Оцените материал

Просмотров: 29321

Трэш-революция

Эльдар Урдуханов · 25/03/2009
Что такое новый российский трэш и как он может вскоре изменить нашу жизнь

©  Игорь Скалецкий

Трэш-революция
Музыкант электрогруппы «Роботы», «тысячник» и основатель ЖЖ-сообщества trashculture ЭЛЬДАР УРДУХАНОВ рассказал об истории, содержании и формах проявления «мусорной» культуры в нашей стране, а также ответил на вопросы корреспондента OPENSPACE.RU ДЕНИСА БОЯРИНОВА
Слово trash прижилось в русском языке недавно и имеет целый спектр значений: как правило, это нечто второсортное, вульгарное, китчевое и шокирующее. Точнее, смысл «нашего» трэша передает англоязычная интернет-аббревиатура WTF (what the fuck?). Когда же речь заходит о таком явлении, как трэш-культура, оказывается, что все по-разному понимают, что это такое. Немудрено, ведь она, как и слово, существует у нас весьма непродолжительное время.

Понятие «трэш-культура» появилось в Америке и первоначально обозначало культуру низших слоев общества, так называемого white trash — «белого мусора». Первыми ее образчиками (20—30-е годы ХХ века) были дешевые печатные издания в ярких обложках, детективного или фантастического содержания, так называемый pulp fiction. В 1950-х трэш проник в кино после появления независимых студий, которые зачастую состояли из одного человека — продюсера, режиссера, сценариста и оператора в одном лице. Родоначальником трэш-кино является Эд Вуд-младший. Стал он им вынужденно: голливудские студии отказались сотрудничать, и Вуд был вынужден снимать самостоятельно, ограничившись крохотным бюджетом и вооружившись своей безграничной фантазией. Его дело продолжили Русс Мейер и целая плеяда талантливых режиссеров, которые выбрали этот путь уже осознанно. Ведь в трэш-кино художник был независим от продюсеров и мог воплощать самые смелые свои замыслы.

Официально в СССР трэша, как и секса, не было, поскольку вся культурная деятельность подвергалась жесточайшей цензуре. Его роль исполняло массовое тиражирование соцреалистического контента — открытки с изображением Ленина и буклеты «пионеры-герои». Но существовали китч, самиздат, дворовая и уголовная культура. Все это было и до появления советской власти — старейшим русским китчем является, например, лубок.

Трэш-взрыв произошел на российской территории в конце 80-х — начале 90-х с падением СССР и отменой цензуры, извергнув на свет «кооперативное кино» от таких мастеров, как Эйрамджан, Кокшенов, Полынников, Джигурда и др., бульварные издания вроде «Спид-Инфо» и «Мегаполис-Экспресс» и сонм независимых от Госконцерта самопальных эстрадных и рок-исполнителей.

Очевидно, что сейчас мы наблюдаем всплеск новой волны русского трэша, который, по сравнению с продукцией MTV-формата, отличается изрядной самобытностью, поскольку был взращен на местной почве. Причинами этого ренессанса являются: 1) появление новых каналов распространения информации, прежде всего web 2.0 и YouTube; 2) кризис массовой культуры, в результате которого потребители начинают искать что-то свежее, необычное и не подчиняющееся законам шоу-бизнеса; 3) распространение компьютеров и недорогих цифровых технологий, при помощи которых каждый может произвести аудио- или визуальный продукт.

Более того, я предрекаю скорую трэш-революцию. Поскольку продюсеры, руководители телеканалов и другие деятели шоу-биза следят за тем, что интересует их аудиторию, они попытаются поставить трэш на поток. Особенно это им покажется привлекательным ввиду малобюджетности проектов — в условиях экономического кризиса — при их эффективности. Например, копеечное вирусное видео, запущенное в интернет, может быть гораздо эффективнее, чем многотысячный видеоролик. На этом специализируются уже целые студии. И первые признаки этой революции налицо, достаточно включить телевизор.
Страницы:

КомментарииВсего:1

  • vidiot· 2009-10-15 14:50:22
    мне глубоко симпатично,Эльдар,то что ты делаешь.

    ...сейчас мы наблюдаем всплеск новой волны русского трэша...
    ...я предрекаю скорую трэш-революцию...

    по этому поводу хочу тебе напомнить,что в 97-98 году мы выпустили журнал-каталог Trash Радек,где я на обложке,а редакционная статья А.Осмоловского
    называется "Трэш-наш трэнд"
Все новости ›