Сначала были слоники
Антон Сазонов ·
06/12/2011
Имена:
Вера Мякишева · Евгения Марченко · Екатерина Телегина · Никита Емшанов · Петр Налич
«Порыв ветра», «Ожидая» и «Быть или казаться» – три новые короткометражные работы в проекте «Короче»
В этом году OPENSPACE.RU провел онлайн-фестиваль студенческого короткометражного кино в трех частях: игровые фильмы, анимация и документальное кино. Осенью проект переместился в офлайн — первый фестиваль «Короче» в сентябре прошел на крыше Artplay, в ноябре — на Красноярской ярмарке книжной культуры. Под общим названием «Короче» проект продолжает существовать и дальше: в сети — в виде регулярной колонки журналиста и куратора АНТОНА САЗОНОВА, вне сети — в виде серии показов в разных городах.
Цель фестиваля — познакомить зрителя с авторами, которым, возможно, в ближайшем будущем предстоит определять кинематографическую повестку дня. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.
Студенты, которые захотят принять участие в проекте, могут прислать ссылки на свои работы на адрес [email protected].
«Порыв ветра» (2009). Режиссер Екатерина Телегина
Сколько вам лет?
28.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Закончила ВГИК, мастерскую В.И. Хотиненко и В.А. Фенченко. До этого закончила школу кино и телевидения «Интерньюс». Еще раньше училась в Омске в разных институтах.
Лучший преподаватель?
Мне очень повезло с мастерами. Я не знаю, кто в этой стране может быть лучше Хотиненко и Фенченко.
О фильме
Идея возникла из одного кадра, он постепенно начал обрастать деталями и подробностями. История начала раскручиваться, но сценарий я писала долго. Сами съемки у нас также порядочно растянулись. Обычно во ВГИКе все быстро снимают, ну, относительно быстро, но мы тогда побили все рекорды: слетали объекты, заканчивались деньги. Еще все время кого-то ждали — героев, оператора. В определенный момент мне пришлось уйти на другой проект — когда закончился вгиковский бюджет, пришлось самой заработать на досъемки. В конце еще обнаружилось, что не хватает одной сцены, и опять доснимали. Растянулось все в итоге на полгода.
Актеры в фильме — отдельная история. Я сама до сих пор не понимаю, как все так сложилось и притянулось. Никиту Емшанова я видела один раз и сразу подумала, что он очень подходит. Познакомила меня с ним общая подруга. Благодаря Емшанову в фильме появилась Елена Морозова, благодаря Морозовой — Георгий Дронов. О сестрах Носик я знала, но до встречи с ними отсмотрела многих двойняшек. Когда пришли они, стало понятно, что больше можно не искать. Так же произошло и на новой моей работе для альманаха Astra, I love you (проект компании Opel, который снимают молодые режиссеры под руководством Владимира Хотиненко. — OS), где нужны были тройняшки и кастинг-директор вызвала очень много девочек-близняшек, но претенденток лучше Носик не нашли. На вгиковской студии денег особо никогда нет, зарплаты актерам в смете просто смешные — даже стыдно такое предлагать или озвучивать. Но многие наши прекрасные и известные актеры снимаются в студенческом кино из интереса, из желания помогать молодым режиссерам. И не только у меня, у многих. Но в основном все боятся, мало кто пытается предлагать, убеждать их.
Читать текст полностью
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Мои мастера говорили только приятные вещи. Но самым большим комплиментом оказалась улыбка на лице Владимира Ивановича, когда он смотрел мой фильм на «Кинотавре». Хотиненко специально пришел на показ короткого метра, чтобы поддержать своих учеников.
В каких фестивалях участвовал фильм?
В тот момент, когда нужно было подавать заявки на участие в фестивалях, я думала о чем угодно, только не о фестивальной судьбе картины. Так что фильм участвовал во многих российских фестивалях, а вот по зарубежным почти не ездил — всего несколько показов в Европе (Лондон и Берлин) и один за океаном. Сейчас я жалею, что не занималась этим вопросом и никуда фильм толком не отослала. Список достижений у «Порыва ветра» такой: лучший игровой фильм на «Святой Анне» (2010), спецприз жюри за операторское мастерство на «Кинотавре» (2009), Гран-при МКФ ВГИК (2009), лучший игровой фильм на фестивале «Дебютное кино» (2009) и приз зрительских симпатий на фестивале «АРТкино» (2009).
Любимый игровой фильм?
У меня для таких вопросов заготовлен список из пятидесяти любимых. Один точно не выберу. Даже пять не смогу назвать. Любимые фильмы каждый месяц меняются — в зависимости от настроения.
Любимый игровой режиссер?
Пол Томас Андерсон, Бернардо Бертолуччи, братья Коэн, Дэвид Линч, Вонг Карвай. Одно время искренне восхищалась Стивеном Содербергом — его способностью талантливо работать с любыми форматами. Можно еще много кого припомнить.
Последний игровой фильм, который посмотрели?
«Война богов: Бессмертные» Тарсема Сингха. И совсем последний — пересматривала «Социальную сеть».
Сейчас что-нибудь снимаете?
Занимаюсь одним полнометражным проектом и заканчиваю работу над короткометражкой из альманаха Astra, I love you. Идея не моя — мне предложили сценарий, прочитав который, я незамедлительно согласилась снимать. Продюсеры обратились сразу ко многим режиссерам. После питчинга сначала отобрали 14 человек, потом 9. Я по-разному отношусь к этой работе, одолевают противоречивые чувства. Но есть вещи, которые я делала в первый раз, и они мне нравятся. Премьера альманаха состоится в декабре.
«Ожидая» (2008). Режиссер Вера Мякишева
Сколько вам лет?
25.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Училась во ВГИКе в мастерской Угарова, Зябликовой, Зуйкова.
Лучший преподаватель?
Во ВГИКе попалось очень много интересных и прекрасных преподавателей. И не только по мастерству. Если субъективно, многие очень нравились просто как люди. Учиться у них хотелось даже не профессии, а человечности.
О фильме
Тут целое сочинение можно написать. Сначала были слоники. Очень много слоников, которые чего-то ждут. Чего — никто не знал. Потом возникла необходимость думать о дипломном сценарии, слонов как раз накопилось приличное количество, и я решилась. Уже в процессе примешались детские воспоминания, добавилась неразделенная любовь. Еще я на первом курсе на весь день осталась одна взаперти в чужой пустой квартире — без еды, без связи. Очень хорошо запомнила то томительное состояние ожидания. Что касается изобразительного решения — оно принципиально желто-коричневое. Для меня это отсылка в советское прошлое, все игрушки в мультфильме «мои».
Кино делалось месяцев одиннадцать, сначала очень медленно, почти в одиночку. Потом появились прекрасные люди, аниматоры и не только, которые стали помогать. Сама бы я ни за что не успела, да и результат хуже бы удался. Все-таки каждый должен заниматься своим делом. С Петей Наличем удалось поработать совершенно случайно, но очень приятно. В настроение фильма он здорово попал. Особых трудностей я уже и не перечислю, зато столько хорошего вспоминается.
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Лучше у них самих спросить. Вообще они всегда радуются за наши успехи.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Все и не вспомнить. Мультфильм участвовал во многих российских фестивалях, а вот за рубеж брали не так охотно. Но очень приятно было попасть в конкурс одного из крупнейших анимационных фестивалей мира — в Аннеси.
Любимый мультфильм?
Любимых фильмов так много, что назову только несколько первых пришедших в голову: «Когда весь день испорчен» Аманды Форбис и Венди Тилби, «Отец и дочь» Майкла Дадока де Уита, «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука, «Ветер вдоль берега» Ивана Максимова, «Рыбка» Сергея Рябова.
Любимый мультипликатор?
Сложно кого-то выделить. Их очень много. Из легенд, пожалуй, Федор Савельевич Хитрук.
Последний мультфильм, который посмотрели?
На открытии «Большого фестиваля мультфильмов» посмотрела французский полнометражный фильм «Жизнь кота».
Сейчас что-нибудь снимаете?
Про то, что сейчас снимаю, сильно распространяться не хочу. Это короткий рисованный фильм. Надеюсь, что детский.
«Быть или казаться» (2011). Режиссер Евгения Марченко
Сколько вам лет?
22.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Впереди еще два года. До этого несколько лет училась в СПбГУ кино и телевидения, но на технической специальности.
Лучший преподаватель?
Александр Васильевич Киселев. Самое главное мое везение.
О фильме
Герой сам появился на моем пороге. Сказал, что сегодня приехал в Петербург и в общем-то жить ему негде. И поселился у меня. Снимать его я начала через неделю-две. Поэтому история разворачивалась на моих глазах. Я сама была частью этой истории, пока Антон жил у меня. Знакомство происходило по ходу дела. Таким образом, о конфликте с матерью, а потом еще и о СПИДе я узнала тоже по ходу дела. Собственно, я и не собиралась снимать про него фильм. Само как-то случилось все. Сложнее всего, пожалуй, были сами съемки.
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Я не показывала работу до экзаменационного предпоказа, так что преподаватели особо не были в курсе происходящего. Их реакцией, кажется, было удивление. Но им понравилось.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Open Cinema (2010) первым обратил внимание на мой фильм и включил «Быть или казаться» во внеконкурсный показ. Потом еще несколько фестивалей. В Иванове на международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского фильму дали половину главного приза. На «Послании к человеку» дали Kodak. Еще фильм в этом году показывали на «Киношоке» и фестивале 2-in-1. Еще фильм попал на «Артдокфест», во внеконкурсную программу «Среда».
Любимый документальный фильм?
Любимые все время меняются. В период работы над фильмом очень нравилась «Молния над водой» Вима Вендерса.
Любимый документальный режиссер?
Герц Франк, наверное. Еще Артавазд Пелешян, Сергей Лозница, Сергей Дворцевой, Виктор Косаковский.
Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского. Еще один последний — «Персонал» Павла Медведева про съезд «Единой России».
Сейчас что-нибудь снимаете?
Еще летом сняла материал. Сейчас пытаюсь в нем разобраться. Может быть, что-то получится, а может — нет.