Самое неприятное на московских театральных фестивалях – хамское поведение самих театралов
Мы много писали в нашем разделе о публике. Пришла пора написать и о публике фестивальной. Это ведь совершенно особый подвид зрительской аудитории — так сказать, передовая ее часть. Так вот, интересно сравнить эту «передовую часть» у нас и в других традиционно фестивальных городах мира. Ведь Москва по количеству фестивалей уже не просто догнала все европейские столицы, а оставила их далеко позади.Первое, что бросается в глаза: наша фестивальная публика крайне привередлива и до безобразия нетерпелива.
Читать!
Конечно, люди уходят из театра после первого действия и в традиционно фестивальных Вене, Авиньоне, Белграде. Но чтобы уходили десятками, оставляя в зале зияющие дыры… Для БИТЕФа или Wiener Festwochen это нечто из ряда вон выходящее, почти скандал. Для нас — дело в высшей степени привычное.
На спектакле «Чайка» Кристиана Смедса, показанного в рамках фестиваля «Сезон Станиславского», одна из актрис, которой режиссер поручил беседовать с аудиторией в антракте, глядя в начале второго действия на опустевшие полтора ряда (всего их в этом камерном спектакле было пять), с удивлением вымолвила: «Ой, как вас много ушло!» Причем вымолвила по-русски, поскольку знаменитый финн поставил этот спектакль в эстонском театре, где русский еще многие помнят. Эту же самую эстонскую «Чайку» я смотрела на фестивале в Хельсинки. Не ушел ни один (!) человек…
С другого спектакля того же фестиваля («Кукольный дом» Ли Бруера — мэтра американского авангарда) убегали в антракте так, словно по ходу действия в театр поступило сообщение о заложенной в зале бомбе. Я много слышала об этом спектакле прежде, но видела его впервые. Мне в отличие от многих моих коллег по цеху он показался чрезвычайно интересеным. Несколько провисший конец первого действия с лихвой искупался грандиозным финалом второго, где Нора, предстающая поначалу эдакой куклой Барби, сбрасывала свой маскарад и превращалась… тоже в куклу, но другую, страшную, даже монструозную — не из сказок, а из фэнтези. И ее ничтожного мужа Торвальда, которого, как и всех прочих персонажей мужского пола, играли у Ли Бруера «люди альтернативного роста», становилось вдруг невыносимо жаль. Как он бегал, бедняжка, по залу, крича, словно ребенок, потерявший мать: «Нора! Нора!» До этого трогательного, эффектного, радикально переосмысляющего пьесу Ибсена финала, как минимум, треть зала не досидела.
Читать текст полностью
Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Нужно ли Москве так много театральных фестивалей?
-
Нужны не фестивали, а интересные копродукции с лучшими представителями мирового театра26131%
-
Нужно еще больше24829%
-
Все отстойные московские театры давно пора превратить в фестивальные площадки и устроить в столице фестиваль non-stop24529%
-
Вообще не нужно — от них один вред9611%
КомментарииВсего:20
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454735
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345267
- 3. Норильск. Май 1272589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898839
- 5. Закоротило 823963
- 6. ЖП и крепостное право 818700
- 7. Не может прожить без ирисок 790130
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765552
- 9. Коблы и малолетки 744419
- 10. Затворник. Но пятипалый 477930
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407786
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374075
1. А не забыл ли директор Театрального центра «На Страстном» Михаил Пушкин рассказать известному французскому артисту Реджепу Митровице также и то, что НИГДЕ - ни на афише спектакля, ни на сайте ТЦС, ни где-либо в информации о фестивале моноспектаклей не было ни слова о том, что это будет БЕЗ ПЕРЕВОДА? На французском, моноспектакль, да еще "Дневник"! Продавать билеты и забыть сказать про такую "мелочь"! Очень было стыдно перед артистом за сваливающих посреди спектакля целыми рядами, но и перед зрителями никто из организаторов тоже не посчитал нужным извиниться. Если артист считал, что титры или синхронный перевод будут мешать, то и зритель имел право знать, что моноспектакль "Дневник" будет представлять собой монолог на неизвестном ему языке.
2. Следует принимать во внимание, что в отличие от критиков, видевших привозимые спектакли ранее на фестивалях и уже знающих, что увидят (см., например, случай выше с "Дневником"), или, хотя бы, знающих все, о привозимых именах, "публика" (не все тут обязаны быть профессионалами от театра) вынуждена доверять организаторам. И распространяет на их деятельность свой опыт по поводу того, как многое делается в нашем отчестве. Поэтому, да, если Някрошюс или Лепаж - мало кто уйдет. Даже если не понимает или не нравится. А так - сразу считаем, что опять нам привезли "отстой". И голосуем "ногами".
У нас очень дорогие билеты. Может быть демонстративный уход со спектакля - это способ высказать так свое недовольство? Не являются ли завышенные ожидания следствием неадекватно высоких цен на билеты? (Судя по ценам - ждешь от каждого спектакля именно шедевра из шедевров.) (И, кстати, догадываются ли об этой стороне дела профессионалы от театра? Они же за билеты своих денег не платят!)
И кто, главное, виноват, что вместо запуска русской версии АРТЕ, или какой нибудь действительно общедоступной образовательной штуки, бабки вбухивают в удовлетворение тщеславия бездарных критиков, массово кинувшихся в культурменеджмент?
Радуйтесь, что русская публика букать не научилась.
У нас нет никакой фестивальной публики, потому что фестивали - лишь способ поддержать свое реноме, свой статус "культурнуго" человека. Весь вопрос заключается в том, почему у нас ее нет? Связано ли это с общей размытостью культурного пространства, с отсутсвием четких ориентиров? С пониманием, что хорошо, а что плохо в искусстве. Может быть, объяснение феномена нашей "фестивальной публики" непосредственно сопряжено с причинами полного отторжения современного искусства?
Сергей Москальков.
С другой стороны, почему зритель просто ради соблюдения приличий обязан загружать свои мозги тягучим и вязким зрелищем, которое вызывает просто-таки отвращение? С коршунововского Гамлета на моих глазах прямо во время действия ушел Кирилл Серебренников - он тоже не фестивальная публика? Не понимаю, зачем приносить свою психику в жертву условностям якобы приличий , мучиться и терпеть происходящее на сцене? Мне кажется, честная реакция всегда лучше. И режиссер должен понимать, что если уж фестивальная публика уходит со спектакля, на который шла специально и целенаправленно, покупала дорогие билеты заранее - это сигнал. Так что уход зрителей - это честная реакция. А с Някрошюса и Лепажа не уходят вовсе не из-за имен - просто спектакли такого качества, что ты не можешь оторваться, хочется, чтобы это никогда не кончалось.
А спектакль чудесный. За актеров. конечно, обидно, но эгоистично я радуюсь. Позавчера с Триптиха ушли и я пересела с подушки в середину 10 ряда, что в третьем акте очень по-царски, учитывая "потолочный" спецэффект.
Наш народ надо водить на часовой "Июль" или тоже часовой иранский "Метаболик", где зритель и рад бы уйти, да как-то неловко и не найти момент.
Во-первых, театральный зритель отсекается напрочь при цене за билет более 2000 рублей. Арифметика простая - 50 походов в год, да на 2000 (может забросить родные театры и копить на привозные шедевры). Так что, для кого везут от того и терпите.
Во-вторых, публика в Москве и вправду перекормлена театральными зрелищами, учитывая историю. Западные фестивальные тусовки у нас пока не прижились. На три недели дешёвую гостиницу не снимешь, чтоб бродить до утра с собратьями, обсуждая увиденное.
В-третьих, прав народ - надо бы и на околотеатральные вещи внимание обратить. Жизнь изменилась, народ хочет планировать своё личное время. Я имею в виду такие мелочи, как начало спектакля, пресловутую вешалку с которой всё начинается и порядок в зрительном зале, на который устроителям наплевать. Актёры, зачастую, сами пожирают время на аплодисменты себе, затягивая начало. За людей волнуются родственники и не ждут такси с электричками.
В-четвёртых, разве создатели спектакля не заинтересованы в обратной связи со зрителем? Вот они её и получают. В худшем варианте - можно продавать тухлые помидоры в буфете. Многие вернутся с ними дожидаться финала. А что? Режиссёры нас воспитывают со сцены, а мы их из зала. В этом споре может родиться театральная истина. Или попросить г-жу Давыдову на обороте программки поминутно отметить "грани прекрасного" в этом спектакле и установить монитор в буфет. Ведь пр-р Преображенский на "Аиду" тоже только ко второму акту поехал.
Если зрителю, как автору этой обвинительной статьи, пришлось бы хоть когда-нибудь столкнуться с авторами, исполнителями или устроителями этого "авангарда", то он бы никогда не ушёл. Разными глазами смотрим мы на сцену. Вот и вся цена этому обвинительному пафосу.
В ТОЧКУ!!!
Не надо доводить идею "толерантности" до абсурда!