программным директором Beat Film Festival Кириллом Сорокиным. Основной темой фестиваля в этом году стала «Исповедь», определившая принцип кураторского отбора в конкурс. Подборка из пяти документальных фильмов о музыке является контрапунктом к конкурсной программе, продолжая исповедальную тему. Эти изобретательные и необычные картины меньше всего похожи на обыкновенную документалистику, интересную только поклонникам группы или музыканта. Напротив, их авторы расширяют представления о документальном кино, ловко демонстрируя нестандартный подход и человеческое отношение к своим героям.
1.«Курт Кобейн: история о сыне» (Kurt Cobain About a Son). Режиссер Эй Джей Шнэк
Трейлер
Хедлайнер программы — визуальная медитация, посвященная Курту Кобейну. За последний месяц музыкальные журналисты всего мира вспоминали Nirvana в связи с двадцатилетием их самого известного альбома «Nevermind». Прелесть же этого фильма заключается в том, что слово здесь дается самому Кобейну: основой «Истории о сыне» стал его откровенный монолог, склеенный из 25 часов его интервью для ставшей хрестоматийной книги Come as You Are: The Story of Nirvana. Это замечательный пример того, как можно избежать общих мест и штампов, снимая документальное кино о столь известном человеке. Сам Кобейн не появляется в кадре (за исключением фотографий перед финальными титрами), в фильме не звучат песни Nirvana, вместо этого его монолог иллюстрируется гипнотическими кадрами тех мест, где он жил, снятыми много лет спустя. Закадровая музыка тоже подобрана так, чтобы соответствовать, прежде всего, его рассказу о собственном взрослении (звучат песни Игги Попа, Брюса Спрингстина и даже Queen, которыми Курт заслушивался в детстве). Смотреть такое кино лучше всего именно на большом экране.
Фестивальная новинка, приезжающая прямиком с недавно завершившегося смотра в Торонто, посвящена еще одному юбилею гранж-коллектива исторического значения. К двадцатилетию знаменитой рок-группы Pearl Jam режиссер Кэмерон Кроу («Ванильное небо», «Джерри Магуайр») решил снять масштабное посвящение. Он проделал титаническую работу, собрав свою картину из 1200 часов концертных видео и редких интервью, которые сохранились за время существования группы. Двухчасовой продолжительности хватило и на энергичные живые выступления, и на архивные редкости для фанатов. Кроу давно водит дружбу с участниками группы и прекрасно подходит на роль их придворного хроникера. В свое время он переквалифицировался из музыкального критика в режиссеры и на заре своей карьеры уже снимал их в своем раннем фильме «Одиночки», действие которого происходило как раз в Сиэтле времен зарождения гранжа. В качестве особого бонуса — курьезная беседа вокалиста Pearl Jam Эдди Веддера с Дэвидом Линчем.
3. «Дьявол и Дэниел Джонстон». Режиссер Джефф Ферцейг
Трейлер
Гений-изгой Дэниел Джонстон далеко не так известен, как Nirvana и Pearl Jam, пусть последние и исполняли его песни (наряду с Томом Уэйтсом и Беком). А Курт Кобейн, будучи поклонником этого музыканта, сыграл не последнюю роль в его популяризации — ему оказалось достаточно появиться несколько раз перед камерами в майке, на которой была изображена обложка одного из самых известных альбомов Джонстона «Hi, How Are You». Он был записан в начале 80-х, когда певец, будучи подростком, работал в «Макдоналдсе» и записывал свои странные надрывные песни на кассеты, которые сам оформлял и раздаривал знакомым. Всю свою жизнь Джонстон страдает от маниакальной депрессии и шизофрении. С раннего детства он записывал все происходящее с собой на камеру Super 8 и делился откровениями со своим магнитофоном. С этим уникальным материалом больше четырех лет работал режиссер Джефф Ферцейг, запечатлевший трагическую историю жизни Джонстона. Певец мечтал о славе, но в тот момент, когда крупнейшие лейблы боролись за издание его альбома, он лежал в психиатрической лечебнице, накачанный транквилизаторами. Джонстон и сейчас продолжает жить со своими родителями, записывая новые песни и рисуя картины. Героями его полотен стали вернувшиеся из мира детства Капитан Америка, Каспер, Франкенштейн и обыкновенные утки, которые выступают в роли напарником Джонстона в непримиримой борьбе с преследующим его дьяволом. Ферцейг получил на фестивале «Санденс» заслуженный приз за режиссуру. Это выдающееся и страшное кино для зрителя, готового погрузиться вместе с героем в его персональный ад. Заканчивается все душераздирающим танцем.
21 октября, 22:30, кинотеатр «Ролан»
4.«Необыкновенно обыкновенная жизнь Хосе Гонсалеса» (The Extraordinary Ordinary Life of José González). Режиссеры Микель Си Карлссон, Фредрик Эгерстранд
Трейлер
Полная противоположность предыдущему фильму, портрет другого певца-барда — Хосе Гонсалеса. Вместо патологического путешествия к истокам безумия клипмейкер Микель Си Карлссон (делал клипы для The Knife и Love is All, а также документальную картину «Привет из леса») снимает обаятельную и ироничную зарисовку о повседневной жизни шведского музыканта. Составлена она из будничного сора — случайных мыслей, пришедших поутру (например, об устройстве человеческого мозга или движении фотонов), обрывков интервью, подглядываемых бесед. Неспешный ритм этого недлинного фильма соответствует расслабленным негромким песням самого Гонсалеса. Это и своеобразный травелог (музыкант путешествует со своим туром, заезжая в Сингапур, Великобританию и Аргентину), и документация живых выступлений, а порой и вовсе документальные «Трудности перевода». Для еще большего разнообразия визуального ряда то и дело возникает анимация, сопровождающая нехитрые монологи музыканта. Получаются такие необременительные записки об одежде и городах, не всерьез и вскользь. 22 октября, 18:30, кинотеатр «Ролан»
5. «Драконоубийца» (Dragonslayer). Режиссер Тристан Паттерсон
Трейлер
Картина Тристана Паттерсона стоит в программе особняком, поскольку посвящена не конкретному музыканту, а скорее стилю жизни. Главный герой — двадцатитрехлетний скейтер, с которым режиссер объехал больше десятка городов. Времяпровождение в них, впрочем, отличается мало — поиски заброшенных частных бассейнов для эффектного катания (после экономического кризиса их стало существенно больше), курение марихуаны с друзьями, бессмысленное шатание по улице. «Драконоубийца» претендует на портрет нового американского поколения — инфантильного, самоустранившегося от любых дел, {-tsr-}амбиций и ответственности (у главного героя есть сын, за которым он без особого успеха пытается ухаживать). В кадре то и дело звучат пылкие монологи — готовые манифесты этих молодых нонконформистов. И все же в центре повествования — рассказанная в одиннадцати главах история главного героя, его путешествий и, конечно же, любви. Фильм стремительно смонтирован и искусно снят, периодически явно выбираясь из пространства документалистики в игровое кино (и вызывая ассоциации с фильмами Ларри Кларка или Гаса Ван Сента). В качестве саундтрека — разнообразный панк в диапазоне от The Germs до Thee Oh Sees.