Достаточно ли ты хорош для «Ча-ча-ча»?

Оцените материал

Просмотров: 32494

Стивен Уиллатс, следопыт социальных отношений

Анастасия Рябова · 16/03/2011
Этот пионер популярного ныне «коллаборативного искусства» еще в начале 70-х годов реализовал проекты в бедных пригородах, в закрытых ночных клубах, в среде токсикоманов. О нем пишет художник АНАСТАСИЯ РЯБОВА

Имена:  Стивен Уиллатс

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Homeostat drawing No 1. 1969

Стивен Уиллатс. Homeostat drawing No 1. 1969

Кто он такой
Стивен Уиллатс (Stephen Willats, р. 1943, Лондон) никогда не был арт-звездой, популярным или скандально известным художником. Он не сенсационен, скорее крайне последователен и сосредоточен. Большинство из своих проектов Уиллатс длит десятилетиями, а многие проекты, запущенные еще в 60-х, развивает по настоящее время. Нельзя сказать, что он маргинал, но держится он несколько в стороне от бурления глобального арт-мира. Это не прихоть сложной судьбы художника на ярмарке тщеславия, а прямое следствие его художественной стратегии. Уиллатса интересуют отношения искусства и общества, когда искусство, понятое как инструмент для производства реальных событий в социальной сфере, приходит в повседневную жизнь обычных людей.

Метод Уиллатса, выпускника курса Роя Эскота в Илингском колледже искусств, — междисциплинарная смесь кибернетики, бихевиоризма, когнитивистики и социологии. Весь этот инструментарий он использует в своих исследовательских проектах, балансирующих на грани науки, искусства и социального активизма. Работы Уиллатса не останавливаются на производстве описаний, дескриптивном анализе тех или иных явлений, они перформативны. Уиллатс нацелен на производство новых явлений в сфере социальных отношений целых групп и в повседневных пространствах жизни отдельных индивидов.

Что он делает
Его главная область — исследовательские проекты, реализованные в сотрудничестве с жителями одного дома или с целыми жилыми районами, пассажирами определенных станций метро, посетителями теннисных клубов, лондонскими ночными тусовщиками или токсикоманами из депрессивных районов, психогеографические прогулки по городу, поездки в пригороды или «когнитивные трипы». Но помимо этого Уиллатс делает графику, объекты и инсталляции, очерчивающие концептуальное поле, в котором будут находить свое основание его исследовательские проекты.

Рисование для него — это метод разработки идей, которые лягут в основу его последующих проектов. Почти каждый большой проект Уиллатса начинается с серии графических работ. Рисунок Уиллатса — постоянная осмысленная практика, а не компромисс с арт-рынком в виде производства сувенирной продукции, напоминающей о том или ином проекте. Уиллатс зачарован диаграммами, схемами и графиками — идеальной формой для воплощения абстрактных понятий из области социальных наук. По сути дела, Уиллатс разыгрывает на плоскости листа «большие маневры» для всех тех моделей, схем и структур, которые выйдут на улицы повседневной реальности в его больших проектах.

Обыденный предметный мир интересует его ничуть не меньше. Как «концептуальный дизайнер», Уиллатс проектирует мебель, делает лампы или исследует отношения монументальности современных жилых многоэтажек с мебелью, которая находится в квартирах их жителей.

С середины 60-х Уиллатс издает DIY-альманах «Контроль». Каждый номер сосредоточен на определенной теме и помимо текстов Уиллатса включает в себя высказывания актуальных художников, теоретиков, ученых. За более чем сорок лет существования этого издания его авторами были, в частности, Марта Рослер, Томас Хиршхорн, Джереми Деллер, Дженни Хольцер, Тони Крэгг, Аниш Капур, Лайам Гиллик, а также многие другие.

Исследования Уиллатса репрезентируются в виде проекций, фотоколлажей, схем и диаграмм, дополненных текстами участников проекта. Весь этот материал Уиллатс собирает на информационных стендах, которые устанавливает в публичных местах «пространства проекта». Многоступенчатые проекты Уиллатса не завершены, пока не возникает замкнутый цикл с обратной связью. Участник проекта, который наполняет его смыслом, должен увидеть результат как зритель, проследить превращение себя из объекта чужого внимания в субъект собственного восприятия и одновременно увидеть логику работы произведения искусства.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Inside an Ocean. 1979

Стивен Уиллатс. Inside an Ocean. 1979

О чем все это
В начале 70-х Уиллатс отчетливо осознает, что сфокусированность современного искусства на материальном объекте не соответствует современному миру и обществу. Уиллатс отказывается от создания привилегированных арт-объектов в пользу развития процессуальных стратегий и стратегий участия, в более широком смысле названных произведениями «социального поворота». Он начинает заниматься «эстетикой взаимоотношений» до появления этого термина в теории Николя Буррио. Уиллатс отдаляется от галерейной системы и иногда отрицает авторство своих проектов, подчеркивая важность участия обычных людей в его практиках. В конце концов, его интересует конструирование события и реакции его участников — обычных людей, далеких от искусства в рутине своей повседневной жизни. Уиллатс создает для зрителей-соучастников пространства встречи с самими собой и своим социальным окружением, взгляд на которое под другим углом, по версии Уиллатса, начало пути к его изменению.

Образовательная, «самоорганизующая» функция искусства, постоянно пропагандируемая Уиллатсом в его работах, текстах и книгах, должна реализоваться в замене или дополнении доминирующего типа восприятия мира пониманием интегрирующего характера отношений между произведениями искусства, зрителем и социальной реальностью.

Кибернетический термин «фидбэк», понятие «обратной связи» принципиально для Уиллатса. Вместе с «искусством» и «обществом» он составляет триаду, которой можно исчерпывающе и лаконично, в духе уиллатсовских диаграмм, описать его художественную программу.

Часто Уиллатса называют в числе пионеров коллаборативного искусства взаимодействия и адресуют ему весь массив небезосновательной критики подобных художественных практик. Из работ Уиллатса невозможно изъять шестидесятнический пафос социальной утопии: искусство как программа изменения общества через соучастие. Он может упускать откровенно политический или экономический аспект тех ситуаций и сред, которые он исследует. Но это не результат непродуманности или непонимания, а следствие сосредоточенности Уиллатса на человеке и его экзистенциальных переживаниях в момент столкновения с комплексными и неоднозначными процессами в современном мире с середины прошлого века и до сего дня.


Главные работы

«Социальный проект для Западного Лондона» (The West London Social Resource Project, 1972—1973)

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Социальный проект для Западного Лондона. 1972

Стивен Уиллатс. Социальный проект для Западного Лондона. 1972

«Пространством проекта» на шесть недель становятся четыре района Западного Лондона. Населенные людьми с разным достатком, различающиеся условиями жизни и местной инфраструктуры, эти районы не граничат друг с другом и, как острова, со всех сторон окружены заросшими сорной травой пустошами. Жителям каждого из районов предлагается поучаствовать в проекте. На первом этапе они получают буклеты «Западный Лондон — руководство» (West London Manual), содержащие фотографии объектов социальной инфраструктуры их района: домов, улиц, магазинов, дворов, заборов, детских площадок. Участников просят сформулировать и записать в буклет свои ощущения, ассоциации и мысли по поводу каждого конкретного объекта, фотографии или социальной среды района в целом. Помимо публичных пространств их просят обратить внимание на свой дом, квартиру или комнату. «Нарисовать, описать, составить план того, что стоит у вас на каминной полке», находится в гостиной, в саду или на заднем дворе. Все материалы опроса собираются и размещаются в «Открытом реестре» (Public Register) — информационные стенды, установленные в библиотеках в каждом районе, — давая возможность местным жителям ознакомиться с ответами участников и попытаться соотнести их со своими собственными ощущениями. На следующем этапе участники получают буклет «Перепланировка» (Re-modelling Book), в котором они, ничем не ограничивая свою фантазию, предлагают варианты «перепланировки», изменения приватного пространства своих домов и публичного пространства их района так, чтобы оно отвечало нуждам их самих и их соседей. Буклеты копируются и дополняют уже существующие презентации в местных библиотеках. На данном этапе Уиллатс снабжает их урнами для голосования за те или иные модели преобразований. На заключительной стадии набравшие наибольшее количество голосов проекты собираются в книгу «Финальных моделей» (Final Models).

Одновременно Уиллатс организовал Центр бихевиористского искусства в пространстве лондонской галереи, где фиксировал всю динамику проекта в форме инсталляции «Открытый монитор» (Public Monitor). Ретранслируя дайджест документации проекта «вторичной аудитории» — посетителям галереи, не являющимся участниками проекта, или жителями районов, где он разворачивался.

«Социальный проект для Западного Лондона» — первый масштабный, длящийся во времени и полностью реализованный Уиллатсом проект. В дальнейшем он неоднократно будет возвращаться к теме современных урбанизированных пространств и сотрудничать с жителями домов, кварталов или целых жилых районов.

«Метафильтр» (Meta Filter, 1973—1975)

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Метафильтр. 1973 -1975

Стивен Уиллатс. Метафильтр. 1973 -1975

Метафильтр — это интерактивный симулятор, интерфейс, организующий и модерирующий коммуникацию двух участников. Метафильтр представляет собой систему из двух мониторов, снабженных устройствами ввода информации и справочными материалами, выстроенную таким образом, чтобы участники сидели напротив друг друга, но не видели своего собеседника.

Для того чтобы поучаствовать в проекте, нужно подать заявку на одну из двух каждодневных сессий. «Операторы» (термин C. Уиллатса) — два человека, незнакомые друг другу, — должны прийти к согласию в ответах на вопросы, касающиеся показываемых им метафильтром изображений.

Оба оператора одновременно видят фотографии людей (одного или нескольких). На снимках изображены женщины в различной обстановке, демонстрирующие фотографу те или иные жесты, сопровождающие коммуникацию. Далее каждый оператор выбирает слово или фразу из предложенного списка — тезаурус около 1000 слов — для описания эмоциональной и социальной динамики, которую они видят на фотографии. Как только операторы делают выбор, они вводят номер слова или фразы при помощи клавиатуры, таким образом вписывая свои ответы в Книгу проблем (Problem Book). Собеседник может видеть номер, который ввел другой оператор на своем дисплее. Оба участника вступают в отношения с метафильтром, и каждый — друг с другом с целью прийти к согласию в их впечатлениях от увиденного изображения. Метафильтр поддерживает процесс, в котором двое участников проходят через понимание восприятий друг друга, работая вместе ради поиска согласия.

©  Стивен Уиллатс / «Art Society Feedback», 2010

Стивен Уиллатс. Метафильтр. Образец Листа Проблем. 1973-1975

Стивен Уиллатс. Метафильтр. Образец Листа Проблем. 1973-1975

Двенадцать групп изображений определяются выбором оператора. По ходу взаимодействия с метафильтром наборы изображений изменяются в зависимости от выбора, сделанного участниками. Если они не могут прийти к согласию в рамках одного набора, компьютер предлагает другой. После сессии хроника взаимодействий с метафильтром распечатывалась и дополняла экспозицию, документирующую процесс принятия решений. Испытывая азарт при угадывании чужих восприятий, участники проекта отправлялись в опосредованный метафильтром «когнитивный трип».
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›