Самое неприятное на московских театральных фестивалях – хамское поведение самих театралов
Мы много писали в нашем разделе о публике. Пришла пора написать и о публике фестивальной. Это ведь совершенно особый подвид зрительской аудитории — так сказать, передовая ее часть. Так вот, интересно сравнить эту «передовую часть» у нас и в других традиционно фестивальных городах мира. Ведь Москва по количеству фестивалей уже не просто догнала все европейские столицы, а оставила их далеко позади.Первое, что бросается в глаза: наша фестивальная публика крайне привередлива и до безобразия нетерпелива.
Читать!
Конечно, люди уходят из театра после первого действия и в традиционно фестивальных Вене, Авиньоне, Белграде. Но чтобы уходили десятками, оставляя в зале зияющие дыры… Для БИТЕФа или Wiener Festwochen это нечто из ряда вон выходящее, почти скандал. Для нас — дело в высшей степени привычное.
На спектакле «Чайка» Кристиана Смедса, показанного в рамках фестиваля «Сезон Станиславского», одна из актрис, которой режиссер поручил беседовать с аудиторией в антракте, глядя в начале второго действия на опустевшие полтора ряда (всего их в этом камерном спектакле было пять), с удивлением вымолвила: «Ой, как вас много ушло!» Причем вымолвила по-русски, поскольку знаменитый финн поставил этот спектакль в эстонском театре, где русский еще многие помнят. Эту же самую эстонскую «Чайку» я смотрела на фестивале в Хельсинки. Не ушел ни один (!) человек…
С другого спектакля того же фестиваля («Кукольный дом» Ли Бруера — мэтра американского авангарда) убегали в антракте так, словно по ходу действия в театр поступило сообщение о заложенной в зале бомбе. Я много слышала об этом спектакле прежде, но видела его впервые. Мне в отличие от многих моих коллег по цеху он показался чрезвычайно интересеным. Несколько провисший конец первого действия с лихвой искупался грандиозным финалом второго, где Нора, предстающая поначалу эдакой куклой Барби, сбрасывала свой маскарад и превращалась… тоже в куклу, но другую, страшную, даже монструозную — не из сказок, а из фэнтези. И ее ничтожного мужа Торвальда, которого, как и всех прочих персонажей мужского пола, играли у Ли Бруера «люди альтернативного роста», становилось вдруг невыносимо жаль. Как он бегал, бедняжка, по залу, крича, словно ребенок, потерявший мать: «Нора! Нора!» До этого трогательного, эффектного, радикально переосмысляющего пьесу Ибсена финала, как минимум, треть зала не досидела.
Читать текст полностью
Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?
-
Нужны не фестивали, а интересные копродукции с лучшими представителями мирового театра26131%
-
Нужно еще больше24829%
-
Все отстойные московские театры давно пора превратить в фестивальные площадки и устроить в столице фестиваль non-stop24529%
-
Вообще не нужно — от них один вред9611%
КомментарииВсего:20
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452198
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343644
- 3. Норильск. Май 1269942
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897949
- 5. Закоротило 822554
- 6. Не может прожить без ирисок 784589
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761700
- 8. Коблы и малолетки 741973
- 9. Затворник. Но пятипалый 473280
- 10. ЖП и крепостное право 408260
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404417
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371601
1. А не забыл ли директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин рассказать известному французскому артисту Реджепу Митровице также и то, что НИГДЕ - ни на афише спектакля, ни на сайте ТЦС, ни где-либо в информации о фестивале моноспектаклей не было ни слова о том, что это будет БЕЗ ПЕРЕВОДА? На французском, моноспектакль, да еще "Дневник"! Продавать билеты и забыть сказать про такую "мелочь"! Очень было стыдно перед артистом за сваливающих посреди спектакля целыми рядами, но и перед зрителями никто из организаторов тоже не посчитал нужным извиниться. Если артист считал, что титры или синхронный перевод будут мешать, то и зритель имел право знать, что моноспектакль "Дневник" будет представлять собой монолог на неизвестном ему языке.
2. Следует принимать во внимание, что в отличие от критиков, видевших привозимые спектакли ранее на фестивалях и уже знающих, что увидят (см., например, случай выше с "Дневником"), или, хотя бы, знающих все, о привозимых именах, "публика" (не все тут обязаны быть профессионалами от театра) вынуждена доверять организаторам. И распространяет на их деятельность свой опыт по поводу того, как многое делается в нашем отчестве. Поэтому, да, если Някрошюс или Лепаж - мало кто уйдет. Даже если не понимает или не нравится. А так - сразу считаем, что опять нам привезли "отстой". И голосуем "ногами".
У нас очень дорогие билеты. Может быть демонстративный уход со спектакля - это способ высказать так свое недовольство? Не являются ли завышенные ожидания следствием неадекватно высоких цен на билеты? (Судя по ценам - ждешь от каждого спектакля именно шедевра из шедевров.) (И, кстати, догадываются ли об этой стороне дела профессионалы от театра? Они же за билеты своих денег не платят!)