Мы все — даже те, кто считают себя совершенно свободными, – давно уже разложены по полочкам с присвоенным нам штрих-кодом
На прошлой неделе я посетил концерт группы Slipknot. Предвидя возмущение почтенной публики, поясню, что оказался на нем случайно. Просто один мой друг передвигается на коляске и очень любит «альтернативу». Он-то и уговорил меня сопровождать его на концерте. Теперь я ему за это даже благодарен. У меня было время о многом подумать, наблюдая с трибун «Олимпийского» за музыкантами и их беснующимися поклонниками. Жаль только, во время концерта нельзя было нажать на кнопку «mute». В тишине изучать происходящее было бы комфортнее.Поблядуем, и домой
Slipknot выступают в масках и выглядят как персонажи подросткового хоррора. Сразу видно, что они разочарованы в жизни и не могут мириться со злом на Земле. Подчеркивается это с помощью слова «фак», которое действует на публику как магическое заклинание: достаточно его произнести, чтобы толпа начала визжать и прыгать от восторга. Речь вокалиста звучит примерно так: «Привет, факинг Москва! Мы рады вас видеть на нашем факинг концерте в этом факинг зале! За этими факинг стенами факинг мир сошел с ума, пойте вместе с нами эту факинг песню, вы, крэйзи факерс!»
Slipknot считаются одними из лидеров в так называемой альтернативной музыке. Хотя вряд ли кто-нибудь сможет объяснить, в чем именно заключается их альтернативность. Никакой сформулированной идеи у Slipknot нет. В этой невнятности послания, возможно, и кроется секрет коммерческого успеха «альтернативы». Группы вроде Slipknot торгуют иллюзией протеста. Купив билет на их шоу, подросток вроде как круто противопоставляет себя серой массе, но стоит концерту закончиться, как он благополучно сливается с ней обратно. Вспоминается анекдот про котенка, которого взрослые коты позвали ночью на блядки. В назначенное время он приходит на крышу, но тут начинается гроза, коты разбегаются, продрогший котенок прячется за трубу и думает: «Вот еще часочек поблядую — и домой!» Если слово «блядки» заменить на слово «бунт», получится точное описание того, что происходило на концерте в «Олимпийском».
Кооптация с особым цинизмом
На самом деле «альтернатива» как осмысленная оппозиция мейнстриму закончилась вместе с жизнью Курта Кобейна. Судьба сыграла над бунтарем злую шутку: презиравший массовую культуру музыкант стал ее героем. Когда третий альбом «Нирваны» возглавил мировые хит-парады, Кобейн впал в затяжную депрессию, закончившуюся выстрелом из ружья в голову. Все, что было потом, — это деградация идеи субкультурного бунта до уровня Slipknot и совсем уже беззубых «эмо», размазывающих в знак протеста сопли.
Механизм этого процесса вскрыт в книге канадцев Джозефа Хиза и Эндрю Поттера «Бунт на продажу». Подсказка дана в подзаголовке европейского издания книги: «Как контркультура создает культуру потребления». Это инквизиция отправляла инакомыслящих на костер. Капитализм действует намного изощреннее: он «присваивает контркультурные символы, лишает их смысла и превращает в товар». Социологи назвали это «кооптацией». Портрет Че Гевары на нижнем белье — это насильственная кооптация. Уильям Берроуз в рекламе Nike — кооптация добровольная. Башня Третьего Интернационала на крыше кондоминиума «Патриарх» в центре Москвы — кооптация с особым цинизмом.
Человек из IKEA
Первым движением нон-конформистов, как известно, были хиппи. Они протестовали против обезличенности и самодовольства Америки 50-х. Длинные волосы, сандалии и наркотики должны были подчеркнуть их индивидуальность. В замечательном фильме британского документалиста Адама Кертиса The Century of the self показано, как происходила кооптация первого бунта против системы. После непродолжительной растерянности производители поняли, что нон-конформисты — тоже потребители, просто они хотят покупать товары, которые будут их выделять в мире конформизма. Как сказал глава одной из торговых сетей: «We must conform to the non-conformism». Рынок наводнили непохожие друг на друга вещи, маркетологи изобрели фокус-группы, чтобы оперативно отслеживать предпочтения потребителей, рок-музыка превратилась в модный товар. Бунт подавился жирным куском мяса. Помню, меня настолько впечатлила эта простая констатация фактов, что, когда на следующий день после просмотра фильма я встречался по делам с пиар-менеджером компании ИКЕА, я не удержался и пересказал ей увиденное. Мне казалось, что ИКЕА с ее функциональным разнообразием — это как раз ответ общества потребления на желание масс казаться индивидуальностями.
— Я знаю, о чем вы говорите, - устало сказала пиарщица. Встречу она назначила в кафе Starbucks, недавно открывшемся в «Меге». — Это называется lifestyle marketing. Нас учили, что мир, в котором люди хотят бороться с конформизмом, — это не угроза бизнесу, а потрясающая возможность.
Такого подготовленного ответа я не ожидал. Меня, правда, сразу насторожило, что пиарщица, заказывая «латте», сделала ударение на первый слог. Так говорят только в Италии и на родине Starbucks. Но все равно я не думал, что вещи, показавшиеся мне откровением, давно уже стали азбучной истиной по ту сторону баррикад. С другой стороны, чему, как не этому, учить в американских бизнес-школах, дипломы которых позволяют возглавлять пиар-отделы в представительствах крупных западных компаний.
Мы все — даже те, кто считают себя совершенно свободными, — давно уже разложены по полочкам с присвоенным нам штрих-кодом. Мало того, именно нонконформистское желание выделиться, противопоставить себя продажному миру мейнстрима и заставляет быстрее вращаться механизм конкурентного потребления. Как представитель определенного мировоззрения (а если предположить, что сайт OPENSPACE.RU — это социальная сеть, то, думаю, меня поймут многие), я имманентно нахожусь в оппозиции к массовой культуре, власти, корпорациям, — словом, ко всему, что несколько расплывчато называется «системой» и поддерживается большинством. Речь идет не об открытом противостоянии, а, скорее, о врожденной идиосинкразии ко всему, что тебе пытаются навязать.
Подобная позиция требует своих знаков отличия. Не без усилия над собой перечислю некоторые свои «позиционные» приобретения. Итальянский скутер «Веспа» радовал меня ровно один год, пока следующим летом я не обнаружил, что пол-Москвы разъезжает на ретро-скутерах. То же самое в разное время случилось с автомобилем «Мини», палестинским платком, кедами Converse, поездкой в Камбоджу, книгой No logo (что само по себе — парадокс), альбомом группы «Кровосток» и т.д. Всякий раз, когда какая-либо вещь становилась слишком популярной, появлялось желание от нее отмежеваться, приобретя взамен что-то по-настоящему уникальное и недоступное для широких масс. Но даже если вообще перестать покупать и начать, например, шить одежду из вторсырья, найденного на помойке, то и это, как только у вас станет получаться круто, обязательно будет кооптировано и появится на следующий год в магазине Zara.
С криком «фак»
Капитализм, как Робин Бобин, переварит все. В лучшем случае проглоченное вызовет у него легкую отрыжку. Герберт Маркузе называл это «репрессивной толерантностью». Единственный для бунтаря выход — выйти за легитимные пределы системы, совершив антиобщественный поступок. Ну, или повзрослеть.
Пожалуй, самым последовательным хиппи был Чарльз Мэнсон. Он тоже носил длинные волосы и фенечки, пел под гитару и ратовал за свободу от рамок цивилизации. Просто он пошел дальше, сделав раскольниковский выбор в пользу вседозволенности. Мэнсон расширил границы индивидуальной свободы, за которую так ратовали идеологи нонконформизма, в результате лишившись ее пожизненно. Другим убежденным хиппи был Эбби Хоффман. Всю жизнь он призывал к нарушению норм: глотал ЛСД, писал на лбу матерное слово, блеял козлом в прямом эфире, в общем, вел себя натурально как Петруша Верховенский из «Бесов». Закончил он суицидом, приняв смертельную дозу барбитуратов — что для контркультурного героя немного тривиально. Хоффман не захотел взрослеть — в этом была его личная трагедия.
В отличие от хиппи, панк, давший импульс множеству молодежных субкультур, по-прежнему not dead. Я всегда сочувственно относился к идеям панка, хотя какая-то доля жульничества в нем была изначально. Группу Sex Pistols придумали выпускники арт-колледжа Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. В проекте изначально был заложен эстетический протест — «шоковые ценности», этика панка сформировалась несколько позднее. Стоит ли удивляться, что спустя 30 лет вокалист группы Джонни Лайдон, тряся поредевшим ирокезом, рекламирует по британскому телевидению сливочное масло. Его можно поздравить — он вовремя повзрослел, хотя иногда думаешь, что лучше бы застрелился.
То, как контркультурный протест выродился в погоню за внешней крутизной, остроумно описано Хизом и Поттером в «Бунте на продажу»: «Каждый раз, когда новый символ бунта становится кооптированным системой, бунтари контркультуры вынуждены идти дальше, чтобы доказать свою альтернативность, отмежеваться от презираемых масс. Панки начали с ношения многочисленных колец в ушах. Когда это стало слишком распространенным, они перешли к протыканию носа, затем бровей, языка и пупка. Когда это стали делать школьницы, бунтари переключились на «первобытные» стили — например, используя балинезийские ушные блоки и ампалланг». Если контркультура заканчивается соревнованием в количестве телесных отверстий, прыжками в масках и страшными криками «фак» со сцены, то, выходит, грош ей цена.
Без прикидов
Но можно взрослеть, не превращаясь в Джонни Лайдона. Бывает, что умудренные жизнью бунтари возвращаются к проверенному дедовскому способу, то есть к легальной политической борьбе. Вот, например, мой давний приятель Дмитрий Бахур — в прошлом нацбол, метавший яйца в режиссера Михалкова, — теперь занимается реформаторской деятельностью в духе европейских умеренных левых. Выбив неправительственный грант, он организует по всей стране молодежные органы самоуправления. «Пусть с детства учатся защищать свои гражданские права!» — решительно говорит Бахур. У него на ногах ботинки «Прощай, молодость!». На его голове нет никаких металлических украшений, если не считать титановой пластины на правой стороне черепа, — следствия кровавых столкновений с органами правопорядка.
А где же кризис? — резонно спросят читатели раздела «Общество». Тут можно пофантазировать. Книга «Бунт на продажу» написана в 2004 году и описывает явления последних сорока лет, происходившие на фоне непрерывного экономического роста, когда конкурентное потребление по своему накалу стало походить на гонку вооружений. Если допустить, что нынешний кризис — это всерьез и надолго, то вместе со всеобщим падением потребления сойдет на нет и контркультура, построенная на показном противодействии миру чистогана. Люди снова начнут ценить идеи и поступки, а не прикиды и позы. «Спектакль» закончится, и начнется настоящая жизнь.
Другие колонки Андрея Лошака:
Аривидерчи, нулевые!
Не просыпайся
Ссылки
КомментарииВсего:29
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451998
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343507
- 3. Норильск. Май 1269108
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897803
- 5. Закоротило 822324
- 6. Не может прожить без ирисок 783344
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760164
- 8. Коблы и малолетки 741371
- 9. Затворник. Но пятипалый 472378
- 10. ЖП и крепостное право 408070
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403627
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370956
если человек умерит свою гордыню и тщеславие, то маркетологи и рекламщики не смогут на них наживаться. вместе с этим, предметы потребления не должны информационно кодироваться, тогда потребитель перестанет их различать и, следовательно, потеряет интерес к самому потреблению. ну и тут же мы имеем рай на земле и всеобщее благоденствие. юху.
Буууууу, какая неожиданная, право, глупость.
смысл этой фразы стал мне ясен уже в 12 лет... значит ли это то, что я закончила вест этот альтернативный бред? нет. все точно также. неужели людей и их поступки настолько можно изучить и просчитать?
> неужели людей и их поступки настолько можно изучить и просчитать?
людей - нет, групп людей - запросто
а вообще по тв-ву Slipknot трудно судить о суб-культуре в общем. это всё равно что говорить о последнем альбоме металлики как о всем направлении трэш металла. понимаю, что для Андрея это стало толчком, он не бывал на подобных концертах и не слушал такую музыку... но всё же не надо быть столь категоричным. однако полностью разделяю его точку зрения относительно нонкомформисттов и иже с ними.
в общем очерк как всегда поразил своим многоранным подходом и спасибо Андрею за это...
ух, еле сдерживаюсь, чтобе не написать: спасибо за то что Вы есть!
уупс. написала :))))
Его мало волнует что в Камбоджу люди ездили еще 50 лет назад, большинство читало "NO LOGO" во времена когда она только появилась, на Веспе каталась вся Италия - и все что он делает это лишь классический посыл пост-модернизма с его цитированием
Консьюмер рассуждающий о том как всё материально и примитивно начитавшийся французской экзистенциальной и социальной философии это конечно апогей Апокалипсиса
И пока у Андрея Лошака не произойдет отчуждения ЕГО ЛИЧНОСТИ от АКТА КОНСЬЮМЕРСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ он так и останется Андреем Лошаком ноющим что "малолетние ублядки накупили себе Весп", пока люди сделавшие шаг вперед будут просто наслаждаться своей жизнью
спасибо
После небольшого серфинга по немногочисленным строчкам результатов популярных поисковиков нашел лишь http://www.sowal.com/bb/local-government/19049-new-big-blue-signs-sowal-2.html
Там некая frorida girl использует эту цитату, тоже без указания автора.
Андрей, буду весьма признателен, если вы каким-нибудь образом намекнете на авторство, например используя адрес моей электропочты [email protected]. Спасибо за то, что вы делаете.
P.S.: «Мир делает деньги на прямом бунте против себя. Я видел в каталоге Duty Free швейцарские часы Swatch с портретом Че Гевары. Мне кажется, что если бы Че Геваре показали эти часы перед его экспедицией в Боливию, он махнул бы на все рукой и стал бы разводить тюльпаны» - из интервью В. Пелевина, 1999г. Я всегда думала, что тюльпаны ничем не хуже революций:-)
Иногда это выглядит радикально, но иначе разовьется фрустрация
подобные явления хорошо описаны у Жана Бодрийяра в "К критике политической экономии знака" 1972г.
спасибо Вам. хорошая статья, своевременная.
Вы чем лучше? Вы в подростковые годы (если вы сейчас не подростки) чем занимались? Клей нюхали по подвалам? Или дрочили потихоньку на сиськи из плэйбоя? Кто вообще говорит о культуре в России? У нас нет культуры. Из-за таких как вы, которые 70 лет у власти сидели.
А теперь, когда вы разозлились, слушайте. Вы тут так умно говорите, науку любите? Вот вам наука. Есть такая наука - этология называется. Поведение животных изучает. И человека, соответственно тоже.
Так вот, шумные сборы отроков в популяции - не нонсенс среди животного мира. Даже у слонов есть свои "банды", которые нападают на слабых. Они шумят и бесятся. Это инстинкт. Не нравится - застрелитесь. Ваши слова только подтверждают то, что человечество недалеко убежало от обезьян. На четвереньках бегать неудобно. Может вам ещё гром по ушам децибелами бьёт? Принцип прост - не нравится, не слушай.
А Лошак хоть взрослый, но сам себя раскрыл: "Итальянский скутер «Веспа» радовал меня ровно один год, пока следующим летом я не обнаружил, что пол-Москвы разъезжает на ретро-скутерах. То же самое в разное время случилось с автомобилем «Мини», палестинским платком, кедами Converse, поездкой в Камбоджу, книгой No logo (что само по себе — парадокс), альбомом группы «Кровосток» и т.д. " То есть Лошак не Личность, развивающаяся по спирали по направлению к одной внутренней цели, а беЗхарактерный "пластилин", меняющий словно флюгер напраление своих мыслей. Если нравится человеку самокат, то он будет ездить на нём, не взирая на количество катающихся на самокатах. А менять трэнд и является конформизмом.
Нравятся Ваши репортажи, Андрей. Скажу даже, что они интересовали меня всегда больше других, однако, данный ход явился чёрным пятном на вашей репутации в моих глазах.
Я уверен, что около 90% населения РФ даже не подозревает о том, что такое Индивидуальность, Личность, просто не задумываются об этом, жизнь идёт по схеме, "идеалы" и "ценности" уже давно навязаны совком и последующими событиями 90-х.
И в конце концов, всем уже давно плевать на идеологию в музыке, кроме, разумеется 13 летних детей. Что ж, они тоже повзрослеют. Лично я просто слушаю музыку, наслаждаюсь ей, считаю Slipknot профессионалами. То, что на западе рок является частью шоу-бизнеса уже давно не секрет. Однако там также есть широкий спектр DIY коллективов.
p.s.: К слову сказать, не такой уж плохой путь - "иллюзия бунта". "Творчество заставляет людей думать" - М.Мэнсон. В чём-то он прав. Участвуя в "бунте", люди хотя бы задумываются о чём-то, у них появляются идеалы, далеко не отрицательные.
Недавно я включил телеканал НТВ, и узрел поистине ужасную картину. В одном из сюжетов, так сказать, пропагандировался рэпер Сява(читай образ быдла), то есть Ваши коллеги мягко втирают в мозг зрителям установку "Хэй, парень, гляди, он матерится как ты, ты такой же, ты тоже не плох, ты занял своё место в мире". Разложение объекта по ту сторону экрана, не менее.
Иногда находишь девственный материк свежей идеи , а потом в лесу початый презерватив! Станислав Еже Лец
Так вот к чему, как только на свет появляется идея- все начинают возводить её в ранг массовости , тем самым пропадает вся смысловая подоплёка онной! Делайте выводы!
А короче нельзя было? Ты желчью экран не зплевал пока писал? Я столько желчи в одном месте еще не видел! Ты так упороно лажал Slipknot, что похоже даже не заметил, что слово Фак в твоей статье произносится на ровне со слипами, если не больше. Маски.... Они то хоть иногда их снимают и живут своей жизнью, а Ты помнишь, как твое истенное лицо выглядит? Если уж взялся лажать кого-то узнай побольше о том, кого ты лажаешь.
А короче нельзя было? Ты желчью экран не зплевал пока писал? Я столько желчи в одном месте еще не видел! Ты так упороно лажал Slipknot, что похоже даже не заметил, что слово Фак в твоей статье произносится на ровне со слипами, если не больше. Маски.... Они то хоть иногда их снимают и живут своей жизнью, а Ты помнишь, как твое истенное лицо выглядит? Если уж взялся лажать кого-то узнай побольше о том, кого ты лажаешь.
половина статьи полный бред
Slipknot лучшая металл группа! и никак они не относятся к Альтернативе!
Далее "На самом деле «альтернатива» как осмысленная оппозиция мейнстриму закончилась вместе с жизнью Курта Кобейна." Совершенно не согласен...Нирвана это впринципе тоже не альтернатива....куда альтернативнее тот же хардкор проект Biohazard....и протест мейнстриму не закончен ...если поковырять интернет...то там такой протест мейнстриму найти можно...что Курт Кообейн медленно курит в сторонке....
Впринципе не надо было так глубоко ковырять тему в комформизм и прочее человеку которой,как я как я считаю, не разбирается в тяжелой музыке вообще...Вам ,мне кажется круче удастся написать статью про нашу поп музыку ,но уж не как про тяжелую....
Если все же решите изучить тяжелую музыку поглубже то советую посмотреть 2 части документального фильма о метале как о культуре "Путешествие металиста",возможно вы измените свой взгляд по поводу тяжелой музыки....
Лучше бы Андрей вообще не попал на тот концерт и продолжал бы восхищатся своей любимой музыкой.
Комментирующим: полистайте хотябы (!) википедию и ознакомтесь с такими понятиями как альтернативный рок, альтернативный метал и мазафака.
а что,википедия это только все где можно узнать точную информацию о каком либо данном предмете или объекте....
там,кстати,тоже бывают статьи не совсем правильные....
а то что альтернатива это не стиль музыки , а это скорее молодежное движение знают тоже не многие....
и что такое альтернативный метал,на википедии я не нашел...мне было просто интересно что же вы под этим понятием подразумевали....я думаю вам то самому стоило бы побольше об этом всем узнать...
когда панки кормят бездомным по выходным это называется скорее всего "еда вместо бомб", и они не орут "вак" на концертах, там другие "лозунги", по себе знаю... советую всем в гугл вбить слово diy
Нам не нужно полагаться на богатых дельцов, устраивая своё веселье ради их выгоды — мы можем организовать его сами и не ради денег. Мы, панки, сами можем устраивать концерты, проводить демонстрации и участвовать в них, выпускать записи, издавать книги и фэнзины, организовывать системы дистрибьюции своей продукции, открывать музыкальные магазины, распространять литературу, устраивать бойкоты, заниматься политической деятельностью.