Посетители сравнивали российскую и румынскую медицину – в пользу последней: главному герою почти сразу сделали томографию, и бесплатно, а у нас столько инстанций надо пройти.

Оцените материал

Просмотров: 22374

Почему все-таки надо смотреть

Мария Кувшинова · 06/12/2010
Послесловие к ретроспективе «Румынская новая волна»

Имена:  Корнелиу Порумбою · Кристи Пуйю · Кристиан Мунджиу · Кристиан Немеску · Лучиан Пинтилие · Раду Мунтян

©  Кино без границ

Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

В последний день проведения ретроспективы «Румынская новая волна» два студента возле кассы кинотеатра «Художественный» выбирали сеанс. «Вот это должно быть круто», – сказала девочка, указывая на табло с расписанием. «А почему это круто?» – спросил мальчик не без полемического задора. «Ну, они собрали все румынское кино…» – ответила она, и на этом аргументы закончились.

Они (Музей кино при поддержке румынских культурных институтов и компании «Кино без границ») действительно собрали если не все, то главное, сопроводив неочевидным и напоминающим о том, что происходило задолго до новой волны. Это была идеальная ретроспектива кинематографии, в прошлом десятилетии заявившей о себе несколькими громкими аккордами.

Три года назад кинокритик Антон Долин съездил в Бухарест и написал для российского Empire замечательный репортаж, перечислив главные элементы, из которых сложился феномен. Страшновато-неброская натура, восхищающая западного зрителя. Доступ к западному образованию. Одновременное сильное влияние и европейской, и русской культуры (не только Достоевского и Тарковского, но и, например, Эльдара Рязанова). Отвращение к символизму, пафосу и мессианству старшего поколения. Минимальные бюджеты, обрекающие на реализм, аскезу и формальные поиски.

Внутренние установки молодых румынских режиссеров совпали с магистральным течением мирового (как авторского, так и индустриального) кинематографа: в тени постмодернистских и технологических экспериментов 1990-х вызревал реализм, разом прорвавшийся на экраны после 11 сентября. В числе важных причин можно назвать приход в Румынию голливудского кинопроизводства, резко повысившего профессиональную планку (направление открыл Энтони Мингелла, в начале десятилетия снявший здесь «Холодную гору»).

В Бухаресте Долин обнаружил, что новые румынские авторы на самом деле не складываются в волну – они не дружат (иногда даже враждуют), не формулируют принципов, не издают манифестов (в отличие от предыдущего национального феномена – датской «Догмы»). Однако на международных фестивалях их немедленно начали объединять – не столько по стилистическому, сколько по содержательному принципу. Тематический акцент был очевиден.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • revelateur· 2010-12-06 16:36:39
    отличный текст.
  • ferente· 2010-12-06 18:06:21
    да, хороший текст. спасибо.
  • rolick· 2010-12-06 18:38:06
    смотрел все, кроме "Бумага будет синей". но найти его практически нереально
Читать все комментарии ›
Все новости ›