Ой, как вас много ушло!

Оцените материал

Просмотров: 14825

Куда уходит зритель?

Марина Давыдова · 04/12/2009
Самое неприятное на московских театральных фестивалях – хамское поведение самих театралов

Имена:  Жозеф Надж · Ли Бруер · Оскарас Коршуновас · Реджеп Митровица

©  Getty Images / Fotobank

Куда уходит зритель?
Мы много писали в нашем разделе о публике. Пришла пора написать и о публике фестивальной. Это ведь совершенно особый подвид зрительской аудитории — так сказать, передовая ее часть. Так вот, интересно сравнить эту «передовую часть» у нас и в других традиционно фестивальных городах мира. Ведь Москва по количеству фестивалей уже не просто догнала все европейские столицы, а оставила их далеко позади.

Первое, что бросается в глаза: наша фестивальная публика крайне привередлива и до безобразия нетерпелива. Она стремится покинуть театр, как только увидит, что происходящее на сцене не вполне оправдало ее ожидания. Самое страшное для любого фестивального директора — привозить в Москву (как, впрочем, и в Петербург) спектакль с антрактом. Такое можно позволить себе только с «апробированными» именами самого первого ряда вроде Някрошюса или Лепажа — впрочем, тоже без стопроцентной надежды на вежливость воспринимающей стороны. Во всех других случаях можно почти не сомневаться, что в антракте начнется массовый исход рафинированных театралов, бормочущих под нос сакраментальное: «Ну, мы всё уже поняли», и менее рафинированных, восклицающих: «Понавезли тут!»

Конечно, люди уходят из театра после первого действия и в традиционно фестивальных Вене, Авиньоне, Белграде. Но чтобы уходили десятками, оставляя в зале зияющие дыры… Для БИТЕФа или Wiener Festwochen это нечто из ряда вон выходящее, почти скандал. Для нас — дело в высшей степени привычное.

На спектакле «Чайка» Кристиана Смедса, показанного в рамках фестиваля «Сезон Станиславского», одна из актрис, которой режиссер поручил беседовать с аудиторией в антракте, глядя в начале второго действия на опустевшие полтора ряда (всего их в этом камерном спектакле было пять), с удивлением вымолвила: «Ой, как вас много ушло!» Причем вымолвила по-русски, поскольку знаменитый финн поставил этот спектакль в эстонском театре, где русский еще многие помнят. Эту же самую эстонскую «Чайку» я смотрела на фестивале в Хельсинки. Не ушел ни один (!) человек…

С другого спектакля того же фестиваля («Кукольный дом» Ли Бруера — мэтра американского авангарда) убегали в антракте так, словно по ходу действия в театр поступило сообщение о заложенной в зале бомбе. Я много слышала об этом спектакле прежде, но видела его впервые. Мне в отличие от многих моих коллег по цеху он показался чрезвычайно интересеным. Несколько провисший конец первого действия с лихвой искупался грандиозным финалом второго, где Нора, предстающая поначалу эдакой куклой Барби, сбрасывала свой маскарад и превращалась… тоже в куклу, но другую, страшную, даже монструозную — не из сказок, а из фэнтези. И ее ничтожного мужа Торвальда, которого, как и всех прочих персонажей мужского пола, играли у Ли Бруера «люди альтернативного роста», становилось вдруг невыносимо жаль. Как он бегал, бедняжка, по залу, крича, словно ребенок, потерявший мать: «Нора! Нора!» До этого трогательного, эффектного, радикально переосмысляющего пьесу Ибсена финала, как минимум, треть зала не досидела.

Читать текст полностью

Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?

  • Нужны не фестивали, а интересные копродукции с лучшими представителями мирового театра
    261
    31%
  • Нужно еще больше
    248
    29%
  • Все отстойные московские театры давно пора превратить в фестивальные площадки и устроить в столице фестиваль non-stop
    245
    29%
  • Вообще не нужно — от них один вред
    96
    11%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:20

  • nastasiafillipovna· 2009-12-04 21:43:28
    Согласна с уважаемой Мариной Давыдовой (кстати, единственный театральный критик к мнению которого я прислушиваюсь) , что политес нынешнего зрителя оставляет желать лучшего. Лишь два небольших замечания по поводу приведенных примеров. Что касается моноспектакля Митровицы, то администрация ТЦ "На Страстном" не профессионально подошла к сложившейся ситуации, не предупредив заранее зрителей,что спектакль идет без перевода. Мне было не приятно от подобного хамства организаторов , и я покинула зал в середине действия. Приношу извинения г-ну Митровице. Спектакли "Гамлет" и "Руммельплац" на фестивале NET я досмотрела (начались они с опозданием полдевятого вечера) и провела ночь на вокзале,опоздав на последнюю электричку . Так может поискать причину в организации подобных мероприятий?
  • KL· 2009-12-05 00:18:50
    В общем согласна. Но два замечания:
    1. А не забыл ли директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин рассказать известному французскому артисту Реджепу Митровице также и то, что НИГДЕ - ни на афише спектакля, ни на сайте ТЦС, ни где-либо в информации о фестивале моноспектаклей не было ни слова о том, что это будет БЕЗ ПЕРЕВОДА? На французском, моноспектакль, да еще "Дневник"! Продавать билеты и забыть сказать про такую "мелочь"! Очень было стыдно перед артистом за сваливающих посреди спектакля целыми рядами, но и перед зрителями никто из организаторов тоже не посчитал нужным извиниться. Если артист считал, что титры или синхронный перевод будут мешать, то и зритель имел право знать, что моноспектакль "Дневник" будет представлять собой монолог на неизвестном ему языке.
    2. Следует принимать во внимание, что в отличие от критиков, видевших привозимые спектакли ранее на фестивалях и уже знающих, что увидят (см., например, случай выше с "Дневником"), или, хотя бы, знающих все, о привозимых именах, "публика" (не все тут обязаны быть профессионалами от театра) вынуждена доверять организаторам. И распространяет на их деятельность свой опыт по поводу того, как многое делается в нашем отчестве. Поэтому, да, если Някрошюс или Лепаж - мало кто уйдет. Даже если не понимает или не нравится. А так - сразу считаем, что опять нам привезли "отстой". И голосуем "ногами".
  • KL· 2009-12-05 00:26:25
    И ее один момент. По фестивалям этой осени.
    У нас очень дорогие билеты. Может быть демонстративный уход со спектакля - это способ высказать так свое недовольство? Не являются ли завышенные ожидания следствием неадекватно высоких цен на билеты? (Судя по ценам - ждешь от каждого спектакля именно шедевра из шедевров.) (И, кстати, догадываются ли об этой стороне дела профессионалы от театра? Они же за билеты своих денег не платят!)
Читать все комментарии ›
Все новости ›