Интересным становится детский писатель, способный донести для детей переживания взрослого, а взрослым рассказать об ощущениях ребенка.

Оцените материал

Просмотров: 32588

Читаем детское

Екатерина Асонова · 07/06/2011
Детская литература нового типа – это уже не только освоение ребенком мира взрослых. Она предлагает ребенку и взрослому общее переживание и общий язык для его обсуждения

©  Издательство «Мир Детства Медиа»

Иллюстрация к книге Майкла Формана и Джанет Чартес «Генерал»

Иллюстрация к книге Майкла Формана и Джанет Чартес «Генерал»

Для тех, кто следит за детской литературой, в том числе за появляющимися в последние несколько лет по-русски переводами новых книг молодых европейских (и не только) авторов, очевидно, что мы имеем дело с некоторым новым явлением: происходит обращение детских книг к далеко не детским темам, дидактика сменяется проблематизацией, а односторонний монолог — диалогом. Сегодня об этих и других тенденциях в новейшей детской литературе размышляет ЕКАТЕРИНА АСОНОВА, кандидат педагогических наук, семейный педагог, методист отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства МГПИ, преподаватель детской литературы. 

О чем сегодня актуально писать для детей? О приключениях и превращениях, о романтической любви и мечте? Нет. Сегодняшние детские книги — это книжки-картинки о трудном поведении родителей, о смерти близких, об одиночестве, о глобальных проблемах экологии и об отношениях полов. Это повести и рассказы о непростых взаимоотношениях взрослых и детей в семье и в школе, о разводах и расставаниях, непонимании, детской травме. О проблемах социального сиротства и семейного устройства ребенка-сироты в замещающую семью. О падении Берлинской стены, о гражданской позиции и толерантности. Мрачно все это, звучит как-то совсем не по-детски. Между тем книги, о которых идет речь, интересны и детям, и подросткам, и — что немаловажно — привлекательны для родителей. Есть, правда, небольшое, но очень важное условие для появления интереса: готовность и взрослых, и детей к разговору о непростых вещах.

Сначала несколько слов о том, какие книги имеются в виду. Начнем с книжки-картинки, которая отметила в этом году полувековой юбилей, а в прошлом впервые вышла по-русски. Книга Майкла Формана и Джанет Чартес «Генерал» (Мир Детства Медиа, 2010) — это незамысловатая история из жизни одного генерала: он упал с лошади и очутился в совершенно незнакомом для себя мире цветов, птиц, букашек и зверушек. Вдруг для честолюбивого военачальника открывается совершенно новый взгляд на жизнь... Тема переплавки танков и снарядов на плуги и кастрюли не новая. Просто ракурс неожиданный: генерал руководит не военными действиями, а муштрой. Он мечтал стать самым знаменитым, чтобы ему «все остальные генералы завидовали. Поэтому он держал своих солдат в строгости и не давал им спуску». Да и само обращение с подобной идеей к самым маленьким читателям в таком неожиданном формате (и оформлении) предлагает взрослым поговорить (порисовать, поиграть) с детьми на довольно сложную и не самую привычную для нашего общества тему (представьте только праздник в детском саду накануне 23 Февраля, построенный именно по такой книге!).

©  Издательство «Самокат»

Иллюстрация к книге Артура Гиваргизова «Генералы»

Иллюстрация к книге Артура Гиваргизова «Генералы»

Продолжает генеральскую тему, но уже совсем в иной интерпретации, книга «Генералы» (Самокат, 2011), появившаяся на свет буквально на днях. На страницах яркой книжки-картинки разворачиваются абсурдные, но очень правдивые истории о генерале и его внуке Сереже. Ничего общего с детской книжкой в привычном понимании ни иллюстрации Максима Покалева, ни стихи (а стихи ли это? — обязательно спросит кто-нибудь) Артура Гиваргизова не имеют. И все-таки это книга «для младшего и среднего школьного возраста».

        Вчера побили в ресторане
        двух генералов на Тверской.
        «Почти как на передовой!» —
        сказал, прикладывая к ране
        тампон, пропитанный зеленкой,
        один другому генерал.
        И улыбнулся, как ребенок.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • who-na· 2011-06-08 00:20:14
    спасибо большое за статью. подчас сложно принять решение: а подойдут ли современные книги 2-3-хлетнему малышу? ведь сначала надо научить ребёнка тому, "что такое хорошо и что такое плохо" с барто, чуковским, маршаком и пр.. и лишь потом, чтобы ребёнок понял разницу между должным и исключением, между реальностью и вымыслом, можно приступать к таким вот новым книжкам.
  • gelievna· 2011-06-08 05:56:22
    "родители в Америке лучше, — просто потому, что в этой стране нет детских домов и государственных детей"

    Ну если логика такая, то все-таки не лучше. Потому что детские дома и государственные дети в Америке есть.
  • bonita-tibus· 2011-06-08 21:21:25
    согласна, что современные детские книги гораздо "ближе" к реальности, живым детям и родителям и их проблемам. правда, некоторым из них (лучшая семья в мире, веста-линея) порой не хватает волшебства и обаяния, они слишком прямолинейные и нравоучительные, но зато многие из названных книг (Парр, Старк, Нестлингер) действительно замечательные и много лучше того, чем нас пичкали в детстве.
Читать все комментарии ›
Все новости ›