Этот пионер популярного ныне «коллаборативного искусства» еще в начале 70-х годов реализовал проекты в бедных пригородах, в закрытых ночных клубах, в среде токсикоманов. О нем пишет художник АНАСТАСИЯ РЯБОВА
Кто он такойСтивен Уиллатс (Stephen Willats, р. 1943, Лондон) никогда не был арт-звездой, популярным или скандально известным художником. Он не сенсационен, скорее крайне последователен и сосредоточен.
Читать!
Метод Уиллатса, выпускника курса Роя Эскота в Илингском колледже искусств, — междисциплинарная смесь кибернетики, бихевиоризма, когнитивистики и социологии. Весь этот инструментарий он использует в своих исследовательских проектах, балансирующих на грани науки, искусства и социального активизма. Работы Уиллатса не останавливаются на производстве описаний, дескриптивном анализе тех или иных явлений, они перформативны. Уиллатс нацелен на производство новых явлений в сфере социальных отношений целых групп и в повседневных пространствах жизни отдельных индивидов.
Что он делает
Его главная область — исследовательские проекты, реализованные в сотрудничестве с жителями одного дома или с целыми жилыми районами, пассажирами определенных станций метро, посетителями теннисных клубов, лондонскими ночными тусовщиками или токсикоманами из депрессивных районов, психогеографические прогулки по городу, поездки в пригороды или «когнитивные трипы». Но помимо этого Уиллатс делает графику, объекты и инсталляции, очерчивающие концептуальное поле, в котором будут находить свое основание его исследовательские проекты.
Рисование для него — это метод разработки идей, которые лягут в основу его последующих проектов. Почти каждый большой проект Уиллатса начинается с серии графических работ. Рисунок Уиллатса — постоянная осмысленная практика, а не компромисс с арт-рынком в виде производства сувенирной продукции, напоминающей о том или ином проекте. Уиллатс зачарован диаграммами, схемами и графиками — идеальной формой для воплощения абстрактных понятий из области социальных наук. По сути дела, Уиллатс разыгрывает на плоскости листа «большие маневры» для всех тех моделей, схем и структур, которые выйдут на улицы повседневной реальности в его больших проектах.
Обыденный предметный мир интересует его ничуть не меньше. Как «концептуальный дизайнер», Уиллатс проектирует мебель, делает лампы или исследует отношения монументальности современных жилых многоэтажек с мебелью, которая находится в квартирах их жителей.
С середины 60-х Уиллатс издает DIY-альманах «Контроль». Каждый номер сосредоточен на определенной теме и помимо текстов Уиллатса включает в себя высказывания актуальных художников, теоретиков, ученых. За более чем сорок лет существования этого издания его авторами были, в частности, Марта Рослер, Томас Хиршхорн, Джереми Деллер, Дженни Хольцер, Тони Крэгг, Аниш Капур, Лайам Гиллик, а также многие другие.
Исследования Уиллатса репрезентируются в виде проекций, фотоколлажей, схем и диаграмм, дополненных текстами участников проекта. Весь этот материал Уиллатс собирает на информационных стендах, которые устанавливает в публичных местах «пространства проекта». Многоступенчатые проекты Уиллатса не завершены, пока не возникает замкнутый цикл с обратной связью. Участник проекта, который наполняет его смыслом, должен увидеть результат как зритель, проследить превращение себя из объекта чужого внимания в субъект собственного восприятия и одновременно увидеть логику работы произведения искусства.
О чем все это
В начале 70-х Уиллатс отчетливо осознает, что сфокусированность современного искусства на материальном объекте не соответствует современному миру и обществу. Уиллатс отказывается от создания привилегированных арт-объектов в пользу развития процессуальных стратегий и стратегий участия, в более широком смысле названных произведениями «социального поворота». Он начинает заниматься «эстетикой взаимоотношений» до появления этого термина в теории Николя Буррио. Уиллатс отдаляется от галерейной системы и иногда отрицает авторство своих проектов, подчеркивая важность участия обычных людей в его практиках. В конце концов, его интересует конструирование события и реакции его участников — обычных людей, далеких от искусства в рутине своей повседневной жизни. Уиллатс создает для зрителей-соучастников пространства встречи с самими собой и своим социальным окружением, взгляд на которое под другим углом, по версии Уиллатса, начало пути к его изменению.
Образовательная, «самоорганизующая» функция искусства, постоянно пропагандируемая Уиллатсом в его работах, текстах и книгах, должна реализоваться в замене или дополнении доминирующего типа восприятия мира пониманием интегрирующего характера отношений между произведениями искусства, зрителем и социальной реальностью.
Кибернетический термин «фидбэк», понятие «обратной связи» принципиально для Уиллатса. Вместе с «искусством» и «обществом» он составляет триаду, которой можно исчерпывающе и лаконично, в духе уиллатсовских диаграмм, описать его художественную программу.
Часто Уиллатса называют в числе пионеров коллаборативного искусства взаимодействия и адресуют ему весь массив небезосновательной критики подобных художественных практик. Из работ Уиллатса невозможно изъять шестидесятнический пафос социальной утопии: искусство как программа изменения общества через соучастие. Он может упускать откровенно политический или экономический аспект тех ситуаций и сред, которые он исследует. Но это не результат непродуманности или непонимания, а следствие сосредоточенности Уиллатса на человеке и его экзистенциальных переживаниях в момент столкновения с комплексными и неоднозначными процессами в современном мире с середины прошлого века и до сего дня.
Главные работы
«Социальный проект для Западного Лондона» (The West London Social Resource Project, 1972—1973)
«Пространством проекта» на шесть недель становятся четыре района Западного Лондона. Населенные людьми с разным достатком, различающиеся условиями жизни и местной инфраструктуры, эти районы не граничат друг с другом и, как острова, со всех сторон окружены заросшими сорной травой пустошами. Жителям каждого из районов предлагается поучаствовать в проекте. На первом этапе они получают буклеты «Западный Лондон — руководство» (West London Manual), содержащие фотографии объектов социальной инфраструктуры их района: домов, улиц, магазинов, дворов, заборов, детских площадок. Участников просят сформулировать и записать в буклет свои ощущения, ассоциации и мысли по поводу каждого конкретного объекта, фотографии или социальной среды района в целом. Помимо публичных пространств их просят обратить внимание на свой дом, квартиру или комнату. «Нарисовать, описать, составить план того, что стоит у вас на каминной полке», находится в гостиной, в саду или на заднем дворе. Все материалы опроса собираются и размещаются в «Открытом реестре» (Public Register) — информационные стенды, установленные в библиотеках в каждом районе, — давая возможность местным жителям ознакомиться с ответами участников и попытаться соотнести их со своими собственными ощущениями. На следующем этапе участники получают буклет «Перепланировка» (Re-modelling Book), в котором они, ничем не ограничивая свою фантазию, предлагают варианты «перепланировки», изменения приватного пространства своих домов и публичного пространства их района так, чтобы оно отвечало нуждам их самих и их соседей. Буклеты копируются и дополняют уже существующие презентации в местных библиотеках. На данном этапе Уиллатс снабжает их урнами для голосования за те или иные модели преобразований. На заключительной стадии набравшие наибольшее количество голосов проекты собираются в книгу «Финальных моделей» (Final Models).
Одновременно Уиллатс организовал Центр бихевиористского искусства в пространстве лондонской галереи, где фиксировал всю динамику проекта в форме инсталляции «Открытый монитор» (Public Monitor). Ретранслируя дайджест документации проекта «вторичной аудитории» — посетителям галереи, не являющимся участниками проекта, или жителями районов, где он разворачивался.
«Социальный проект для Западного Лондона» — первый масштабный, длящийся во времени и полностью реализованный Уиллатсом проект. В дальнейшем он неоднократно будет возвращаться к теме современных урбанизированных пространств и сотрудничать с жителями домов, кварталов или целых жилых районов.
«Метафильтр» (Meta Filter, 1973—1975)
Метафильтр — это интерактивный симулятор, интерфейс, организующий и модерирующий коммуникацию двух участников. Метафильтр представляет собой систему из двух мониторов, снабженных устройствами ввода информации и справочными материалами, выстроенную таким образом, чтобы участники сидели напротив друг друга, но не видели своего собеседника.
Для того чтобы поучаствовать в проекте, нужно подать заявку на одну из двух каждодневных сессий. «Операторы» (термин C. Уиллатса) — два человека, незнакомые друг другу, — должны прийти к согласию в ответах на вопросы, касающиеся показываемых им метафильтром изображений.
Оба оператора одновременно видят фотографии людей (одного или нескольких). На снимках изображены женщины в различной обстановке, демонстрирующие фотографу те или иные жесты, сопровождающие коммуникацию. Далее каждый оператор выбирает слово или фразу из предложенного списка — тезаурус около 1000 слов — для описания эмоциональной и социальной динамики, которую они видят на фотографии. Как только операторы делают выбор, они вводят номер слова или фразы при помощи клавиатуры, таким образом вписывая свои ответы в Книгу проблем (Problem Book). Собеседник может видеть номер, который ввел другой оператор на своем дисплее. Оба участника вступают в отношения с метафильтром, и каждый — друг с другом с целью прийти к согласию в их впечатлениях от увиденного изображения. Метафильтр поддерживает процесс, в котором двое участников проходят через понимание восприятий друг друга, работая вместе ради поиска согласия.
Двенадцать групп изображений определяются выбором оператора. По ходу взаимодействия с метафильтром наборы изображений изменяются в зависимости от выбора, сделанного участниками. Если они не могут прийти к согласию в рамках одного набора, компьютер предлагает другой. После сессии хроника взаимодействий с метафильтром распечатывалась и дополняла экспозицию, документирующую процесс принятия решений. Испытывая азарт при угадывании чужих восприятий, участники проекта отправлялись в опосредованный метафильтром «когнитивный трип».
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444111
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340538
- 3. Норильск. Май 1268374
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897648
- 5. Закоротило 822061
- 6. Не может прожить без ирисок 781822
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758361
- 8. Коблы и малолетки 740763
- 9. Затворник. Но пятипалый 470920
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402859
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370322
- 12. Винтаж на Болотной 343196