«Я люблю русский язык. Он для меня второй родной. Я хочу, чтобы на нем звучали красивые песни».

Оцените материал

Просмотров: 25196

Севара и новый шелковый путь

Денис Бояринов · 05/03/2010
Хотят ли русские поп-музыки на родном языке, но завезенной из-за границы?

Имена:  Борис Гребенщиков · Иосиф Бродский · Карен Кавалерян · Питер Гэбриел · Севара Назархан · Сергей Михалок

©  Севара Назархан

Севара Назархан

Севара Назархан

Имя Севары Назархан хорошо известно любителям этно-попа и world music, поскольку она состоявшаяся звезда в этом «взрослом» жанре. Певица тесно связана сразу с двумя гигантами world music — англичанином Питером Гэбриелом и французом Гектором Зазу. Гэбриел открыл Севару миру в начале 2000-х, пригласив тогда еще студентку Ташкентской консерватории на свой фестиваль WOMAD и лейбл Real World, а затем в свое мировое турнe Growing Up. Зазу продюсировал западный дебют Севары «Yol Bolsin!», который вышел в 2003-м на том же Real World. В 2004-м Севаре присуждается премия BBС World Music Awards в номинации Best Asian Artist, и дальше ее карьера идет только в гору: гастроли, фестивали, второй альбом — «Sen», который был принят еще лучше первого, снова гастроли и т.д. Словом, не будет преувеличением сказать, что Севара Назархан — наиболее известная в мире тридцатилетняя певица, рожденная в СССР. При этом в России ее имя известно только узкому кругу посвященных — московские концерты Назархан проводились в клубах на несколько сотен человек. Оно и понятно, Севара, поющая народные узбекские песни, осовремененные электроникой, и аккомпанирующая себе на дутаре, принадлежит другому, большому, открытому миру, от которого в России привыкли дистанцироваться.

©  Севара Назархан

Севара и новый шелковый путь
Тем неожиданней было узнать, что новый альбом Севары состоит только из поп-песен на русском, поданных в стилистике, максимально доступной аудитории, привыкшей к русскому радио- и телеэфиру. Альбом называется «Так легко».



Все началось с Бориса Борисовича Гребенщикова. Севара попросила своего друга, с которым (как и с Гэбриелом, и с Робертом Плантом из Led Zeppelin) ей доводилось петь дуэтом, написать для нее текст. Лидер «Аквариума» с удовольствием согласился — так появился «Новый шелковый путь», который, по мнению Севары, хоть и не слишком-то вписывается в контекст альбома (скорее он бы подошел на титры голливудскому фильму), тем не менее торжественно его закрывает. По той же схеме появились и другие песни «Так легко»: тексты Севара брала у друзей, среди которых экс-куртуазный маньерист и поэт-постмодернист Вадим Степанцов и заслуженный хитмейкер советской и русской поп-музыки Карен Кавалерян, музыку писала сама. Исключение составляют лишь открывающая альбом «А он не пришел», целиком принадлежащая лидеру «Ляписа Трубецкого» Сергею Михалку, который сейчас маскирует свое мастерство писать шлягеры игрой в антикапитализм, и летящая баллада «Доброй ночи», текст для которой Севара взяла из финала поэмы Иосифа Бродского «Прощайте, мадемуазель Вероника».



©  Севара Назархан

Севара и новый шелковый путь
Звук на «Так легко» делала та же команда, которая продюсировала предыдущую пластинку Севары «Sen»: «бесшабашный» Виктор Сологуб, участник дадаистской рок-легенды «Странные игры» и электронных «Deadушек», и «очень молодой и скромный» Бруно Эллингэм, когда-то работавший с Goldfrapp, а совсем недавно — с хипстерской группой Delphic и с голосом Everything But The Girl Трэйси Торн. «Виктор и Бруно — проверенные люди. Они все понимают в музыке, они не первый год со мной, и я им очень доверяю», — Севара Назархан искренне хвалит своих продюсеров. Также в записи приняли участие выдающиеся российские профессионалы — гитарист «Морального кодекса» Николай Девлет-Кильдеев и звукорежиссер Тequilajazzz Андрей Алякринский. Тоже, вероятно, по дружбе.

Пластинка писалась между Москвой, Лондоном, Нью-Йорком и Ташкентом. Финальное сведение проводилось на лондонской студии Real World. «Нездешность» звука «Севары и Эльфа» в первую очередь должна резануть ухо чувствительного слушателя — вроде бы играет доступная песенка, как будто вышедшая из центра Игоря Матвиенко, но вдруг в ней всплывет то причудливая ориентальная ритм-секция, то неожиданный синтезаторный проигрыш, который оценили бы Hot Chip, то какой-нибудь экзотический вокальный выверт.



©  Севара Назархан

Севара и новый шелковый путь
Иной уровень качества музыки и текстов, с которым сделаны песни Севары, был бы хорошо заметен в российском радиоэфире — на контрасте с общей массой русскоязычного поп-репертуара, сделанного пятью продюсерами по устаревшим клише. Проблема только в том, что треки «Севары и Эльфа» отчего-то не проходят радийные худсоветы — не помогает даже авторитет компании Gala Records, издающей пластинку. «Все эти массовые журналы и радиостанции шарахаются даже от пресс-релиза», — сетует в электронной переписке сотрудник компании. На мой вопрос: «Как вы думаете, почему ваши песни не спешат брать на радио?» — Севара отвечает по-восточному уклончиво: «В России о-о-очень все непросто. Мне есть с чем сравнивать».

Конечно, непросто: «Севара и Эльф» — слишком странный и непонятный проект для российского шоу-биза, загибающегося от коррупции и неформата. Смеем предположить, что одних радиоуправленцев пугает в пресс-релизе сочетание имен Михалка, Гребенщикова и Бродского. Других уже упомянутая «прозападность» звука. Третьим не нравится имя Севара — какое-то нерусское (это называется бытовой национализм). Четвертые попросту ждут отката. И первые, и вторые, и третьи, и четвертые по сути считают, что их аудитория — это, по крылатому выражению Богдана Титомира, «пипл, который хавает»: мол, они все равно не поймут в апельсинах, так чего стараться. Таким аргументом оправдывается собственная ограниченность или неспособность принять решение, поставив в эфир необычный продукт.
Право слово, какая-то безнадега.



Сказать по правде, российские музыкальные критики, знакомые с другой жизнью Назархан, от ее новых песен (вернее, только от одной песни — «А он не пришел», клип на которую засветился в прошлом году в сети) пока тоже в недоумении. Певицу с ходу заподозрили в конъюнктурщине и (или) постмодернистской диверсии. «У Севары же именно что взгляд на поп-музыку русского интеллигента: вместо иронии — стеб, и довольно-таки злобный, почти сарказм. Вот, я делаю попсу, а вы хаваете, вы же пипл», — предварительно сравнив Севару с Kelis, пишет один из критиков, интеллигент, привычный стебаться над родной попсой. Очень показательная реакция: люди с тренированным вкусом настолько приучены к тому, что поп-музыка на русском ниже всяких мировых стандартов, что, натолкнувшись на сравнимый по качеству образец, тут же подозревают какой-то подвох или обман.



Конъюнктурщина и стеб — это, конечно, напрасные домыслы в адрес Севары, начинавшей когда-то в узбекских «Блестящих». Слишком невероятные мотивы и нелепые занятия для состоявшегося на Западе музыканта — ни денег, ни славы такого масштаба в России все равно не заработаешь. Удовольствие тоже сомнительное. Так зачем же успешной певице world music соваться на дикую и заболоченную территорию русской попсы? Севара, признающаяся в любви к песням Зацепина, Земфиры и «Мумий Тролля», отвечает мне на этот вопрос легко и простодушно: «Я люблю русский язык. Он для меня второй родной. Я хочу, чтобы на нем звучали красивые песни».

Другой вопрос: хотят ли этого сами русские? Нужен ли им «новый шелковый путь», по которому в Россию завозили бы поп-музыку, или с песнями у нас, как с автомобилями: сколько бы десятилетий ни сочиняли анекдотов про «Жигули», все равно ВАЗ остается самой покупаемой маркой? Здесь Севара опять рассудительна и аккуратна: «Покажет время. Россия — страна большая. Думаю, что места хватит всем. Мне важно, чтобы мои песни были услышаны».

Если Россия так и не услышит песен Севары, певица едва ли будет переживать слишком долго. Через некоторое время на Real World выходит очередной ее альбом, на этот раз более традиционный — узбекские песни, записанные на народных инструментах и с мужским хором. Последние два месяца Назархан пишет оперу — по либретто каких-то англичан. «Они абсолютно крейзи, поэтому ничего не хочу рассказывать. — Певица счастливо смеется в трубку. — Ну и мы не какие-то там планерщики. Делаем то, что хочется».

А вот России ждать качественного поп-проекта на русском языке придется значительно дольше.

Альбом «Так легко» выходит на Gala Records 12 марта

12 марта в 19:00 в магазине «Республика» на 1-й Тверской-Ямской состоится автограф-сессия и акустическое выступление Севары

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • Viesel· 2010-03-05 19:52:20
    >(как и с Гэбриелом, и с Робертом Плантом из Led Zeppelin)
    А отчего же не добавлено "Гэбриэлом из Genesis"?
  • fotoguru· 2010-03-06 18:04:00
    Могу ошибаться, но, по-моему, самая известная певица из рожденных на территории бывшего СССР все-таки Регина Спектор. Да и Саинхо, если вести речь о world music, гораздо более известна в мире.
    Девушка милая, но какие-то странные выверты со вкусом. Неубедительный продукт у нее в попе:) получился, судя по приведенным песням. Нет класса, нет уверенности. Похоже на аутсайдерскую питерскую эстраду а-ля Марина Капуро и Сергей Рогожин. Даже удивительно наблюдать на фото Сологуба. Он же отличный саунд-продюсер, а энергия в треках отсутствует напрочь.
  • www_stikh_com· 2010-03-06 19:00:47
    обязательно пиарить певицу ниже среднего?
Читать все комментарии ›
Все новости ›