Оцените материал

Просмотров: 51003

Джереми Деллер и его художественные разговоры с людьми

Елена Яичникова · 14/07/2009
Он заставил духовой оркестр играть эйсид, рабочих — повторить старую забастовку, а солдат — говорить об Ираке. Но он прежде всего художник

Имена:  Джереми Деллер

©  Karl Schoendorfer / Rex Features / Fotobank

Джереми Деллер на фоне своей работы «История мира»

Джереми Деллер на фоне своей работы «История мира»

Кто он такой

Широкая публика узнала британского художника Джереми Деллера в 2004 году, когда он стал обладателем премии Тернера за видеоработу «Корзина памяти» (Memory Bucket, 2003). На тот момент он был самым молодым (Деллер родился в 1966 году) и наименее известным (поскольку предпочитает держаться в стороне от модных кругов) художником из всех претендентов. Председатель жюри и директор Tate Britain Николас Серота отметил, что работа Деллера отражает сегодняшние «времена крутых политических перемен», а сам художник поблагодарил своего учителя рисования, который когда-то не допустил его к экзамену, посчитав, что его способности того не заслуживают. «Если бы я тогда сдал тот экзамен, кто знает, оказался бы я здесь? Поэтому решение учителя было верным», — произнес Деллер с трибуны. Высшее образование художник получил в области классической истории искусств в Институте искусства Курто, специализируясь на периоде барокко, и в Университете Сассекса. Учитывая полученное художником образование, неудивительно, что основным инструментом творчества Деллера, который описывает себя как «человека, не обладающего художественными умениями», стало исследование.

Что он делает

В активе Деллера около двадцати проектов. За каждым из них лежит работа по сбору материала, целенаправленная или осуществляемая по мере естественного наблюдения за интересующими его явлениями, что в любом случае требует времени. Собранный материал становится основой художественных проектов, которые принимает различные формы, — видео и фото, перформансы, скульптуры в публичном пространстве, инсталляции, кураторские проекты, афиши и книги. При этом работы Деллера — это не демонстрация «книжного знания»: исследования художника основаны на наблюдении за реальной жизнью в большей степени, чем на архивных разысканиях. Деллеру не свойственен образ отстраненного интеллектуала, скорее наоборот — он говорит только о том, что любит и что его волнует, а в число подобных сюжетов входят такие разнообразные явления, как социально-политическая история, современная музыка и летучие мыши.

©  Sipa Press / Fotobank

Джереми Деллер (справа) с участниками своего проекта Фольклорный архив, механическим слоном и его хозяином, у входа в Пале-де-Токио, 2008

Джереми Деллер (справа) с участниками своего проекта Фольклорный архив, механическим слоном и его хозяином, у входа в Пале-де-Токио, 2008

Творчество Деллера отличают свобода и изобретательность в обхождении с материалом, которые приводят к любопытным находкам в области художественной формы. Одна из самых известных работ Деллера — это инсценировка исторического события, другая — коллекция артефактов британской народной культуры. Кажется, что Деллер не слишком скован ни традицией, ни условными рамками современного искусства, если таковые вообще имеются, ни одержимостью коммерческим успехом или славой, что в конечном итоге позволяет ему делать по-настоящему искренние и новаторские проекты. В этом смысле, возвращаясь к памятной премии Тернера, можно согласиться с художником Грейсоном Перри, который назвал Деллера «самым творческим художником» из всех претендентов. В отличие, к примеру, от «молодых британских художников» Деллер не стремится к публичной огласке любыми средствами и в тех видео, которые можно увидеть в интернете, производит впечатление скорее скромного человека, которому действительно не все равно, что происходит в мире, что делать и о чем говорить.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›