Миндадзе – единственный отечественный кинематографист, одновременно относящийся и к «новой русской волне», и к позднесоветскому кинематографу.

Оцените материал

Просмотров: 23244

«В субботу»

Мария Кувшинова · 17/02/2011
Александр Миндадзе – уже больше, чем драматург, и больше, чем режиссер

Имена:  Александр Миндадзе · Вадим Абдрашитов · Олег Муту

©  Internationale Filmfestspiele Berlin

Кадр из фильма «В субботу»

Кадр из фильма «В субботу»

На этой неделе в конкурсе Берлинского кинофестиваля показали фильм Александра Миндадзе «В субботу» — совместное производство России, Германии и Украины.

Когда в 2007 году Александр Миндадзе показал в конкурсе «Кинотавра» свою первую режиссерскую работу «Отрыв», многие полушутя предрекали ему приз за лучший дебют. Приза он, разумеется, не получил, но сейчас, после второй картины — показанного в конкурсе Берлинского кинофестиваля фильма «В субботу», — окончательно стало понятно, что такого дебютанта не было и, похоже, уже не будет в новейшем русском кино.

У нас появился не просто интересный новый режиссер — сегодня Миндадзе стал символической фигурой, заполняющей зияющий временной провал. Авторы старшего поколения в большинстве своем не смогли приспособиться к новым условиям, перестроечные дебютанты за редким исключением сорвались с обрыва в пустоту, и только десять лет назад на выжженной земле стали появляться робкие ростки, плоды разрушенной экосистемы национального кинематографа.

Миндадзе — единственный отечественный кинематографист, одновременно относящийся и к «новой русской волне», и к позднесоветскому кинематографу. Пересматривая сейчас его совместные с Абдрашитовым фильмы, поражаешься, насколько их видение совпадет с коллективной памятью о последних передперестроечных годах. В них — весь тогдашний серединный мир, в котором бродят бесплотные тени, выкликивая обращенные в пустоту позывные: «Карабин!», «Кустанай!», «Армавир!».

©  Internationale Filmfestspiele Berlin

Кадр из фильма «В субботу»

Кадр из фильма «В субботу»

Сам Миндадзе утверждал, что желание стать режиссером вызревало в нем постепенно. Но достаточно сравнить две его самостоятельные картины с «Магнитными бурями» (последней совместной работой с Абдрашитовым), чтобы понять, почему распался союз, существовавший с 1976 года. Если мысленно переснять открывающую сцену «Магнитных бурь», побоище двух группировок рабочих на мосту, в нарочито сумбурной стилистике «Отрыва» и «В субботу», становится понятно, что привычные планы Абдрашитова (статично — сверху и сбоку; камера находится в гуще драки, но кажется там посторонним объектом) не совпадают ни со стремительными текстами Миндадзе, ни с современными представлениями о ритме в кино.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Afilla· 2011-02-18 21:19:49
    Сценарий был - супер, если фильм его достоин, желаю ему побед и быть увиденным на Родине!
  • strapon3D· 2011-02-21 22:25:22
    вот опять мы про...ли приз на этом берлинале... ( но если серьезно - потрясающий абсолютно фильм, заставляющий задуматься о вещах, о которых мы чаще всего не хотим задумываться, и чернобыль здесь не более, чем повод
Все новости ›