Сто разных людей были выбраны редакцией в надежде обнаружить в стране хоть какие-то авторитеты. Теперь некоторые участники списка, здороваясь, представляются просто: “Такой-то, публичный интеллектуал”

Оцените материал

Просмотров: 90641

Победители. Хроника голосования

23/12/2009
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ, ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ, БОРИС СТРУГАЦКИЙ и другие из первой десятки рейтинга отвечают на вопросы редакции. А также: кто такие ШЕПОВАЛОВ и КРЫЛОВ и как они пришли к победе?

©  РИА Фото, ИТАР-ТАСС, Павел Маркин / ИНТЕРПРЕСС.РУ, wikimedia.org

Победители. Хроника голосования
Как мы и обещали, мы продолжаем серию материалов, посвященных только что закончившемуся и отнявшему последние силы у редакции опросу «Самый влиятельный интеллектуал России». В этом выпуске нам удалось получить комментарии от практически всех людей, вошедших в первую десятку, включая МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО. Кроме того, все интересующиеся могут, наконец, узнать, каким образом рядом со всенародными кумирами оказались люди, которых зовут Даниил Шеповалов и Константин Крылов. Наконец, в «Хронике голосования» редакция подбирает и сортирует некоторые из буквально тысяч пинков и поглаживаний, которые перепали ей за этот месяц. В этом же поучительном материале обсуждается понятие «интеллектуал», выясняется можно ли в принципе доверять интернет-голосованиям, а заодно на конкретных примерах показывается, как действует сетевой флеш-моб. С другой стороны, «Хронику голосования» можно читать как злободневную пьесу, в которой действуют персонажи по имени Даниил Шеповалов, Эдуард Лимонов, Михаил Делягин и Геннадий Зюганов (за сценой). Завтра — следующая порция материалов, на этот раз строго аналитического характера.

Над материалом работали Мария Командная и Александра Зеркалева

КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?
ХРОНИКА ГОЛОСОВАНИЯ


ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ РЕДАКЦИИ

Редакции пока не удалось связаться с победителем голосования писателем Виктором Пелевиным и ученым Сергеем Капицей, который в момент завершения опроса находился и находится за границей. От имени Патриарха Кирилла мы попросили прокомментировать голосование Владимира Вигилянского, пресс-секретаря Патриархии. Остальные кандидаты из первой десятки отозвались на просьбу редакции длинно или коротко ответить на четыре вопроса:

1. Чувствуете ли вы силу своего влияния на окружающих и на «широкие» массы?

2. Накладывает ли это на вас ответственность?

3. Что такое для вас вес собственного слова?

4. Можете ли вы привести пример вашего непосредственного влияния на сознание других людей или на общественное сознание?

Михаил Ходорковский, политик, публицист

©  РИА Фото

Победители. Хроника голосования
Уважаемые коллеги,

Сначала хочу поблагодарить за очень интересную акцию.

Я убежден, что именно интеллектуальная элита формирует из толпы общество, народ. Это налагает на ее представителей огромную личную ответственность.

Главная проблема нашей страны — не дороги, не «нефтяное проклятие», а безответственность элиты, ее атомизированное состояние, ее сервильность. Происходящие общественные процессы — проекция такого состояния большей части «лучших умов».

Скажу откровенно — лишь попав в тюрьму, я по-настоящему ощутил вес своего слова. А скорее — только в тюрьме окончательно сформировались мысли, и неожиданно слово приобрело вес.

Я радуюсь, когда встречаю высказанные мной мысли в чужих статьях и важных документах. В то же время стараюсь сам быть открытым для чужих мнений и идей.

Именно поэтому вопрос авторства, а, значит, и «непосредственного влияния», считаю вредным.

Человек отвечает за каждое сказанное им слово, вне зависимости от того, что послужило источником его позиции.

Именно ответственность за сказанное перед людьми заставляет меня раз за разом перерабатывать тексты, исключая ненужные эмоции, излишне резкие оценки, необдуманные призывы. Но то, во что верю, то, что считаю нужным сказать, — говорю, невзирая на возможные последствия для себя лично.

Так я понимаю свой долг.

Сегодня считаю основной задачей преодоление раздробленности, создание системы общепризнанных этических правил. Как у детей: «что такое хорошо и что такое плохо».

Мы всегда будем спорить, не соглашаться по многим вопросам. Но если мы хотим сохранить страну, создать современное общество, наша задача — выработать, согласовать некий набор общих ценностей и убедить сограждан следовать им вне зависимости от ситуативной выгоды.

А для этого, первая необходимость — самосознание элитой своей ответственности перед страной и преодоление ее крайне раздробленного состояния.

Ваш проект, несомненно, шаг в нужном направлении.

Желаю успехов.

Борис Стругацкий, писатель

©  Павел Маркин / ИНТЕРПРЕСС.РУ

Победители. Хроника голосования
Не чувствую ни малейшего влияния на окружающих людей и тем более на широкие массы. Привести пример моего непосредственного влияния на сознание других людей тоже не берусь. Если такие примеры существуют, пусть их приводят «испытавшие влияние». Считаю ли я свое слово весомым? В некоторых дискуссиях — да. В немногих. Взвешиваю ли я свои слова? Стараюсь взвешивать и, соответственно, «за базар отвечать».

Эдуард Лимонов, писатель, политик

©  РИА Фото

Победители. Хроника голосования
Я же просил меня убрать из этого вашего списка! Я об этом писал в своем ЖЖ, но, видимо, ваше руководство никак на это не отреагировало. Это глупая затея путем арифметики выяснять самого влиятельного интеллектуала России. Я в 94 году создал газету «Лимонка», был ее бессменным редактором, и вокруг меня сплотилось огромное количество интеллектуалов. Это и Захар Прилепин, и Сергей Шаргунов, и Егор Летов, и еще много кто. Я влиятелен был и остаюсь. Тем, что создал своими книгами, своими мыслями. В вашем списке я бы не хотел находиться рядом с Катей Гордон, или с Александром Гордоном, кто там у вас, какая разница. Сегодня телеведущих знают за их остроумные и пошлые шутки, а завтра их не вспомнит никто. Поймите, я не испытываю к ним презрения, просто быть телеведущим не значит быть интеллектуалом. Вы бы еще Аллу Пугачеву в свой список включили.

Мне 66 лет, и я вправе подводить итоги. Никто в России не сделал столько, сколько сделал я. Мое лидерство бесспорно в вашем списке, за меня и голосовать не надо, это вам скажут все сколько-нибудь сведущие люди.

Леонид Парфенов, телеведущий

©  ИТАР-ТАСС

Победители. Хроника голосования
Чувствую ли я силу своего влияния на широкие массы? Нет, конечно. Вообще, человек, который на такой вопрос ответит утвердительно, явно страдает манией величия. Даже звучит смешно, так писали про Ленина в советских учебниках: «влияние на широкие массы».

Константин Крылов, публицист

О номинации я узнал, как обычно, по какой-то кривой ссылке в чужом журнале. Меня, как теперь говорят, улыбнуло, что в списке я шел как «блогер», а всем остальным дали таблички поавантажее. О чем и написал у себя в ЖЖ, после чего благополучно об этом деле забыл.

Потом конкурс стал популярным, и ссылки на него стали появляться в самых неожиданных местах. Кто-то призывал голосовать за кого-то. Я, в конце концов, сходил и тоже проголосовал, честно включив в список и себя: я на себя довольно сильно влияю, хотя и не всегда в лучшую сторону.

Результат меня удивил: честно говоря, я ожидал, что в последние три дня весь список перевернется. То, что этого не случилось, делает честь как порталу OpenSpace, принявшему меры по исключению манипуляций с чьей бы то ни было стороны, так и аудитории Рунета, принимавшей участие в голосовании.

Ну, а теперь ответы на вопросы OpenSpace.

Чувствуете ли вы силу своего влияния на окружающих и на широкие массы?

Какое-то влияние мои слова, наверное, имеют. Но иллюзий по этому поводу я не питаю. Среди всего прочего, я главред apn.ru. Если я в своем блоге ссылаюсь на какую-нибудь статью с ресурса, человек сто по этой ссылке, пожалуй, зайдут. Для сравнения — любая ссылка, скажем, с oper.ru даст тысячный всплеск посещаемости. Что касается влияния долгоиграющего, тут опять же все просто: открываю Яндекс и смотрю статистику по словам и терминам, которые я придумал сам или приложил руку к распространению. Например, одна удачная обзывалка разошлась по сети аж 2840 раз. Думаю, и прочие мои достижения примерно того же масштаба.

Впрочем, и причин к самоуничижению я не вижу. Для того, чтобы иметь серьезное влияние, нужно быть рукоподаваемым в телевизоре или публиковаться стотысячными тиражами. Люди, которые такие вопросы решают, относятся ко мне в стиле «ну, Костя, ну ты, конечно, очень интересный… но ты же понимаешь». Так что мне приходится пулять из рогатки, когда другие шарашат гранатометами. Ничего, мы как-нибудь.

Накладывает ли это на вас ответственность?

Я плохо отношусь как к упражнениям на тему «дискурсивной ответственности» (или «отвечания за базар»), столь любимой в определенных кругах, так и к практике преследований (в том числе судебных) за выражение своих мнений, принятой в Российской Федерации. Это не означает, что ответственности не должно быть, но вот именно здесь и именно сейчас призывать к таковой было бы крайне безответственно.

Что такое для вас вес собственного слова?

Вес слова — если иметь в виду непосредственное убойное действие отдельного высказывания — для меня скорее свойство отрицательное. Самыми весомыми словами в русском языке, как и в любом другом, является матерная брань. Обложи кого-нибудь по матушке, и это подействует. Но из весомых слов ничего путного не построишь. Слова должны быть легкими и прочными.

Можете ли вы привести пример вашего непосредственного влияния на сознание других людей или на общественное сознание?

Пожалуй, самый запоминающийся случай такого рода был со мной в молодости. Однажды я оказался ночью на московской окраине, не вполне трезвый и без копейки денег. Близ старого хлебзавода за мной пристроилась стая собак. У меня не было ни палки, ни камня, так что пришлось их отгонять словами. Не помню, что именно я им говорил, но был очень красноречив. В конце концов, они развернулись и ушли, поджав хвосты и уши, а я добрался до метро и уговорил тетку в будке меня пропустить.

Сейчас я очень жалею, что не запомнил ту свою речь к бродячим псам. Вдруг она и на людей того же склада оказывала бы аналогичное влияние?

Даниил Шеповалов, журналист, блогер

Голосование «Самый влиятельный интеллектуал России», устроенное OpenSpace, было обречено на сетевые вбросы. Ну, это все равно, что положить голую и связанную «Мисс Вселенная» во дворе дома, полностью населенного сексуальными маньяками. Уж кто-нибудь наверняка не пройдет мимо. Упячка (upyachka.ru) в это время лежала в дауне, иначе бы Воены Упячки избрали бы Анатолия Вассермана с зашкаливающим рейтингом, без всяких накруток и злоупотреблений технологиями. Меня удивляет, что никто не номинировал кандидатуру журналиста по образованию и главную звезду new media современности — Илью Мэддисона. Серверы OpenSpace, может быть, и не легли бы, но как минимум 100 тысяч голосов ушло бы за Мэддисона, составив 90-99% голосов.

О том, что меня номинировали на голосование, мне сказал главный редактор портала Peremeny.ru Глеб Давыдов. Я написал об это в ЖЖ и в ВКонтакте, чтобы люди голосовали. Я несколько раз вообще пытался представить, кто такой «влиятельный интеллектуал». Возникала картинка щуплого мужчины с залысиной, в очках в роговой оправе и в трениках, который сидит на прокуренной кухне и пишет вдумчивые аналитические статьи о спасении Отечества в толстые журналы. Я, кстати, прямо сейчас в трениках и пишу этот комментарий на кухне. Так что я интеллектуал, да. Но влиятельный ли? В принципе могу что-нибудь куда-нибудь влить, если очень нужно будет.

Редакция OpenSpace настойчиво попросила меня ответить на несколько серьезных вопросов. Ответы ниже.

OpenSpace: Чувствуете ли вы силу своего влияния на окружающих и на широкие массы?

Даня: Нет.

OpenSpace: Накладывает ли это на вас ответственность?

Даня: То, что я не чувствую влияния? =) Нет, не накладывает.

OpenSpace: Что такое для вас вес собственного слова?

Даня: Не вес, а объем — в тысячах символов. Для меня объем очень важен. Все свои тексты я перечитываю много раз в экстазе самолюбования.

OpenSpace: Можете ли вы привести пример вашего непосредственного влияния на сознание других людей или на общественное сознание?

Даня: Один пацан перестал пить энергетики и купил игровую приставку, потому что я ему посоветовал.

Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

К опросам Церковь относится нейтрально. Опрос опросу рознь. Дело в том, что это не всегда четко выверенная вещь. Конечно, для социологов все опросы очень важны, да и ученых и просто интеллектуалов в нашей стране не так много. То, что в ваш опрос попал Патриарх Кирилл, отражает его объективность. Патриарх — это, действительно, человек думающий. Для нас важно, что он попал в когорту самых влиятельных интеллектуалов России.

Александр Гордон, телеведущий

©  РИА Фото

Победители. Хроника голосования
Я не чувствую, что я могу на что-то влиять, в том числе на общественное мнение. Любой конкурс такого рода — идиотизм, и ваш в том числе. Потому что у любого такого конкурса неверная посылка и непонятно кто голосует. Самый влиятельный интеллектуал в нашей стране — это Владимир Владимирович Путин. Потому что он занимается интеллектуальным трудом и третий в списке самых влиятельных людей в мире по версии журнала Forbes.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • stikh· 2009-12-24 00:19:51
    классно. давайте изберем теперь самых тупых
  • stikh· 2009-12-24 00:20:27
    тупых интеллектуалов, имеется в виду
  • stop111· 2009-12-24 14:29:25
    Лимонов отжёг :D
Читать все комментарии ›
Все новости ›