Артистам крупного калибра удобнее находить единомышленников (и иногда жен) в пределах своего социального круга.
Ураганное шоу Jay-Z и Канье Уэста как повод задуматься об арифметике успеха супергрупп
Послушав «Watch the Throne», вышедший в августе дебютный альбом группы The Throne (или, проще говоря, совместную запись Jay-Z и Канье Уэста),Читать!
Да, речь о концерте, где два бессовестно богатых мужика в диких нарядах (Джей-Зи — в золотых цепях, бейсболке «Нью-Йорк янкиз» и торчащей из заднего кармана штанов косынке Givenchy цветов американского флага; Канье — в кожаной юбке) вместе и по очереди читают рэп haute couture под минусовую фонограмму. И все же всякое сопротивление тут было бессмысленным: два с половиной часа, сорок песен, хит за хитом, простая, но эффектная сценография (два кубических пьедестала в центре арены, два экрана на сцене — показывали они преимущественно хищных зверей и птиц — и мириады лазеров), хороший звук — не придерешься.
Да и зачем — Джей-Зи явно превосходит Уэста как эмси, у Канье в целом лучше песни, но главное — оба оказались превосходными командными игроками. Канье находился на сцене чуть дольше, предоставляя старшему товарищу дополнительный отдых, а тот в свою очередь не забывал лелеять нуждающееся в регулярном почесывании эго партнера, то называя его гением, то требуя от зала скандировать «Канье!» (ни одну из любезностей Уэст не вернул). Сольные highlights — «Power» и «Runaway» Канье, «On to the Next One» и «U Don’t Know» Джей-Зи — бесспорно впечатляли, но на фоне лучших из совместных номеров — «Diamonds from Sierra Leone», «No Church in the Wild» — слегка терялись даже они.
Аналогичным образом и мастерское жонглирование шлягерами («All of the Lights», «Big Pimpin’», «Gold Digger», «99 Problems») под занавес шоу лишь готовило к его действительно ударной концовке. Таковой стала двадцатиминутная, в пять заходов, версия «Niggas in Paris» с «Watch the Throne», после которой к пластинке захотелось вернуться, а про Канье с Джей-Зи стало окончательно ясно, что они — хип-хоповая команда-мечта, в связи с которой напрашиваются совершенно голливудские аналогии. Джей-Зи — это, понятно, Дензел Вашингтон, ну а Канье — это, наверное, Уилл Смит: один — признанный покоритель бокс-офисов, зато у другого есть «Оскар». С непременной скидкой на то, что Уэст — самопровозглашенный и, чего уж там, заслуженный asshole: пока Джей-Зи подводил итог вечера словами «I love this motherfucking city», Канье самодовольно ухмылялся.
Необходимо, в общем, признать, что в отличие от одноименного альбома турне Watch the Throne — редкий пример, доказывающий справедливость известной рок-н-ролльной теоремы. Сформулировал ее, вернее, позаимствовал из общей теории систем Боно, и звучит она примерно так: настоящий рок-н-ролл (ну и хип-хоп, наверное, тоже) должен быть больше и лучше суммы своих слагаемых. Красивое на бумаге, на практике это уравнение работает, прямо скажем, не всегда — особенно когда речь заходит о так называемых супергруппах (то есть группах, состоящих из уже известных или не очень, благодаря другим проектам музыкантов).
В самом деле я очень люблю группу Them Crooked Vultures, но какой должна быть сумма, превышающая достижения и класс барабанщика Nirvana, солиста Queens of the Stone Age и бас-гитариста Led Zeppelin? Я в восторге от пока единственного альбома The Good, the Bad & the Queen, но его слагаемые — басист The Clash, гитарист The Verve, легенда афробита и Дэймон Албарн, так что искомая сумма должна быть как минимум на уровне «London Calling». К Албарну, впрочем, вопросов нет, сколько бы еще супергрупп он себе ни напридумывал (очередная — Rocketjuice and the Moon, где на барабанах играет все та же легенда афробита Тони Аллен, а на басу — Фли из Red Hot Chili Peppers).
Пожалуй, больше других на обозреваемой поляне преуспел еще один серийный выдумщик супергрупп, Джек Уайт, подготовившийся к роспуску The White Stripes запуском работающих в примерно той же ретророковой стилистике, но не отягощенных совместным багажом The Raconteurs и The Dead Weather. Отличительной особенностью обеих групп стала при этом подчеркнуто теневая роль самого Уайта, в первом случае разделившего место у микрофона с доселе работавшим соло Бренданом Бенсоном, а во втором и вовсе довольствующегося скромной ролью барабанщика — в основном с выдающимися результатами.
Расхожая истина о свойственной великим умам привычке думать похожим образом нашла подтверждение на одной из лучших пластинок 2011 года — вдохновленной саундтреками Морриконе и прочей архивной киномузыкой коллаборации композитора Даниэле Луппи и продюсера Брайана Бертона. И хотя их «Rome» не столько плод творчества супергруппы, сколько спецпроект, всю его промокампанию музыканты проводили вчетвером, вместе с приглашенными вокалистами Норой Джонс и — правильно — Джеком Уайтом. Среди предыдущих проектов Бертона (он же Дэнжер Маус) — совместные проекты с MF Doom (Danger Doom), Си-Ло Грином (Gnarls Barkley) и певцом из The Shins (Broken Bells), а также продюсирование — снова верно — The Good, the Bad & the Queen и Gorillaz.
Супергруппа, состоящая из Бертона, Уайта и Албарна, надо думать, не за горами, а вот Мику Джаггеру эксперименты на стороне стоит запретить. Задуманная им и Дейвом Стюартом супергруппа под издевательской метавывеской SuperHeavy интриговала — не каждый день в одной студии собираются основатель Eurythmics, солист The Rolling Stones, звезда неосоула (Джосс Стоун), сын Боба Марли (Дэмиан) и композитор-оскароносец (индус А.Р. Рахман). Однако результат — альбом «SuperHeavy» — остался практически незамеченным, а творческие успехи ансамбля описываются если не басней Крылова про рака, лебедя и щуку, то звучащим в одной из песен вопросом в исполнении Стоун: What the fuck is going on?
К вопросу о going on — не далее как в следующем году дебютным альбомом обещает разродиться самая, быть может, любопытная из супергрупп. Полтора года назад я держал в руках билет на ее концерт в Нью-Йорке, и в ряду связанных с ним трат ничто не казалось чрезмерным. На концерт я, впрочем, все равно не попал, а группа Atoms for Peace с тех пор не играет — и солисту Radiohead Тому Йорку, и уже упоминавшемуся здесь бас-гитаристу RHCP Фли, и продюсеру Найджелу Годричу в последнее время было чем заняться. Но, как выяснилось, на двухнедельном турне история группы не закончилась, и если полтора года назад Atoms for Peace играли в основном песни с сольника Йорка, то с тех пор они записали целый альбом совсем новых вещей.
В чем причина обилия супергрупп? Подозреваю, что она соседствует с ответами на вопросы, почему Эрик Клэптон (кстати, участник Cream, одной из первых супергрупп, угодивших в энциклопедии) уводил жену у Джорджа Харрисона и почему так часты союзы голливудских звезд.
Читать!
Одно могу сказать наверняка: чтобы достичь уровня командной игры, в которую сыграли на днях Канье Уэст и Джей-Зи, всем остальным супергруппам и прочим звездным коллабораторам нужны не оригинальная стратегия и не талантливый тренер, но как минимум Лео Месси.
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452200
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343645
- 3. Норильск. Май 1269944
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897949
- 5. Закоротило 822556
- 6. Не может прожить без ирисок 784595
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761713
- 8. Коблы и малолетки 741978
- 9. Затворник. Но пятипалый 473284
- 10. ЖП и крепостное право 408262
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404420
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371603