Ай Вэйвэй как куратор, Йейтс и Мильтон как сценарий выставки, биеннале как забастовка и список художников как большой сюрприз
4-я Биеннале дизайна в Кванджу
DOGADOBISANGDO. Дизайн это дизайн это не дизайн
Кураторы Сеунг Х-Сэнг, Ай Вэйвэй
2 сентября — 23 октября
Профессиональное превью 1 сентябряНа наш удаленный от южнокорейского Кванджу взгляд, самое интересное в этом событии то, что наряду с корейским архитектором Сеунг Х-Сэнгом его курирует китайский художник и диссидент Ай Вэйвэй. 22 июня после задержания в течение двух с половиной месяцев по обвинению в экономических преступлениях и, возможно, благодаря обширной кампании поддержки, развернувшейся на Западе, он наконец был выпущен на свободу, но только под залог, так что история еще продолжается. Художник и правда не чужд дизайна и архитектуры — по его проекту (в сотрудничестве с швейцарским архитектурным бюро
Herzog & de Meuron) построен знаменитый стадион «Птичье гнездо» к Олимпиаде в Пекине (2008). Нынешняя биеннале была разработана в рамках посвященного ей интеллектуального форума «Академия биеннале», заседания которого проходили в течение года в Пекине, Нью-Йорке, Барселоне и Лондоне. Предложенная кураторами тема — «DOGADOBISANGDO. Дизайн это дизайн это не дизайн» — вдохновлена началом трактата Лао-цзы:
The way that is the way is not always the way («Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао»). То есть дизайн понят здесь как очень сложная и тонкая по своей природе деятельность человека по преобразованию окружающей среды и действию в мире. Планируется, что в соответствии с меняющимися концепциями будут переосмыслены все фундаментальные понятия дизайна, современная дизайнерская практика и ее потенциал. В проекте участвуют более трехсот художников, дизайнеров и архитекторов из сорока стран, а в разделе «Городское безумие» будет представлено десять архитектурных инсталляций, размещенных вдоль городской стены в центре Старого города, в создании которых участвуют ведущие мировые архитекторы — Доминик Перро, Питер Айзенман, Надер Терани и др.
5-я Шанхайская ярмарка современного искусства
8—10 сентября
Профессиональное превью 7 сентября
SH Contemporary считается самой динамичной художественной ярмаркой в материковом Китае, предъявляющей самое актуальное и современное искусство Азиатско-Тихоокеанского региона глобальному художественному сообществу. Ярмарка состоится в Шанхайском выставочном центре уже в пятый раз, и на ней будут представлены главные китайские галереи, галереи из других азиатских регионов и с Запада, а также избранные молодые галереи-новички. В числе участников (если вам это о чем-то говорит):
Beijing Art Now, Beijing Commune, Boers-Li, Continua, Eigen+Art, James Cohan, Lin & Lin, Nature Morte, Pace, Platform China, Shanghart, Star Gallery, Tang Contemporary, Tina Keng. Помимо китайских художников спецпроект в рамках ярмарки покажет Карстен Николаи. Новая секция ярмарки посвящена фотографии, впервые будет вручена премия
Asia Pacific Photography Prize. Кроме того, на ярмарке состоится первый съезд Альянса частных художественных музеев, в который вошли 28 китайских частных музеев современного искусства, которые вместе будут представлять свою деятельность публике. В параллельной программе музей
Minsheng представит выставку двадцати лет китайского видеоарта.
Международная биеннале современного искусства в Гетеборге
Пандемониум: искусство в эпоху креативной лихорадки
Куратор Сарат Махарадж
10 сентября — 13 ноября
В преддверии биеннале в июне в городе прошла трехдневная перформансная программа «Раскопки в городе», в которой, кроме шведских художников, участвовали французы из
Société Réaliste. Это мероприятие было направлено на взаимодействие с городским пространством. Тема биеннале «Пандемониум: искусство в эпоху креативной лихорадки» отсылает к сочинению Джона Мильтона «Потерянный рай», а с выведенным в нем образом пандемониума, построенного гордым своим падением сатаной, связывают демонизм Байрона и других романтиков. Куратор биеннале Сарат Махарадж
(Sarat Maharaj), проживающий в Британии выходец из ЮАР, сокуратор «Документы-11» и куратор последней биеннале в Кванджу, предложил участникам выставки задуматься, есть ли какой-то творческий потенциал, возможность новых миров и парадигм в современной сумятице, беспорядке и суматохе, какой является современный мир? Что представляет собой проект модернизации и Просвещения сегодня? При этом в центре внимания как сугубо европейские проблемы (в частности, ситуация в Исландии, Ирландии и Греции), так и «незападная современность». В болезненной ситуации финансового кризиса и спада производства предлагается увидеть новую фазу динамической системы, за которой следует новый подъем. Среди тем, предложенных куратором, «грязный космополитизм» (дрейф континентов и подъем Азии), миграции, креативный труд (тут звучит риторический вопрос: остались ли сегодня «нетворческие» сферы в принципе?). Биеннале откликается и на отношения Севера и Юга и роль Швеции в поддержке африканских освободительных движений против апартеида. Образ пандемониума взят из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»; этот пандемониум, построенный гордым своим падением сатаной, послужил первоисточником демонизма Байрона и других романтиков. В выставке участвуют тридцать художников со всех континентов (восемь из них шведы), среди которых немало известных авторов, например Лайам Гиллик, Айзек Джулиен (выставляется сейчас в «Гараже»), Джимми Дурам, Эрнесто Нето, Тино Сегал и Чен Чи Йен (он будет и на Московской биеннале).
Читать текст полностью
11-я Лионская биеннале
Родилась ужасная красота
Куратор Виктория Нуртурн
15 сентября — 31 декабря
Профессиональное превью 13 и 14 сентября
У аргентинского куратора Виктории Нуртурн хорошая репутация, и от нее ожидают очень качественной выставки. Тема «Родилась ужасная красота» повторяет строку Йейтса из стихотворения Easter, 1916 («Пасха 1916 года») и ставит вопрос о возможности «неужасной» красоты сегодня — красоты, которая не являлась бы началом террора (как у Р.М. Рильке). Проект соберет 70 художников преимущественно из Европы, Африки и Латинской Америки, работы которых будут показаны на четырех выставочных площадках. Провозглашается, что задуманная в Буэнос-Айресе для Лиона и подготовленная в многочисленных путешествиях биеннале собирает не представителей своих стран и регионов, а отдельных авторов, чьи работы вступают на выставке в диалог. Также провозглашается, что биеннале не будет хроникой современности и что она отказывается от репрезентации политического или от собственно осуществления политики, поскольку, по мнению г-жи Нуртурн, «художник — прежде всего политический субъект, а искусство — и есть политика». Кроме того, нынешняя Лионская биеннале (по мнению куратора, она исторически «авторская») посвящена теме воображения и его освободительного потенциала, возможности помыслить иные миры и пониманию сложности реальности, возможному только при соблюдении дистанции между искусством и самой реальностью. Будут представлены работы Джона Кейджа, Альберто Джакометти, французского концептуалиста Робера Филиу и его бразильского коллеги Сильдо Мейерлеса, а из более молодых — Гектора Заморы, группы «Отолит» и др. Список очень пестрый. Русских художников в нем нет.
12-я Стамбульская биеннале
Без названия
Кураторы Адриано Педроза, Йенс Хоффман
17 сентября — 13 ноября
Профессиональное превью 15 и 16 сентября
Кураторы 12-й Стамбульской биеннале, Адриано Педроза из Сан-Паулу и Йенс Хоффман из Сан-Франциско, в преддверии биеннале прошлой осенью организовали в Стамбуле образовательную конференцию «Вспоминая Стамбул» (Remembering Istanbul), посвященную истории биеннале, на которой собрали всех кураторов предыдущих выпусков биеннале, признанной сегодня одним из самых заметных и удачных регулярных смотров современного искусства. На собственной биеннале, проходящей под заголовком «Без названия» (Untitled), кураторы попытались соединить два на первый взгляд несоединимых подхода — искусство, посвященное исключительно эстетическим и формальным поискам, и искусство, открыто поднимающее политические и социальные темы. Название проекта, как нас уверяют (самим догадаться трудновато), отсылает к работе кубино-американского художника Феликса Гонзалес-Торреса, чья приверженность минимализму и концептуализму обнаруживает одновременно эстетическую форму и открыто политическое содержание. Работы Гонзалеса-Торреса показывают, как самые успешные политические шаги поначалу кажутся неполитическими и как личное становится политическим и наоборот. Работ самого художника на биеннале не будет, но вся выставка будет построена в некоем диалоге с ним. При этом список художников (был открытый конкурс) будет опубликован только в день открытия.
3-я Биеннале современного искусства в Салониках
A Rock and a Hard Place
Кураторы Паоло Коломбо, Махита Эль Баха Уриета, Марина Фокидис
18 сентября — 18 декабря
Биеннале проходит в Государственном музее современного искусства, задействованы также местный Археологический музей, Музей византийской культуры, Македонский музей современного искусства и Художественный фонд Teloglion. Основная выставка и параллельная программа (воркшоп для молодых художников, фестиваль перформанса, конференции и, конечно, симпозиум) сосредоточиваются на Средиземноморском регионе под лозунгом «Обнови старые связи». Название главной выставки A Rock and a Hard Place, которую курируют Паоло Коломбо, Махита Эль Баха Уриета и Марина Фокидис, отсылает к выражению between a rock and a hard place («между Сциллой и Харибдой», «между молотом и наковальней») и символизирует текущее безвыходное, затруднительное положение. Как нетрудно догадаться, этот пессимизм подсказан экономическим кризисом в Греции, который порождает экзистенциальный кризис. В основном проекте участвуют около пятидесяти художников, среди них из известных нам — Марк Було (запомнившийся на последней Берлинской биеннале двойной видеопроекцией про нефть), группа «Что делать?», Гюльнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев (Киргизия), Кадер Аттиа, Мирча Кантор, Леон Феррари, Алла Георгиева (уроженка Харькова, живущая в Болгарии), Кимсуя и Клеменс фон Ведемейер. Но многих мы не знаем.
15-я международная ярмарка «Арт-Москва»
21—25 сентября
Профессиональное превью 20 сентября
В опубликованном списке из сорока участников — подавляющее большинство московских галерей: «Айдан», «Восточная галерея», «Крокин-галерея», «Победа», «Триумф», «Файн-арт», «Фотолофт», M&J Guelman, XL, RuArts, VP Studio, Frolov Gallery, а также некие «Арт-Каша» и Kultproject. По-прежнему обращает на себя внимание демонстративное отсутствие галереи «Риджина». Из приезжих есть петербургские галереи AL Gallery и Marina Gisich, пермская Green ART Gallery, а также киевские галереи Collection Gallery, Mironova Gallery и Kyiv Fine Art, рижские — ALMA и Riga Gallery, Temnikova & Kasela Gallery из Таллина, Zvono Gallery из Белграда, Anca Poterasu из Бухареста, N&N Aman Gallery из Тель-Авива, Barbarian Art и Nadja Brykina Gallery из Цюриха, Knoll Gallery из Вены, немецкие галереи GAM Galerie Obrist и Wilde Gallery, Forsblom из Хельсинки, Black Square из Нью-Йорка, Salon Vert и White Space Gallery из Лондона, Adora Calvo из Мадрида, Libre Cours из Брюсселя, кубинская Collage Habana, японская Shiraishi. Художественный директор ярмарки — Кристина Штейнбрехер. То есть все абсолютно то же самое, что и в старые добрые времена, когда «Арт-Москва» вызывала огромное количество нареканий самого разного рода (со стороны как участников, так и критиков). После декабрьской ярмарки Cosmoscow возникло ощущение, что «Арт-Москвы» больше не будет, по крайней мере в прежнем виде, но оказалось, что это не так. Однако и Cosmoscow, насколько нам известно, будет иметь продолжение — в будущем году.
4-я Московская биеннале современного искусства
Переписывая миры
Куратор Петер Вайбель
23 сентября — 30 октября
Профессиональное превью 22 сентября
Тема основного проекта 4-й Московской биеннале — «Переписывая миры», и, по мнению куратора биеннале Петера Вайбеля, сфера искусства занимается именно скромным переписыванием мира — отнюдь не его изменением (как предлагал Маркс). На его взгляд, московский контекст идеально подходит для такого переписывания. И хотя сам куратор связывает пути создания «нового очарованного мира» с новыми технологиями, в своем проекте для биеннале он настаивает на «технологической справедливости» и обещает равноправно представить все художественные медиа. Как мы уже сообщали, выставка основного проекта будет показана в Центре дизайна ArtPlay и в ЦУМе; в ней примут участие 80 художников из 20 стран мира, в том числе Нео Раух, Ребекка Хорн, Сьюзан Хиллер, Элмгрин и Драгсет, Чен Чи Йен, а также российские участники — «Синий суп» и «Электробутик», Надежда Анфалова, Валерий Чтак, Алина Гуткина, Ольга Киселева, Таисия Короткова, Елена Елагина и Игорь Макаревич. Специальные проекты в рамках биеннале пройдут в Лондоне (в галерее Calvert 22 куратор Дэвид Эллиотт представит среднеазиатское искусство), Екатеринбурге (пока неизвестно, что и где), Нижнем Новгороде (в Арсенале) и Киеве (тоже в Арсенале). Московская программа включит более 90 выставок на 50 площадках, которые открываются чуть раньше или чуть позже основного проекта. Пока самыми любопытными из них представляются «Заложники пустоты» в ГТГ, Уильям Кентридж в «Гараже», «Медиа Удар. Международный фестиваль активистского искусства» в ArtPlay, «Новая Академия» в фонде «Екатерина» и дискуссионно-выставочный проект «Аудитория Москва», который готовят Екатерина Дёготь и Давид Рифф в сотрудничестве с Варшавским музеем современного искусства и целой когортой известнейших интернациональных художников. Ближе к биеннале мы подробнее сообщим вам, когда и куда следует идти.
Ярмарка Frieze, Лондон
13—16 октября
Как и прежде, художественная ярмарка Frieze пройдет в лондонском Риджентс-парке. Она соберет более 170, как сообщается, «самых захватывающих» галерей в мире современного искусства. Из России будут «Риджина» и XL. В программе специальных проектов будет показана работа француза Пьера Юига (Pierre Huyghe) — аквариум с живой экосистемой — своеобразный театр, где все актеры тщательно подобраны, но действуют спонтанно, являя настоящую психологическую драму, контрастирующую с атмосферой самой ярмарки. В качестве спецпроекта ярмарки немец Кристиан Янковски с обычного галерейного стенда будет продавать в качестве собственного произведения настоящую роскошную яхту, салон которой можно будет осмотреть (в последний раз мы видели Кристиана в «Гараже», и, видимо, это навело его на мысли). Лондонский арт-коллектив LuckyPDF при участии тридцати художников создаст серию телепередач, которые будут транслироваться ежедневно в прямом эфире на ярмарке и в сети, а сама студия в определенные часы будет открыта для посетителей. Также будет представлена масштабная работа победительницы учрежденной ярмаркой премии Emdash, поддерживающей молодых художников за пределами Великобритании. В этом году премию получила перформансистка и видеохудожница Анаита Расми, живущая в Штутгарте, работающая с национальной и гендерной идентичностью и зачастую цитирующая работы знаменитых женщин-художниц. В видеоинсталляции для Frieze она обращается к балету Триши Браун, показанному на 12 крышах Нью-Йорка в 1971 году.
FIAC, Париж
20—23 октября
Профессиональное превью 19 октября
38-я ярмарка FIAC отмечает важную веху — теперь она может вместить всех своих участников в новом выставочном пространстве на верхнем уровне Гранд-Пале — в исторических галереях, закрытых в течение многих десятилетий. Всего на выставке будет представлено 160 галерей из 21 страны. Российских галерей среди них нет, а из российских художников представлены, кажется, только Олег Кулик и Федор Павлов-Андреевич. В третий раз партнер ярмарки «Галери Лафайет Груп» представит «Сектор Лафайет» — десять избранных международным жюри перспективных галерей, которым оказана существенная финансовая поддержка. Одному из художников этого сектора ежегодно вручают премию Лафайет, группа приобретает в коллекцию его работу, а персональная выставка этого художника на следующий год проходит в Пале-де-Токио. Соответственно, в этом году в Пале-де-Токио будет представлена выставка прошлогоднего победителя (Morag Keil). Шестой год подряд в садах Тюильри будет представлена уличная (или, прости господи, парковая?) скульптура и инсталляции. Там же разместится судоходный контейнер, оборудованный под кинозал, в котором ежедневно в дни работы ярмарки будут показывать фильмы художников. Если вы окажетесь в эти дни в Париже, эту часть ярмарки рекомендуем особенно, и не только на случай дождя.
3-я Афинская биеннале
MONODROME
Кураторы XYZ, Никола Буррио
23 октября — 11 декабря
Профессиональное превью 22 октября
Это одно из самых интригующих событий сезона. 3-ю Афинскую биеннале курируют ее основатели — кураторское трио XYZ (Ксения Кэлпэктсоглоу, Poka-Yio и Огастин Зенэкос) — и знаменитый куратор и теоретик Никола Буррио. Их выставочный проект MONODROME вращается вокруг маловероятного сюжета — встречи Маленького принца и Вальтера Беньямина — и исследует продолжающийся международный социополитический и финансовый переворот, одним из центров которого стали Афины. Однако пресловутый «греческий пример» отражает не только национальную, но и глобальную ситуацию. Кураторы биеннале решили, что делать выставки, как раньше, уже неактуально и даже аморально, и решили превратить международную выставку в сидячую забастовку и собрание коллективов, политических организаций и граждан, вовлеченных в преобразование общества, приглашая создать политический момент, а не организовать политическое зрелище. Двойной проект биеннале предполагает, помимо самой международной выставки, создание художественного фильма, режиссером которого выступит сам Буррио, а продюсирует проект Kino Prod www.kino.fr (Париж). Основанный на материалах выставки (нечто все-таки будет выставлено, но списка художников нет) и всего происходящего постановочный фильм впоследствии выйдет в прокат, а также будет существовать на территории искусства, и предполагается, что отношения между современным искусством и кинематографическим языком впервые будут исследованы так полно и так творчески. Как пишут организаторы: «MONODROME стремится вызывать дебаты вокруг чего-то, что сломалось, но также предлагает возможность проблеска чего-то нового, что может прийти».
4-я биеннале нового визуального искусства перформанса Performa, Нью-Йорк
1—20 ноября
4-е издание уже ставшей весьма престижной биеннале «Перформа» соберет более ста художников со всего света в 80 точках города, фактически захватив весь город своей событийной программой, которая объединяет усилия сорока художественных институций. Главное достижение биеннале — это т.н. «заказы» (commissions), сделанные по заказу «Перформы» работы (в этом году их двенадцать), к созданию которых организаторам удалось привлечь заметных художников, никогда прежде не работавших вживую. Среди них — Саймон Фудживара (театральный спектакль «Мальчик, который кричал “Волки!”») и Мика Ротенберг с Джоном Кеслером (видеоинсталляция на темы природы, духовности и перформанса). Программа «Премьеры», которую курирует основательница «Перформы» Розли Годберг, будет состоять из новых «живых» произведений, разбросанных по всему городу (среди авторов Роберт Эшли и хореограф Борис Шармац). Связь с историческим прошлым «Перформе» обеспечивает программа исследований, в этом году озаглавленная «Язык, перевод и дезинформация» и посвященная русскому конструктивизму и движению Флюксус. В частности, в русском конструктивизме будет исследовано сотрудничество визуальных художников с актерами и сферой театра. Организаторы пишут, что сегодня «Перформа» является одним из самых ожидаемых культурных событий, а его международная аудитория собирает более 70 тысяч человек.
Ярмарка Art Basel Miami Beach, Майами
1—4 декабря
Главное осенне-зимнее событие в области рынка современного искусства на Американском континенте, ярмарка Art Basel Miami Beach, производная от самой престижной европейской ярмарки Art Basel, соединяет масштабный показ международных галерей-участников с небезынтересной культурной программой и рядом специальных событий для коллекционеров и кураторов. В этом году в ярмарке участвуют более 250 галерей из Америки, Европы, Азии и Африки, которые представляют 2000 художников (масштаб вам уже ясен). Отдельные секции посвящены молодым галереям, перформансу, паблик-арт-проектам и видеоискусству. Из соотечественников заявлена пока только галерея «Риджина».
И вот вкратце что нас ожидает в 2012 году — для тех, кто любит планировать заранее
Ярмарка современного искусства ARCOmadrid 2012
15—19 февраля
Прием заявок на участие уже завершен. Гостевой страной на этот раз будут Нидерланды.
4-я Биеннале в Марракеше
29 февраля — 3 июня
Дни открытия биеннале (29 февраля — 4 марта) носят отдельное название Surrender и будут состоять из перформансов, дискуссий и скринингов. Сама выставка называется Higher Atlas, и курируют ее Надим Самман (небезызвестный многим в Москве и Лондоне) и Карсон Чан.
Armory show, Нью-Йорк
8—11 марта
Крупная ярмарка современного искусства, обычно в ней участвуют и русские. Прием заявок завершен.
7-я Берлинская биеннале
28 апреля — 1 июля
Куратором ее выступает художник Артур Жмиевски, у него крайне небанальная программа, завязанная на активизме и социальном действии. Почти наверняка будет участвовать группа Война.
Frieze Art Fair, Нью-Йорк
4—7 мая
Первое издание нью-йоркской версии знаменитой ярмарки пройдет на Манхэттене в Randall's Island Park и составит серьезную конкуренцию Armory Show.
5-я Международная биеннале современного искусства в Бухаресте
25 мая — 22 июля
Судя по всему, она будет социально-политической. Куратором ее выступила Энн Барлоу, которая училась в Шотландии и живет в Нью-Йорке.
Documenta 13, Кассель
9 июня — 16 сентября
Пресс-конференция 6 июня, профессиональное превью 7—8 июня
Руководитель — итальянка Каролин Кристов-Бакарджиев; уже вовсю идут разные предварительные разогревающие события (см. на сайте). Дирекция «Документы» сообщает, что на дни превью уже можно бронировать гостиницы (вот здесь www.kassel-marketing.de), и, знаете ли, это очень неглупая идея!
Art Basel 43
13—17 июня
Из Касселя, стало быть, в Базель, где-то перекантовавшись пару дней. И гостиницу тоже не забудьте забронировать!
18-я Сиднейская биеннале
27 июня — 16 сентября
На сей раз она будет посвящена модным сегодня коллаборативным и партиципаторным проектам. Называется All Our Relations.
Биеннале в Бусане, Южная Корея
Осень 2012 года (даты пока неизвестны)
Пока известно только, что ее будет делать Рогир Бюргель, художественный директор последней «Документы», вызвавшей столько споров. Он предложил концепцию «Сад обучения» (Garden of Learning), согласно которой будут созданы советы, каждый из которых будет состоять из 10—15 граждан города и 1—2 художников. Эти советы под руководством художников и создадут произведения искусства для биеннале. Биеннале в Бусане искала очень свежего подхода — и она его, похоже, нашла.