чтобы послушать нойз в хорошем качестве. Маленькие места, у которых нет возможности шуметь по-настоящему, довольствуются тем, что есть, устраивая концерты эмбиента, дроуна, импро-нойза и других ответвлений жанра, не требующих слишком большого количества децибел. В обоих случаях слушатели определенно довольны: они, похоже, действительно понимают уникальность сложившейся ситуации и с интересом за ней наблюдают.
Можно ли говорить о специфическом берлинском саунде, учитывая все вышесказанное? «Не думаю, что Берлин сейчас является медиумом какого-то определенного саунда, — говорит Гийом Сиффер. —
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:17
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3435143
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336678
- 3. Норильск. Май 1268255
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822001
- 6. Не может прожить без ирисок 781549
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757951
- 8. Коблы и малолетки 740627
- 9. Затворник. Но пятипалый 470740
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402744
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056
К Кэйджу это не имеет абсолютно никакого отношения. Он создавал свои композиции не потому, что не знал где какая нота:–)
Нойз-сцену, как и всю другую музыку, инспирировала в России уже давно существовавшая зарубежная нойз-сцена, но никак не Ночной Проспект,
который всегда играл эксцентричный рок, твист, и не имел инструментов с нетонированным звучанием для исполнения нойза. Нет смысла вводить читателя в заблуждение:-) Вот ZGA можно назвать нойз-проектом. Коллектив, где участники сами создавали шумовые инструменты и использовали их на записях и выступлениях. Остальное – жалкая попытка бежать впереди паровоза:–)
а вообще у нас на эту тему просто всё неупорядоченно и интересующемуся человеку даже сложно понять откуда копать
У нас тоже есть эти команды, но только не Ночной Проспект,
который имел отношение к эклектичному псевдо-року, наподобие Звуков-Му,
но только не к нойзу. Сравните их записи с SPK, Solmania или Einstürzende Neubauten, и станет всё понятно.
Вы когда-нибудь бывали на концертах Ночного Проспекта второй половины 80-х?
Слышали такие альбомы НП как "Демокрактия и Дисциплина", "Новые физики", "Асбастос", те же "Кислоты", или даже "Гуманитарная жизнь"?
Да и твистовый альбом "Цвета позолоченных лет" (85 год) звучит вполне индустриально, если не воспринимать индастриал исключительно с точки зрения железа и немузыкальных инструментов.
Что есть псевдо-рок или бывает рок не эксцентричным?
Что есть умение играть и что значит "кто влес кто по дрова"? Интересно послушать!
Как часто вы ходили в Жэк слушать группы? в какие годы? Запси сохранились?
В 80е годы о западной нойз/индастриал сцене в России практически ничего не было известно ( нет говоря уже о 60-70х). Это я знаю точно. Обьездил с концертами весь Союз. В конце 80-х/нач 90-х общался с Пиориджем, некоторыми участника Нойбаутен, Лайбах и т.д. Выезжал с НП зарубеж. Западные коллеги были приятно удивлены, что в России их кто-то знает.... и что "индустриальная" музыка в России в каком-то виде существует. При том что ни один из моих собеседников не хотел себя ассоциировать с таким понятием как "идастриал".....
А вообще первый в истории москвы концерт японского нойза (MSBR, Goverment Alpha) мы организовали вместе с Денисом Данченко (лейбл Insofar Vapor Bulk) в 1989 году в Почете на Спартаковской площади. Примерно в это же время Коля Дмитриев привозил A. Yoshihide, который тогда в своих сэтах активно использовал вертушку.....
Кстати одним из первых пропагандистов творчества Мерзбоу и Muslimgauz (и не только) был Андрей Борисов (ассоциация Экзотика) , мой однофамилец.....
а где можно послушать и записать ваши сольные нойз-треки начала 90-х, я собираю.
на каких инструментах они записаны?
Первый же ваш сольный альбом вышел только в 2000 году?
потому, что никаких сольных нойз-записей и выступлений у вас, Алексей, в начале 90-х не было. Так что "пионер российского нойза" – вовсе не пионер, а комсомолец :–)
а вы анонимный pogromheld себя недостойно ведете - какие бы мотивы ни преследовали
в начале девяностых можно было упомянуть, например, Германа Виноградова, который играл ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ настоящий нойз на собственных им сконструированных объектах и инструментах – так называемую БИКАПОНИЮ.
Журналистам неплохо бы знать хронологию событий.
Германа Виноградова нужно было упомянуть в энциклопедической статье про российский нойз, а этодругое - это репортаж из берлина и личный взгляд эксперта
в любом случае, приятно видеть что эта тема хоть кому-то интересна
по крайней мере, теперь, посредством комментариев, история развития отечественной нойз музыки выглядит более полно и правдоподобно, раз уж вы об этом взялись проинформировать читателей ресурса, который стремится быть открытым. На то он и OPENSPACE.
Какие то записи сохранились, надо искать....пара/тройка трэков, для меня они не представляют особой ценности (по нынешним временам не достаточно нойзовые...) Сольно я не выступал публично в начале 90х (нигде про это не говорил). Играл в домашних условиях преимущественно или на реп базе, уже с учетом понятия нойз как стиля. Но записи начал делать еще в конце 80х, и в рамках выступлений Проспекта делал сольные ноиз фрагменты (ДК им.Курчатова, например, 87 или 88 год, после выступления Вабанка -завел гитару через комб с использованием distortion, delay, получил мощный фидбэк, который перерос в стену звука и т.д. держал это все довольно долго.....получилась отдельная композиция... не знаю записывали тогда или нет... на репетициях это делал неоднократно....)
Наиболее удачные фрагменты были все таки на концертах (Проспект, ФРУТС, Тегин), не все тогда записывали.... Из инструментов использовал гитару, примочки, пленки (магнитофоны Uher, Grundig, кассетник), микшер, некоторое время у меня стояли синтезаторы Соколовского (Korg MS 20, Korg Monopoly, TB 303, сэмплер Casio). Пожалуй первые осмысленные сольные трэки записал дома (87) и на студиях Андрея Сеняевя году в 88/90х, один из них назывался Waltz (сейчас это бы отнесли к категории нойз амбиент). На студии Ника Артамонова 92/93 года (делал сведение дла Проспекта и записал еще в придачу пару сольных номеров, которые в результате вставил в записи Проспекта (часть из них войдет в альбом Yellow Tables , который планируется к изданию).
Виноградов в большей степени занимался звуковыми инсталяциями, перфомансами, а не играл "ноиз". Скорее это имеет отношение к саунд арту (как отдельное направление), на мой взгляд. Мы с ним знакомы с 85/86 годов и я перманентно наблюдал за его выступлениями все это время....
С другой стороны, мне в принципе все равно кто был пионером нойза в ссср. Какая собственно разница....? Можно попробовать вспомнить еше.... Виталий Стерн, например, Андрей Слесарев, Константин Божьев, Ричард Норвила (они тоже в той или иной степени стояли у истоков российского ноиза, индустриальной музыки). Влад Макаров, например, Михаил Михайлюк..... группа Французское Сопротивление, Alien Pat Holman.... Тот же Курехин, Новые Композиторы, Тимур Новиков....Монумент Страха, Nuclear Losь, НХА.....
все это на мой взгляд имеет отношение к российской индустриальной культуре, скажем так.
К стати, самые первые записи и концерты ФРУТС делались по той же технологии, что и концертные импровизации НП конца 80х/начала90х - гитары, дисторшн, дилей, комбики + синтезаторы + music concrete+sampler
какой профессиональный отчёт получился.
Стук Бамбука в 11 часов, Андрей Сучилин.....
Кто еще? Joint Venture (Хризолит, Джефф Сурак, Татьяна Покровская) (середина 90х...), SaZna (Норвила, Александр Меньшагин и др.) , Frustraters Айрата Нарышкина.....