Шокировав Барбру Стрейзанд, одолев Бибера и одержав еще дюжину побед, Arcade Fire отыграли бесплатное шоу для ста тысяч земляков
Имена:
Уин Батлер
© Ming Wu / Getty Images / Fotobank
Arcade Fire
С момента выхода альбома
«The Suburbs» у канадской группы
Arcade Fire получалось в буквальном смысле всё: возвращать веру в рок-музыку и посрамлять критиков, радовать старых поклонников и вербовать новых, возглавлять хит-парады и выигрывать
призы. Впервые с незапамятных времен лучший альбом года был признан таковым примерно всеми традиционными авторитетами по этому вопросу — включая пуленепробиваемых ортодоксов, ответственных за раздачу «Грэмми» (атаковавшая зал безумным исполнением
«Month of May» группа и подавившаяся ее альбомным заголовком Барбра Стрейзанд забудутся не скоро).
Годовщину релиза
«The Suburbs» Arcade Fire отметили его нарядным переизданием, с Дэвидом Бирном, подпевающим в бонус-треке под названием
«Speaking in Tongues», и Спайком Джонзом, снявшим короткометражку по мотивам альбома (и сценарию музыкантов). Наконец, совсем недавно группа пополнила копилку своих призов престижной премией
Polaris Music Prize — местным аналогом
Mercury Music Prize — за лучший канадский альбом, опередив, в частности,
The Weekеnd и
Destroyer (идентичную премию
Juno — местный аналог «Грэмми» —
Arcade Fire выиграли, свалив Дрейка и Джастина Бибера).
© Ming Wu / Getty Images / Fotobank
Arcade Fire
Все это напрашивалось на широкий жест, и
Arcade Fire не обманули ожиданий, красиво замкнув круг. В июне 2010-го, когда новых песен не слышал еще никто, они появились с умеренно засекреченным, но все равно собравшим несколько тысяч фанатов концертом на автомобильной парковке в пригороде Монреаля. Чуть больше года назад, за считаные часы до выхода
«The Suburbs», они отыграли роскошный хедлайнерский сет для 30 тысяч купивших билеты на фестиваль
Osheaga. Объездив с тех пор полмира,
Arcade Fire вернулись в родной город, чтобы отыграть последнее шоу тура для ста с чем-то тысяч пришедших в монреальский даунтаун — не попросив с них ни цента.
Читать текст полностью
Согласившись на бесплатное шоу в сердце «фестивального квартала», Arcade Fire не только закрыли программную для своей пластинки тему городов и пригородов и поблагодарили земляков за многолетнюю поддержку, но и вернули должок еще одному местному фестивалю, POP Montreal. Восемь лет назад именно под его знаменами состоялись первые концертные обкатки ныне канонического альбома «Funeral». В 2011 году фестиваль проводился в десятый раз, и Arcade Fire стали его главными звездами: днем раньше они отыграли клубный сольник, билеты на который разошлись летом в секунды, двумя днями позже — благотворительный баскетбольный матч с участием местных студентов и пары звезд NBA.
Но главным пунктом фестивальной программы был, понятное дело, пятичасовой — и безукоризненно монреальский — blowout, по случаю которого на одной сцене собрались англофоны Arcade Fire, франкофоны Karkwa (в прошлом году Polaris Music Prize достался именно им) и диджей-космополит Kid Koala, аж десять лет назад игравший в Монреале на разогреве у Radiohead — на глазах у только задумывавшегося о музыкальной карьере Уина Батлера. Подобными воспоминаниями фронтмен Arcade Fire делился на протяжении всего вечера — избавиться от ощущения, что этим концертом группа подводит некий промежуточный итог, было очень сложно.
© Ming Wu / Getty Images / Fotobank
Kid Koala
Что ж, если так, то Arcade Fire определенно есть чем гордиться. Если мнения по поводу их альбомной иерархии, бывает, расходятся — я считаю их лучшей записью «The Suburbs», мой друг Ваня, который на днях женился (мои поздравления), предпочитает «Neon Bible», а общественное мнение упрямо склоняется в пользу «Funeral», — то по поводу Arcade Fire живьем двух мнений быть не может. Соль и суть творческого метода Arcade Fire — рождение хаоса из порядка — в полной мере постигается только на их концертах, каждый из которых, какими бы ни были ожидания перед его началом, погружает ближе к финалу в абсолютно наркотическую эйфорию. Есть немало рок-групп, которые как минимум не хуже Arcade Fire, но их умению обращать в свою веру на дистанции одного концерта позавидует кто угодно.
Будь конкретное шоу первым для меня лично, я бы окончательно сдался на все той же «Month of May», ради которой мне, кажется, придется придумать новую номинацию при подведении итогов года. Сыгранная с неслыханной, дикой, первобытной мощью, в концертном исполнении эта песня не покоряет или там оглушает — она ставит на колени. Откуда, впрочем, быстро поднимаешься, потому что следующие в очереди — «Neighborhood #1» и «Rebellion (Lies)», а с их дистиллированной духоподъемной силой сравнится не всякий концерт U2. Последней звучит «Sprawl II» — беззастенчивый и неотразимый закос под Blondie, чей праздничный вайб всего за год вытеснил «Wake Up» в середину сет-листа.
© Ming Wu / Getty Images / Fotobank
Arcade Fire
В сет-листе, кому интересно, было более или менее все, на что хотелось надеяться, от «Haiti» до «Rococo», от «No Cars Go» до «Keep the Car Running», от «Neighborhood #2» до «Speaking in Tongues». Не обошлось этим вечером ни без занимающей музыкантов повестки дня (Arcade Fire поблагодарили город за его вклад в поддержку Гаити и представили специального гостя — сооснователя благотворительной организации Partners in Health Пола Фармера), ни без некоторой рок-н-ролльной спеси. «Если вы встретите кого-то из нас на улице, не просите сфотографироваться, — заявил Батлер, прежде чем расколотить гитару и попрощаться. — Лучше скажите: привет, а я видел вас на концерте. А мы ответим: привет, мы тебя тоже».
{-tsr-}С другой стороны, кто теперь скажет, что Arcade Fire не заслужили на это право. Точно не автор этих строк — я, уходя от сцены все дальше, внезапно осознал, что поступил очень правильно, придя на концерт пораньше, к сету Karkwa. В сотне метров у меня за спиной, перед поворотом на перпендикулярную гигантскому танцполу улицу, стоял хилый, но строгий забор. Тысячи человек полтора часа слушали эхо концерта, глядя при этом не на сцену, а на установленный на этой улице экран. Не знаю, как вам, а мне кажется, что у группы Arcade Fire получился хороший год.