Открытый гей, кубинский эмигрант, разрушитель музея — этот «вирус публичной сферы» всегда оказывался больше любых определений
Кто он такой?
Феликс Гонзалес-Торрес еще при жизни стал одним из основателей «искусства 1990-х» — искусства прямого действия и открытой коммуникации со зрителем, в противоположность респектабельному, стабильному, закрытому художественному объекту. Но в культовую фигуру он превратился после своей ранней смерти от СПИДа в 1996 году.
Он родился в 1957 году на Кубе, вырос в Пуэрто-Рико, с 1979 года жил в Нью-Йорке. Открытие сексуальной идентичности было важной темой искусства 1980-х, но Гонзалес-Торрес совершенно не вписывается в рамки «гей-эстетики», как и в рамки «идентичности латиносов». В Америке его ценят прежде всего за то, что он, впитав все «правильные» теории и практики — постструктурализм, постколониализм, феминизм, минимализм, — преодолел суховатое и ученое постмодернистское искусство 1980-х и впустил в эту сферу настоящее горе, чувство потери, политическое негодование и любовную страсть, причем в очень простых формах.
Как написал в 2007 году художник Гленн Лигон, который в 1996-м сделал у себя в мастерской копию работы Гонзалеса-Торреса «Идеальные любовники» (см. ниже), «...я так хотел жить с Феликсом. Десять лет спустя мой Феликс все еще со мной... А меж тем я Феликса Гонзалеса-Торреса даже не знал. Феликс Гонзалес-Торрес не был моим другом. Да и я не Феликс Гонзалес-Торрес. Но Феликс — это художник, с которым художники моего поколения, как им кажется, на ты. Это его интервью и тексты мы передаем студентам; это к его произведениям мы совершаем паломничество; это его смерть мы глубоко оплакиваем».
Чем он занимался?
На первый взгляд, работы Гонзалеса-Торреса представляют собой минималистские скульптуры — абстрактные, геометричные, холодные. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это аккуратные стопки листов бумаги с текстами и фото, которые зрителям предлагается уносить с собой. Другой вариант его типичной работы — правильный квадрат, выложенный на полу из леденцов в фантиках; их тоже можно брать, пока весь запас не исчерпается и квадрат не исчезнет. После этого, по замыслу художника, музей насыпает новую порцию, выкладывает новый квадрат, и процесс начинается снова. Так же должны возобновляться и стопки плакатов; музей, купивший такую работу, берет на себя вечное обязательство допечатывать ее по мере исчерпания запаса. Тем самым нарушается сама экономика и одновременно идеология современного искусства, искусства уникальных объектов и ограниченного тиража.
Такой подход к понятию произведения искусства, которое в этой системе может полностью рассеяться в мире, а потом возникнуть снова, означает не просто критику капиталистической системы производства и потребления статичного артефакта, но разрыв с ней. У Гонзалеса-Торреса, как и у Маркса, «все твердое исчезает».
То, что создавал Гонзалес-Торрес, не имеет четкого определения, но может рассматриваться как форма нового публичного искусства. Именно поэтому для него было так важно размещать свои работы на билбордах в городе — он видел себя в качестве вируса, проникающего глубоко внутрь общественных тканей.
О чем все это?
Гонзалес-Торрес предпочитал не давать названия своим работам, снабжая их лишь комментирующими подзаголовками; он избегал прямых ассоциаций, и содержание его работ открыто, как и их форма. Но его творчество — о самых базовых человеческих ценностях и драмах: о щедрости, любви, одиночестве. Мотив исчезновения, имплицитно заключенный в его инсталляциях, говорит о том, как жизнь истощается, угасает и в прямом смысле исчезает на глазах. Символическое восстановление инсталляций для Гонзалеса-Торреса утверждало жизнь общества за пределами индивидуальных существований.
Одновременно его творчество предельно политично — оно говорит о демократии и свободе, о контроле и возможности революции. Но эта революция происходит не на площади — она в самых персональных моментах человеческого существования, в любви, в дружбе. Надо сказать, это как раз тот подход, которого международные левые придерживаются сегодня (по крайней мере, придерживались, пока капитализм был в полной силе). В интервью с Робертом Сторром Гонзалес-Торрес сказал: «Мы должны пересмотреть свои стратегии и понять, что красное знамя вкупе с поднятым красным кулаком как не работало в шестидесятые, так и сегодня работать не будет». Политическое содержание в произведении искусства, согласно Гонзалесу-Торресу, может быть только «шпионским».
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:4
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451754
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268626
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782285
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758997
- 8. Коблы и малолетки 740919
- 9. Затворник. Но пятипалый 471340
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403126
- 11. ЖП и крепостное право 388375
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370511
в некоторых случаях он использовал шоколадные конфеты, жвательную резинку и печенье. и точнее было бы сказать, что он выкладывал прямоугольник из конфет или насыпал их в угол. более важным является вес конфет, а не конечный размер инсталляции, который всегда варьируется в зависимости от условий помещения.
- "пока весь запас не исчерпается и квадрат не исчезнет".
нет. все работы со сладостями сопроваждается ремаркой endless supply. то есть, каждый день сотрудники выставочного зала, в котором экспонируется работа, должны доложить необходимое количество сладостей (Как и в случае с плакатами) - не дожидаясь окончательного исчезновения работы.
- "Инсталляция состоит из двух висящих рядом одинаковых настенных часов, которые идут в унисон."
по идее, они еще должны висеть на стенке, выкрашенной определенным голубым цветом, который, кстати, встречается во многих его работах.
в какой то момент часи начинают рассинхронизироваться. и в этом заключается еще один из смысов этого произведения.
- "символические фигуры разных добродетелей"
изображены не фигуры, а подписи под ними. на фотографиях изображены слова.
- "между ними есть почти незаметное отверстие, сквозь которое проникает вода."
отверстия нет. они, наоборот, соприкасаются в одной точке, через которую вода по чуть-чуть переливается из одного бассейна в другой.
- нэнси спектор реализовала проект его выставки для венецианской биеннале 1995 года в 2007 году.
Про тексты на фото - да, действительно, сейчас припоминаю, что это было именно так. Еще раз спасибо.
мой опыт общения непосредственно с работами фгт ограничился, к сожалению, только американским павильном. в котором, однако, упомянутая работа public opinion каждый день выглядела как новая (в дни вернисажа - точно). или же это было потому, что мало кому хотелось лакричных леденцов?
ссылку изучу, спасибо.