Агентства оправдываются тем, что создание идола стоит очень дорого – на обучение и запуск нового идола нужно не меньше 400 тысяч долларов

Оцените материал

Просмотров: 60456

Скандалы и суды

Юлия Любимова · 27/04/2011
ЮЛИЯ ЛЮБИМОВА о корейской фабрике звезд: как разворачиваются и сворачиваются скандалы, корейские бан-листы и рабские контракты. Бонус: 6 идолов прошлого

©  SM Entertainment

TVXQ!, когда их было еще пятеро

TVXQ!, когда их было еще пятеро

Продолжение. В предыдущих сериях:
что такое корейская фабрика звезд 
откуда берутся идолы 
как продвигают песни и как устроены хит-парады, а также о силе ТВ-шоу и культе танца 
о красоте идола 
о хорошем поведении идола 
фанаты



Что позволено Юпитеру

Я все время начинаю очередную серию с того, что корейское общество к тому-то и тому-то относится серьезно. Так вот, корейское общество, и особенно его медиафасад, относится к работе и социальным нормам еще более серьезно, чем ко всему, упомянутому в предыдущих сериях.

Если кто-то непочтителен к старшим, будь то поколение родителей или хьюнг / нуна (для юноши — старший, соответственно мужского или женского пола) — это всеми будет воспринято негативно. Во время спортивного шоу Let’s Go! Dream Team с участием разных девичьих групп одна из девушек проиграла, не успев толком начать бой. Когда ее спросили, как это случилось, она ответила про свою оппонентку: «Она же старше меня! Пока я пыталась придумать, как атаковать, чтобы не оскорбить ее, она меня и победила». Обычно плохое поведение будет скорректировано товарищами. В том же шоу команда звезд устраивает ссору, чтобы разыграть самого младшего участника Minho и записать все это скрытой камерой — о чем он, конечно, не подозревает. Поводом становится то, что Danny Ahn (рэпер популярного в 2000-е бойз-бенда g.o.d. (см. ниже) ответил на вопрос старшего товарища по команде с непочтительной интонацией. Поверьте, она была не хамской. Характер претензий? «Как ты можешь так разговаривать с хьюнгом (старшим)? И почему ты так говоришь в присутствии младшего? Чему ты его учишь?»

Вообще роль старшего и младшего в группе — это особая и значимая роль. Лидер бойз-бенда обычно старший в группе, поэтому его слова априори имеют больший вес. Заметное исключение — лидер группы 2AM Jo Kwon — он на три года младше, чем солист группы Lee Changmin, и на два года младше, чем Seulong. Он, однако, был в учениках дольше всех, почти восемь лет, и стал лидером во многом благодаря этому старшинству. Младшенький (maknae или magnae) — тот, над кем группа воркует, кого опекает и растит, но maknae также может быть в группе на побегушках, по типу отношений как в армии, только без жесткой дедовщины — все это в зависимости от того, как выстроены отношения в группе. Это Taemin в SHINee, Max Changmin в TVXQ!, Chansung в 2PM, Jinwoon в 2AM, Seungri в BIGBANG. Внешне и со стороны они больше (Taemin) или категорически меньше (Chansung) соответствуют стереотипу maknae, но роли эти отрабатываются так же тщательно, как и все остальные. Есть целое шоу, Idol Maknae Rebellion, в котором участвуют «младшенькие» всевозможных идол-групп.

Идол, как уже было сказано, должен быть идеальным. Он должен быть почтителен к старшим и заботиться о младших. Он транслирует национальные ценности.

Но скандалы, конечно, все равно возникают. Как и любая индустрия развлечений, корейская — тоже бизнес, в котором скандал — одна из маркетинговых стратегий, даже в таком консервативном и блюдущем приличия обществе, как у них. И на примере того, как разворачиваются — и особенно сворачиваются — скандалы, пожалуй, ярче всего видно, чем корейский шоу-бизнес отличается от западного или нашего.

©  JYP Entertainment

2PM, когда их было еще семеро. Jaebeom - в центре

2PM, когда их было еще семеро. Jaebeom - в центре

На поверхности значительная часть медиаволнения там тоже связана с личной жизнью звезд, но не из-за того, что кто-то побил жену или кому достались дети при разводе. Конечно, и в корейском шоу-бизнесе есть персонажи, употребляющие наркотики или водящие машину в пьяном виде, и есть истории гораздо более серьезные (о которых ниже). Однако если сравнивать с западным шоу-бизнесом, где смерть от передозировки, драки или сексуальные скандалы кажутся повседневной реальностью, корейский звездный мир выглядит неизмеримо более мирным.

Так как идолы — это тинейджеры или молодые люди чуть за двадцать, то бόльшая часть медиаактивности обычно по поводу того, встречаются ли на самом деле такой-то и такая-то, с кем они изображали пару на таком-то шоу или вели вместе такую-то передачу; правда ли, что юноша из группы такой-то влюблен в девушку из группы такой-то — а потом пресс-релизы агентств, опровергающие слухи: нет, не встречаются; нет, не были, не состояли.

Хотя прямым текстом в контрактах идолов, может быть, и не прописано, что идолу запрещено иметь личную жизнь, однако ни для кого не секрет, что, пока контракт в силе, романы крутить не рекомендуется, а уж если случится, то все личные дела (если идол умудрится найти на них время) нужно делать как можно тише и незаметнее. Как уже было сказано, идол работает объектом влюбленности тысяч поклонников подросткового возраста и не должен разбивать их мечты и нежные сердца. (Опять же, мы говорим о норме, о подразумеваемом порядке вещей. Исключения бывают, их даже немало.)

Но когда все-таки случается большой скандал, интересно, как и что именно делает менеджмент, чтобы его погасить. По сути все это похоже на западный шоу-бизнес, но конкретные детали протекания и разрешения конфликтов настолько отличны, что именно о них стоит говорить.

Возникшие скандалы вокруг конкретных идолов пресекают быстро — «скандалиста» просто удаляют из публичного пространства. С одной стороны, на многих телеканалах есть негласные (или неразглашаемые) правила — как поступать с теми, у кого плохой имидж. В прошлом году ходили слухи, что у принадлежащей государству телекомпании KBS существует так называемый бан-лист, в него внесены звезды, чье поведение недостойно того, чтобы их показывали публике. Слухи подтвердились: может, это и не официальный бан-лист, но звезд, замеченных в употреблении наркотиков или имеющих криминальную историю, на канал не зовут.

©  JYP Entertainment

2PM в нынешнем составе из шести человек

2PM в нынешнем составе из шести человек

С другой стороны, снять всю группу со всех шоу и программ с ее участием, в случае если хоть один из команды замешан в скандале, до тех пор, пока все не утихнет, — стандартный ответ менеджмента агентств. Когда разразился скандал вокруг Jaebeom из 2PM (см. ниже), агентство JYP Entertainment отозвало Junho из шоу Let’s Go! Dream Team, season 2 (он вернется, когда скандал утихнет, и станет постоянным членом звездной команды), а Taecyeon и Wooyoung были сняты с хит-парада Inkigayo, который они вели. То же самое происходило с участниками SHINee, когда их фан-клуб бунтовал из-за того, что Jonghyun встречался с актрисой Shin Se Kyung. Когда фанаты смирились с тем, что их идеальный идол тоже человек и может иметь какую-то личную жизнь, всех вернули на их места. После того как Jaejoong (ex-TVXQ!) был задержан за вождение в нетрезвом виде, SM Entertainment также приостановило все его проекты на некоторое время.

Что за скандал с Jaebeom? В 2009 году в сети появляются копии поста лидера группы 2PM Jaebeom на его страничке в MySpace (поста, надо заметить, четырехлетней давности, от 2005 года), в котором 18-летний на тот момент Jaebeom, за год до того присмотренный в Америке самим Park Jin-young, главой JYP Entertainment, и привезенный в Корею, чтобы стать одним из учеников, из которых создадут 2PM/2AM, — говорит, что «Korea is gay», что он ненавидит корейцев и хочет вернуться в Америку. Подумаешь: типичный эмо-всплеск перегруженного учебой подростка? Ничего подобного. Всплывший пост поднимает гигантскую волну интернет-скандала, которая распространяется в другие медиа. Подумаешь: за гомофобию? Нет, этой темы в публичном пространстве Кореи, как уже было сказано, не существует. Резкая негативная реакция сетевой, а далее и несетевой общественности была вызвана тем, что пост был антикорейским.

Надо понимать, что в современной Корее пропаганда «корейскости» — национальной мощи, уникальности, силы и здоровья нации, корейской культурной волны в Азии — одна из самых главных тем как в массмедиа, так и среди внимающего им населения. Поэтому высказать не просто отсутствие интереса, а прямую неприязнь к Корее — для идола более чем серьезная ошибка. Можно было бы подумать, что Jeabeom простят за молодость и свойственную ей непродуманность поступков. Не тут-то было. Идолами работают с младых ногтей, и с самого начала от них ожидают соответствия высочайшим стандартам. Поэтому в возмущенном хоре сетевой общественности голоса тех, кто пытался сказать, что, мол, он же тогда был совсем юный и неразумный, — попросту потонули.

В результате весь конец 2009-го и начало 2010-го корейский шоу-бизнес лихорадит. Jaebeom публично извиняется. Общественность требует, чтобы его убрали из 2PM. Глава JYP Entertainment (агентства, создавшего и руководящего 2PM) Park Jin-young заявляет, что Jaebeom останется в группе. Jaebeom заявляет, что все же решил уйти и вернуться в Америку, чтобы не портить жизнь остальным членам группы, и просит у них прощения за то, что не был достойным лидером. В итоге Park Jin-young говорит, что согласится с решением Jaebeom, и тот вернется в Америку, а 2PM продолжит существование как группа из шести человек, без лидера. Чтобы несколько сбить волну скандала, он снимает всех членов группы с телепроектов, где они участвуют.

Особая сложность ситуации в том, что в это время группа проводит промоушн своего нового альбома 1:59PM, вышедшего в конце 2009 года. Агентство оставляет на главном сингле «Heartbeat» вокал Jaebeom, но видео переснимают с шестью членами группы вместо семи. После релиза альбома Park Jin-young заявляет, что место Jaebeom за ним остается, если он захочет вернуться. Группа проводит выступление на своей goodbye stage в хит-параде Inkigayo, не меняя хореографии и оставив место Jaebeom пустым, и отчисляет ему положенный процент с продаж. Фанаты рыдают.

Слухи о том, что Jaebeom может вернуться, продолжают появляться, особенно подогретые личной встречей с ним Park Jin-young. Последняя, судя по всему, закончилась ничем, так как в феврале 2010 года JYP официально заявляет о прекращении контракта Jaebeom.

©  Sidus HQ Entertainment

Jay Park

Jay Park

Стоит отметить, что как бы там ни было, а Jay Park, в прошлом Jaebeom, до сих пор очень популярен в Корее. Официальный фан-клуб 2PM, например, все это время оказывал ему поддержку, и даже поклонники в целом, сначала так быстро осудившие его и требовавшие его изгнания, сменили гнев на милость. К моменту прекращения его контракта в сети уже утвердилось мнение, что слова Jaebeom были выдернуты из контекста, да и вообще он скорее был неправильно понят, поэтому фан-клуб и сетевая общественность резко негативно отнеслись к терминации контракта. Были бойкоты, петиции и акции в его поддержку, фан-клуб даже нанял частный самолет, чтобы тот пролетел над Сиэтлом в 2 часа дня (2PM) с баннером «J, сколько сейчас времени?» («J, WHAT TIME IS IT NOW?»).

Сегодня, 27 апреля, Jay Park выпустил сольный мини-альбом «Take A Deeper Look» с первым синглом под названием «Abandoned». Полутораминутные тизеры треков с альбома можно послушать по ссылке (выше), а сама песня «Abandoned» вполне стоит того, чтобы ее посмотреть сейчас.

Jay Park«Abandoned»


Jay Park планирует начать промоушн в хит-парадах 6 мая. Как выясняется, выпуск альбома и прочая сольная деятельность Jay Park на корейском ТВ были запрещены корейской Federation of Pop Culture and Art Industry (KFPCAI) — до тех пор, пока Jay Park не опубликовал официальное извинение за все прошлые дела. После извинения ему дали добро на промоушн. Он также недавно снялся в пилотном эпизоде реалити-шоу Dramatic, которое должно скоро выйти на MBC Every1, и снимается в драме Mr. Idol.

Думается, он будет одновременно использовать уже существующую мощную поддержку поклонников своей бывшей группы и подбирать часть той аудитории, на которую работают группы из агентства YG Entertainment BIGBANG и 2NE1, — т.е. несколько альтернативно, несколько протестно, несколько отличаясь по стилю от мейнстрима, но все же оставаясь в рамках допустимого.


Деньги? Деньги

Самый громкий скандал последних лет, однако, был связан не с юношескими выходками Jaebeom (см. выше), а с менеджментом — и менеджментом другой группы. 31 июля 2009 года три члена самого громкого и популярного на тот момент корейского идол-бойз-бенда TVXQ! (см. подробное представление группы в следующих сериях) подали в суд на свое агентство SM Entertainment. Повод — несправедливые контракты.

©  SM Entertainment

TVXQ!, когда их было еще пятеро

TVXQ!, когда их было еще пятеро

Это не первый случай, когда в медиа идут разговоры о том, что корейские идолы перерабатывают и недополучают денег. Еще в 2001-м распался H.O.T. — первый бойз-бенд, созданный SM Entertainment. Как выяснилось впоследствии, члены группы получали роялти в размере 1% от каждого проданного CD, и, когда они жаловались на оплату, глава SM Lee Su Man (Lee Soo Man) имел привычку отвечать: «На что вы жалуетесь? Я даже за ваш бензин плачу». После долгой и безуспешной торговли с менеджментом три члена H.O.T. из пяти покинули группу, и она прекратила свое существование.

В корейском шоу-бизнесе идет своего рода вялотекущий скандал с рецидивами о «рабских контрактах». У очередного идола лопается терпение, и он (она) подает в суд, суды и комиссии министерств рассматривают дела и обязывают агентства пересмотреть контракты. Те вроде что-то пересматривают и выпускают соответствующие пресс-релизы. Публика несколько успокаивается. Ничего тем не менее радикально не меняется. Через некоторое время у очередного идола лопается терпение, и он (она) подает в суд… сказка про белого бычка идет на новый круг.

Контракты, которые юные идолы-подмастерья заключают с агентствами, судя по всему, и вправду почти рабские. В первую очередь, они очень долгие. Типичные контракты SM Entertainment с их выпускниками обычно заключаются на 13 лет, в течение которых идолы будут отрабатывать потраченное на их создание, работая очень много, а получая очень мало; в других агентствах бывает 8—10 лет, что все равно очень большой срок. С другой стороны, понятно, что в ситуации хайпа по поводу идолов жаждущая славы молодежь готова подписать любой контракт, лишь бы выбиться наверх.

Когда на них начинают нажимать общественность и государство (обычно в лице Korea Fair Trade Commission — корейского антимонопольного комитета, подчиненного непосредственно премьер-министру — или подразделения по делам молодежи Министерства семьи и равноправия полов), агентства оправдываются тем, что создание идола стоит очень дорого — на обучение и запуск нового идола нужно не меньше 400 тысяч долларов.

©  C-JeS Entertainment

JYJ - отколовшаяся часть TVXQ!

JYJ - отколовшаяся часть TVXQ!

В 2009-м этот привычный скандал вышел на новый виток. В своем иске к SM Entertainment три члена TVXQ!Jaejoong, Micky Yoochun и Xiah Junsu — обвинили агентство в том, что доходы от продаж их дисков распределялись несправедливо, что 13-летний срок контракта — чрезмерно долгий, что менеджмент расписывал деятельность группы без согласования или даже консультации с ними и что условия контракта изменялись задним числом. Суд Центрального округа Сеула, в котором слушалось дело, вынес приговор в пользу членов группы. Акции SM Entertainment понизились. Бунтовщики хотели выйти из-под SM, но не разбивать группу. Прецедент имелся — это до сих пор существующий бойз-бенд старшего поколения Shinhwa (см. ниже), члены которого разошлись по разным агентствам, но сохранили группу1. Досрочное прекращение контракта должно было стоить Jaejoong, Yoochun и Junsu вдвое больше, чем они должны были заработать за оставшиеся годы контракта.

Ответ SM выглядел несколько странно: они выпустили пресс-релиз, в котором сказали, что-де иск не имел никакого отношения к контрактам или правам участников группы, а объяснялся просто их жадностью. Как и следовало ожидать, поклонникам это не понравилось. 120 тысяч (!) членов официального фан-клуба TVXQ! подписали петицию против 13-летних контрактов SM Entertainment, а фан-клуб в целом подал на SM в суд с требованием компенсации за концерт, отмененный за неделю до назначенной даты. Всевозможные суды длятся до сих пор с переменным успехом, и, хотя на настоящий момент JYJ — отколовшаяся часть TVXQ! — вроде бы легальную битву выигрывают, SM Entertainment не сдается, и дела у JYJ идут не гладко.

©  SM Entertainment

Han Geng из Super Junior

Han Geng из Super Junior

В декабре 2009 года по стопам бунтовщиков из TVXQ! пошел Han Geng (Hankyung) из Super Junior (см. подробное представление группы в следующих сериях), принадлежащих тому же агентству. Это было вторым подряд ударом с размаху по SM Entertainment: Han Geng — «китайское лицо» одной из популярных идол-групп Кореи и ключевая фигура для «китайского проекта» агентства. Он подал в суд на SM Entertainment, добавив к обвинениям, перечисленным в иске TVXQ!, еще и несправедливые штрафы за неповиновение менеджменту или пропуск мероприятий, когда он не мог на них быть по уважительным причинам, а также отсутствие отпусков или выходных и невыносимые нагрузки, которые привели к обострению его хронических заболеваний.

В конце 2010-го в прессу поступили сообщения, что Han Geng выиграл суд. Совсем недавно, после двух лет тяжб, замораживания проектов, отмен концертов и всего прочего, что описывается словом «скандал» (детали того, как это повлияло на TVXQ!, см. в следующих сериях, представляющих группу), SM Entertainment объявило, что готово переработать свои контракты. Был проведен ряд встреч представителей ведущих агентств и правительственных чиновников, посвященных необходимости пересмотра контрактов. Проблема в том, что, как уже было сказано, это история не новая, это просто ее новый виток, и никаких радикальных изменений в положении идолов все еще не произошло, несмотря на все заявления о добрых намерениях.

__________________________​

1 Группа Shinhwa была создана SM Entertainment в 1998-м. К 2003-му, когда истек срок их контракта с SM, они были долгожителями среди бойз-бендов и настоящими звездами. Несмотря на то что SM тут же предложило им новые (индивидуальные) контракты, они решили сохранить группу и перейти в другое агентство. После года сольных выступлений, пока шли тяжбы вокруг копирайта на название группы, в 2004-м они перешли под менеджмент Good Entertainment. У Shinhwa долгая история со многими «отпусками», во время которых члены группы делали соло-карьеру, но факт, что в 2008-м пять из членов группы вышли из-под менеджмента GE, чтобы основать собственные агентства или приписаться к другим агентствам в индивидуальном порядке.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • zanogu· 2011-04-27 18:10:21
    Однажды в -35 мы выставили варёные и очищенные яйца на балкон, а когда внесли их обратно с утра, увидели, что те попрозрачнели и позеленели. У друга похмелье как рукой сняло от их вида. Ну, в общем эти фото действуют круче полупрозрачных зелёных яичных белков.
  • Лев Кадик· 2011-04-27 20:06:43
    Ну и чего, собственно? О чем это замечательный рассказ из жизни инопланетян????
  • blackjack· 2011-04-27 20:38:29
    Про иерархии. Во первых титулы они же местоимения (имена корейцы используют только в близком общении на равных или сверху вниз) различаются по полам, то есть для парней это да хён - буквально старший брат и нуна - старшая сестра. Для девушек это оппа - старший брат (правда обращение оппа девушки могут использовать в 1000 других случаев), и онни - старшая сестра, девушки не могут никого назвать хён или нуна если они в своем уме. Но кроме возрастной есть еще другая иерархия, это отношение старший-младший не по возрасту, а по времени работы в бизнесе, тут титул, обращение, местоимение - сонбэ. То есть маннэ какой-нибудь группы дебютировавшей в 2009 году, будет старшим-сонбэ по отношению к любому идолу дебютировавшему в 2011, даже если этот идол на несколько лет старше того маннэ. Формальные лидеры групп, которые не самые старшие члены в группе это не редкая история уже. В T-ara меняли лидера с Ын Чжон не помню уже на кого, в Big Bang лидер GD младше T.O.P.а, в 2NE1 лидер CL младше двух старших членов группы аж на 8 лет, в YG лидеров выбирают видимо не по возрасту, потому что старшие члены групп раздолбаи.
    Про скандалы. Скандал с KBS и черными списками был чисто политическим, он не имеет отношения к шоубизнесу почти совсем. Это отголосок скандала идущего уже не первый год и связанного с тем, что президент страны Ли Мен Бак из консервативной партии поменял руководство KBS и его партия еще протащила через парламент новый закон про СМИ (там были кровавые драки в парламенте, круче чем в украинской Раде). С тех пор левые и прогрессивные либералы жалуются, что партия власти их притесняет и не пускает в эфир на государственное телевидение (знакомо правда?). Телеканал оправдывался тем, что да черный список есть, но в нем те кто обвинялся в уголовных преступлениях и по уголовным статьям сидел в тюрьме.
    Скандал с лидером 2PM часть скорее не шоубизнеса, а корейской интернет культуры, где травлей могут не только из страны выдавить, но и до самоубийства довести. И еще он показывает, что американские корейцы особенно молодые не идентифицируют себя как корейцы, по этому в Америке и не популярен kpop пока. А парню из 2pm если он захочет вернуться наверное придется менять гражданство и служить в корейской армии, не всякий на такое решится.
    С телевизором корейским сейчас еще интересный скандал есть связанный с противостоянием YG и KBS, дело может закончится изменением отношений телеканалов с рекордлейблами, что довольно сильно может перекроить реальность.
    Жалко, что вы мало пишете про девочек, потому что, реально, не подготовленный человек посмотрев на картинки согласится с тем что Korea is gay. Ну и из первого поколения идолов есть, например, интересная история про Ли Хё Ри из Fin.k.l (не помню как пишется точно).

    P.S. BigBang не группа ориентированная на протестную аудиторию, потому что если бы это было так, они не были настолько популярны, Tопа не снимали бы в сериале вместе с Ли Бен Хоном и не брали на главную роль в блокбастере. Ну и они были вполне традиционны по началу и не отрываются от корней сейчас.
Читать все комментарии ›
Все новости ›