Отрадно, что нет ощущения, что что-то сэкономили или украли.

Оцените материал

Просмотров: 25831

Нижегородский Арсенал: то, что нужно?

31/05/2011
В историческом Арсенале Нижегородского кремля открылся амбициозный выставочный зал филиала ГЦСИ. Хорошо ли получилось? И выйдет ли из этой институции что-то путное?

Имена:  Евгений Асс

©  Владислав Ефимов

Выставка «Метель» в Арсенале Нижегородского Кремля

Выставка «Метель» в Арсенале Нижегородского Кремля

На вопросы OPENSPACE.RU ответили:
Милена ОРЛОВА, критик
Николай ПАЛАЖЧЕНКО, арт-менеджер
Андрей ПАРШИКОВ, куратор

1. Как вы оцениваете сам факт открытия масштабного выставочного пространства для современного искусства вне Москвы? Это меняет ситуацию с современным искусством в стране, смещая центры художественного производства? Или это будет «Гуггенхайм», в котором главный акцент будет сделан все же на потребление — на расширение возможностей культурного досуга для горожан?

Николай Палажченко. Модель, которая тут взята на вооружение, — импортированный, прежде всего московский, контент, который весьма профессионально подается нижегородским менеджментом местной же публике. Этот подход пока еще нижегородцев не подводил, но новое помещение создаст вызовы совершенно другого уровня. Стены — это еще не институция. Конечно, появление такого качественного пространства, почти на уровне венецианской Dogana, способно раскрасить российский пейзаж современного искусства. Но лишь при одном условии — если содержание, которым будет наполнено это пространство: выставки, образовательные и творческие проекты, квалификация персонала, — будет соответствовать качеству произведенного ремонта. Именно содержание деятельности, а не качество помещения определяет современную институцию.

Милена Орлова. Как прецедент появление такого выставочного комплекса может изменить ситуацию и в других городах России, где местное начальство настроено на «модернизацию». Тем более что недавно именно об этом — передаче промышленных и прочих пустующих зданий под центры современного искусства — говорил президент Дмитрий Медведев на встрече с творческой интеллигенцией в музее МАММ. Надеюсь, что Арсенал будет именно центром производства искусства, но модель Гуггенхайма тоже неплоха для оживления региональной культурной жизни.

Андрей Паршиков. Вне Москвы в последнее время много чего открывается масштабного, и это само по себе совершенно не повод для гордости. Более того, Нижегородский Арсенал на самом деле открыт сейчас лишь наполовину, и как раз большая часть выставочных залов пока еще на ремонте. Поэтому оценить масштаб я не смог. Хотя кинозал просто отличный. В Москве такого нет, как бы «Гараж» ни старался. По поводу амбиций этой институции: мне показалось, что здесь есть гуггенхаймовский вектор, то есть освоение местного потребителя, который, кстати, уже имеется в наличии. С другой стороны, это все же филиал ГЦСИ, то есть приходится все равно отчитываться перед центром и проявлять какой-никакой пиетет перед «столичной критикой», что, конечно, смешно.


©  Владислав Ефимов

Здание Арсенала Нижегородского Кремля

Здание Арсенала Нижегородского Кремля

2. С новым помещением фактически речь идет о превращении Приволжского ГЦСИ в совершенно новую художественную институцию. Какова должна быть ее художественная политика (выбор художников и выставок, собирание коллекции или отказ от этого, приглашение кураторов, общение с публикой, политика привлечения средств...) и как она соотносится с тем, как уже сейчас работает Приволжский ГЦСИ? Что вы могли бы посоветовать и от чего предостеречь?

Палажченко. Кадры решают все. Невозможно сразу получить местную художественную ситуацию, профессиональных кураторов и менеджмент. Понятно, что доля импорта проектов и людей на первых порах должна быть высокой. Но параллельно нужно форсированно воспитывать зрителя и выращивать местные кадры. Этому нужно уделять серьезное внимание, тратить время и деньги на обучение, мастер-классы, стажировки за рубежом. А получившийся gap, я думаю, будет преодолен, хотя и не сразу.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›