Оцените материал

Просмотров: 12040

Фестиваль Osheaga в Монреале

Сергей Степанов · 26/08/2008
Побывав на одном из крупнейших фестивалей Канады, СЕРГЕЙ СТЕПАНОВ описал 7 лучших его эпизодов
Североамериканская фестивальная индустрия переживает в последние годы неслыханный бум: с начала 2000-х собственными гастрольными мультиплексами обзавелись практически все крупные штаты Америки и провинции Канады.

В Британской Колумбии только что отгремел самый масштабный в канадской истории Pemberton Festival (организованный, что немаловажно, местным офисом Live Nation), ну а трансатлантический бренд Virgin океан перелетел еще два года назад. V Festival стартовал в Торонто, потом нарисовался в Ванкувере и Калгари. Входил в планы компании и Монреаль: предполагалось, что Монреаль и Торонто разделят лайнапы и прочую логистику по образу и подобию V Festival в британских Челмсфорде и Стаффордшире. Но тут корпоративный капитал слегка припозднился: той же осенью 2006-го на острове Святой Елены, что совсем недалеко от центра Монреаля, состоялся первый фестиваль Osheaga. Тогда в его хедлайнерах ходили Sonic Youth и The Flaming Lips, через год — The Smashing Pumpkins, Interpol и Bloc Party, ну а в этот раз Virgin пришлось признать свое поражение, поддержав независимый фестивальный бренд на правах спонсора.




Основная спонсорская привилегия на Osheaga — право называть своим именем одну из главных сцен. Их на фестивале две, они расположены по соседству и правда-таки абсолютно равнозначны. Главный плюс подобной диспозиции, выгодно отличающий Osheaga от большинства конкурентов, состоит в отсутствии пауз между выступлениями: пока слева играют, справа настраиваются, а овациями, которыми провожают уже выступивших, заодно награждают и выходящих на сцену. Есть на фестивале и второстепенные площадки (на одной из них два года назад начал свое восхождение местный самородок Патрик Уотсон), и иные развлечения (выставки, видеоинсталляции, стенды Playstation). Нет лишь традиционных хозяев парка, жирных сурков, которые накануне очередного шоу в ужасе разбегаются по окрестностям.

В 2008 году на Osheaga выступили 50 артистов, а наблюдали за этим 30 тысяч зрителей. Украсившая нынешним летом обложки статусных музыкальных изданий по обе стороны Атлантики певица Даффи прилежно лавировала между белолицым попсом и корневым соулом (даже черных и белых музыкантов у нее в группе поровну), забавляя публику валлийским акцентом и поражаясь проворству разносчиков пива (способные добраться до первых рядов даже во время лютого хедлайнерского сета, они тут и впрямь шустры). The Go! Team страшно не повезло со звуком, а Себастьяну Теллье — с расписанием (он выступал одновременно с The Killers). Вообще, из всех игравших на третьей сцене, подступы к которой были залиты дождем и заляпаны грязью, запомнился разве что ансамбль Duchess Says. И не из-за музыки — то был довольно посредственный синтетический рок, — а благодаря солистке, явно сумасшедшей девице, уже на второй песне спрыгнувшей в толпу и принявшейся плясать с какими-то панками, а всех остальных забрасывать грязью. N*E*R*D Фаррелла Уильямса играли все то же самое, что и весной на разогреве у Канье Уэста, местные герои Metric признавались в любви к соотечественникам из Arcade Fire, а MGMT надо будет послушать внимательнее.

И, наконец, главное — великолепная семерка лучших сетов Osheaga-2008.  


Джек Джонсон

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале
Этого парня нельзя не отметить хотя бы за то, что именно он был назначен хедлайнером второго дня и лавры эти более чем оправдал, собрав у главной сцены самую впечатляющую за уик-энд (если не за всю историю Osheaga) толпу почитателей. Загадка массового успеха этих простых и непритязательных песен под гитару меня занимала давно, и за считаные недели до Osheaga я ее, кажется, разгадал. Для этого всего-то и нужно было, что выехать за город, где эти песни звучали везде: из домов и машин, в лавках, кафе и, конечно, на пляже (прежде чем преуспеть в амплуа певца, Джонсон прославился как сёрфер). Судя по всему, Джека Джонсона люди слушают, когда они отдыхают и когда им тепло — а дни проведения Osheaga, перенесенного в этом году с сентября на август, как нельзя более удачно выпали на длинный уик-энд.


Gogol Bordello
Монреаль город мультинациональный и образцово мультикультурный, но русского языка на здешних концертах я, признаться, до недавнего времени не слышал. Тем более пестрым оказался спектр впечатлений от часового сета Gogol Bordello: тут голый по пояс певец Гудзь с ведерком, там меланхоличный негр в вязаной шапке, рядом беснуются какие-то бабищи в трусах; все вместе — живейшая иллюстрация шнуровского «А я с баяном, вот он я. / А это что? / А это музыка моя». При этом градус безумства до ожидаемого (или, так скажем, желанного) дотягивал не вполне: публика бесновалась, но совсем не так, как прошлым летом на Ману Чао. И думается, что, покажись на сцене Zdob Si Zdub или тот же Шнуров, эффект был бы никак не меньший.

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале
 


The Killers
На хедлайнеров первого дня The Killers — пока они не вышли из фазы увлечения Брюсом Спрингстином и не вернулись к своему треклятому «гламурному рок-н-роллу» — имело смысл возлагать особые надежды. Оказалось, однако, что нынешнее их турне приурочено к прошлогоднему релизу сборника ауттейков «Sawdust», а The Killers, мягко говоря, не та группа, чьи ауттейки заслуживают гастрольной поддержки. Куда метят эти люди, с их разноцветными лампочками и героическими позами, в принципе понятно: туда же, куда и все рок-группы с амбициями — куда-нибудь поближе к U2. Пока, правда, выходит что-то похожее на My Chemical Romance: костюмчик на Брэндоне Флауэрсе (сбрившем, наконец, свои пошловатые усы) сидит хорошо, а вот приличные песни, которыми можно было бы разбавлять хиты, у The Killers все еще в дефиците (лучшая — «All That things That I’ve Done» — прозвучала последней). И, конечно, от хедлайнеров ждешь чего-то большего, чем 70-минутного сета.




Spiritualized

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале
Рулевой Spiritualized Джейсон Пирс, как известно, чуть было не умер, сочиняя новые песни про смерть, вышедшие в конце концов на недавнем альбоме «Songs in A&E». Вероятно, поэтому (а может, из-за наличия на бэк-вокале двух дородных негритянок) вместо патентованного спейс-рока Spiritualized долгое время изводили немногочисленных слушателей какими-то инди-госпелами. Однако последние 15 минут этого сета сполна компенсировали предшествовавшие им полчаса: группа оживилась, заиграв наконец рок — наваристый и нахрапистый. Туда уместились и «Come Together» с классического альбома «Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space», и пара вещей предыдущего ансамбля Пирса Spacemen 3, и показательный разгром аппаратуры.


Cat Power

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале

Артистка с длинным послужным списком и непростой рок-н-ролльной судьбой, Шон Маршалл выступала в своем любимом в последнее время формате «чужие песни и несколько своих». Высокая, худая и красивая Кэт Пауэр не задерживалась возле аккомпаниаторов-мужчин (роскошного блюзового бэнда), с неповторимой (кошачьей, да) грацией слоняясь по всему периметру огромной сцены. В рамках фестивальной программы ее выступление казалось затянутым и не очень уместным — Маршалл не ведает компромиссов и даже не задумывается о том, чтобы хоть как-нибудь потрафить публике, но уважающие себя клубы за подобных артисток должны драться.


Broken Social Scene
Канадская инди-коммуна в Москве гостила совсем недавно, так что ее добродетели многим известны: нередко утомительные и не всегда собранные в записи, живьем Broken Social Scene бесподобны. Постоянно меняясь ролями, инструментами, да и просто местами (включая самое ответственное — у микрофона), эти музыканты (на Osheaga их было 11) способны устроить удивительное действо — торжественное без пафоса и терапевтическое без лекарств. Пожалуй, самым мощным моментом шоу стала речь одного из основателей BSS Кевина Дрю, предложившего публике разом освободиться от всех забот и сомнений, и последовавший за этим дружный зрительский вопль — по-моему, после него всем нам и впрямь стало сильно лучше.

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале
 


Iggy & The Stooges
Игги же был вне конкуренции. Продемонстрировав залу навыки полиглота доброжелательным обращением «bon-fucking-soir», за следующий час фронтмен The Stooges подмял под себя фестиваль истово и безапелляционно. Тут же были исполнены и «1969», и «I Wanna Be Your Dog», ну а перед «No Fun» Игги проорал программное, по-видимому, заявление: дескать, невесело мне тут — а ну, крушите заборы и лезьте ко мне. Так, в какой-то момент вместе с Попом по сцене скакали еще человек 30, а в другой к The Stooges присоединился саксофонист. Но самые впечатляющие победы уик-энда (шоу украл, зал порвал, игравших следом The Killers выставил жалкими сопляками) записал на свой счет он, эталон, Игги Поп. Одной из последних песен была «Search & Destroy», на отсутствие которой в сет-листе московского концерта Iggy & The Stooges жаловались прошлой осенью гости «Б1». Шанс исправить это досадное упущение уже близок: в Россию Игги и его бэнд вернутся уже в сентябре.

©  Patrick Beaudry

Фестиваль Osheaga в Монреале

 

 

 

 

 

Все новости ›