Существующий в «Риме» режим пришел к власти в результате мятежа или революции. Но спустя тридцать лет они сами превратились в истеблишмент.
Режиссер и исполнитель заглавной роли «Кориолана» – о социальном вопросе, женщинах в политике и вольностях в обращении с шекспировским текстом
Есть какая-то горькая ирония в том, что дебютная режиссерская работа Рэйфа Файнса, поставленная по одной из малоизвестных трагедий Шекспира,Читать!
Для Шекспира, чьи пьесы так же бессмертны, как хиты группы The Beatles, Древний Рим эпохи Республики (V в. до н. э.), как и для нас, был чистой абстракцией. Как раз поэтому, читая «Кориолана», трудно отделаться от навязчиво лезущих в голову параллелей между вымыслом Барда и той политической реальностью, отражение которой можно ежедневно наблюдать в новостях или статусах друзей на Facebook. Продажные политиканы, харизматичные и опасные лидеры, недальновидный и переменчивый в суждениях народ. Вождь, с презрением отвергающий идею выступления перед публикой. Не забудьте выключить телевизор. Перенеся действие трагедии в Восточную Европу наших дней (фильм снимался в Сербии, и Рим здесь — не более чем буквальное следование тексту, как и неоднократно упоминаемые мечи или военные барабаны), Рэйф Файнс не только сузил рамки классики, возможно, даже вопреки своему желанию превратив трагедию в актуальное высказывание, но и неизбежно переиначил главный социальный месседж пьесы, перевернув все с ног на голову.
Полулегендарный воин и полководец Кай Марций, изгнанный из родного города за презрение к демократическим нормам и обратившийся за поддержкой к заклятым врагам отчизны, для самого Шекспира, сына своего времени, был скорее отвергнутым подлыми согражданами героем, чем харизматичным злодеем с авторитарными замашками (хотя в этой трагедии, в отличие от «Макбета», отношение автора к поступкам своего персонажа ни разу не демонстрируется явным образом). Нет ничего удивительного в том, что «Кориолан» был запрещен демократическим правительством в недавнем прошлом: во Франции конца 30-х годов ХХ века героический военачальник, способный своими речами мобилизовать целую армию, воспринимался не иначе как прототип Гитлера. В XVII веке, когда великий елизаветинец написал свою трагедию, порочность авторитарных режимов еще не была таким общим местом, как сейчас, после Гитлера и Сталина, Мао и Пол Пота, Саддама и Ким Ир Сена. Для любого современного человека западной культуры, если не брать совсем уже маргинальных экстремистов, Кориолан — опасный и крайне неприятный тип, жертва не столько предательства, сколько собственных амбиций и гордыни. Тем более что его кровавые подвиги в наш гуманистический век трудно оценить по достоинству. Сегодня на войне героем может быть только тот, кто спасает других, рискуя собой (на чем успешно сыграла недавно Кэтрин Бигелоу в своем фильме о сапере); ворваться в одиночку во вражеский город и убить двести человек — поступок не героя, которым можно и должно восхищаться, а безумца.
О том, насколько, по его мнению, безумен Кориолан — и нужен ли сегодня такой лидер, — Рэйф Файнс рассказал МАКСИМУ ЭЙДИСУ во время своего визита в Москву.
Читать текст полностью
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Спасибо большое уже за введение! Очень редко сейчас можно почитать мнения о восприятии войны и его трансформации в наше время. Это очень существенно - мы теряем героев, потому что почти всё героическое в классическом понимании уже запрещено.
-
Спасибо, Максим, за интересный материал. Резанула глаз только параллель между пьесами Шекспира и хитами The Beatles - это чтобы было понятно для тех, кто не знает кто такой Шекспир?
-
Ыы-ы!!! "Малоизвестная трагедия Шекспира". Как говорил по аналогичному случаю Р.О. Якобсон "компаративисты принимают свое невежество за научные перспективы". Ну и дальше в том же духе. Что же за беда такая. Неужели нельзя было найти для интервью человека хоть немного разбирающегося в текстах Шекспира?
-
Ух, осилила. Тяжело было читать, наверное потому что я женщина и в войнах вижу только беду и человеческую дурь. Много спорных моментов. Хотя Файнс, наверное, эту тему знает лучше меня. Надо все же осилить еще и фильм.
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 35449533
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 9032725
- 3. Норильск. Май 1305189
- 4. ЖП и крепостное право 1121839
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 910475
- 6. Не может прожить без ирисок 856971
- 7. Закоротило 842306
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 802069
- 9. Коблы и малолетки 774994
- 10. «Роботы» против Daft Punk 662937
- 11. Затворник. Но пятипалый 525864
- 12. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 454594