Осенью 2008-го большинство студий на «Мосфильме» обезлюдело, а бабушка, живущая на доходы от продажи пирожков, не могла продать ни одной партии.

Оцените материал

Просмотров: 8624

Год после кризиса

Ксения Прилепская · 15/10/2009
Как русские кинематографисты пережили кризисный год и чего ждать в следующем?

Имена:  Алексей Балабанов · Алексей Попогребский · Алиса Хмельницкая · Богдан Дробязко · Владимир Карабанов · Владимир Котт · Гука Омарова · Игорь Волошин · Илья Хржановский · Клим Шипенко · Павел Бардин · Резо Гигинеишвили · Роман Борисевич · Сергей Лобан · Ситора Алиева · Хабиб Буфар

©  Петр Уманский

Год после кризиса
В пятницу в рамках Tomorrow Generation Campus на фестивале «Завтра» состоится круглый стол «Хороший год: кризис и его последствия в российском кино». На нем ведущие русские режиссеры и продюсеры расскажут, как они жили в последние месяцы, и сравнят прошлогодние прогнозы с реальной ситуацией. Накануне OPENSPACE.RU провел собственное расследование.

Динамика спроса на пирожки

В октябре прошлого года русские режиссеры, как и многие из нас, лихорадочно меняли рубли на доллары и евро. Общая картина представлялась недвусмысленно пессимистичной: предрекали остановку и чуть ли не гибель всех проектов, лишенных господдержки, — кроме одного-двух самых стойких, инвесторы которых денег не считают. Высказывалась, впрочем, и встречная, несколько идеалистическая мысль — что кризис поможет сбросить балласт, а «действительно талантливые» и «по-настоящему сильные» проекты останутся.

Что же мы имеем год спустя? Ситора Алиева, программный директор фестиваля «Кинотавр» (на котором в этот раз показывали картины с «докризисными» бюджетами), считает, что принципиально ситуация не изменилась: «Те, для кого кино — жизнь, работают и будут работать. Ну а те, кто пришел в киноиндустрию недавно с большими деньгами и большими надеждами, разочаровавшись, исчезли или исчезнут. Фильмы по-прежнему снимают, хотя их будет меньше в этом году».

Фильмы действительно снимают. Осенью 2008-го большинство студий на «Мосфильме» обезлюдело, а бабушка, живущая на доходы от продажи пирожков, не могла продать ни одной партии. Но застой закончился достаточно быстро — уже в начале зимы сотрудники многочисленных кинокомпаний, арендующих площади бывшей советской кинофабрики, рапортовали о том, что жизнь бурлит и кризис никто не поминает. За пределами «Мосфильма» все тоже задвигалось, так или иначе входя в определенный (не всегда прежний) ритм.

«Наша компания стала более скрупулезно подходить к выбору запускаемых проектов, — говорит глава студии «Коктебель» Роман Борисевич, продюсер трех из двенадцати конкурсных фильмов прошлого «Кинотавра». — Мы серьезно начали сокращать производственные бюджеты. Одним словом, кризис привел нас в чувство и опустил на землю, что крайне полезно. Мы всерьез задумались о смещении акцента в сторону коммерческого продукта». Понятно, что радикально менять режиссеров и генеральный курс и производить что-то неглубокое и массовое компании вроде «Коктебеля» вряд ли начнут — скорее просто адаптируют свой фирменный продукт к интересам более широкой аудитории.

Слон и Высоцкий в CGI

Но кроме меняющих тактику небольших артхаусных компаний, о широкой аудитории всегда есть кому позаботиться. Ходят слухи, что сейчас в запуске тридцать с лишним романтических комедий, вроде недавно вышедших «М+Ж» и «О, счастливчик!». Слухам этим нет оснований не верить — в тяжелые времена экономически правильно снимать что-то легкое, веселое, позитивное. На площадке «Любови-моркови — 3» продолжаются утомительные приключения героев Куценко и Орбакайте. На студии СТВ, которую прежде трудно было заподозрить в симпатии к легким жанрам, запускают сразу две комедии: буквально на днях Гука Омарова отправилась в Крым на площадку «Дочери якудзы», а дебютант Богдан Дробязко снимает в Москве «Клан лысых холмов» с Юрием Чурсиным и Иваном Охлобыстиным.

Еще один, помимо комедий, коммерчески перспективный жанр — фильмы по известным бестселлерам. Прямо сейчас вовсю идет работа над экранизацией романа Минаева «ДухLess», экранируют неизданный автобиографический роман Сергея Мавроди «Пирамида». На досъемках «Поколения Пи» (картина по роману Пелевина начала свое путешествие к зрителю еще в 2004-м году) используется столько света, сколько не арендовали на одиночный проект уже лет десять (а значит, продюсеры могут себе это позволить!).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Sea_Gull· 2009-10-16 14:02:42
    так "Пирамиду" уже не снимают - Волошин отказался от идеи, и артисты вместе с ним.
  • cosmicthing· 2009-10-16 19:27:02
    снимают еще как http://www.openspace.ru/news/details/12143/. на Волошине свет клином не сошелся же
Все новости ›