Могут ли платиновые песни быть социально значимыми, или Как британский рэп исправляет ошибки СМИ
«Даже безоружный, я смертельно опасен / Потому что я громче бомбы», — эти слова из песни классиков рэп-протеста Public Enemy «Louder than a Bomb»Читать!
Линия раскола может пройти где угодно: в политической сфере, религиозной или культурной. Российское общество тоже недавно наблюдало (и наблюдает до сих пор) процесс активного проявления модели «они—мы»: есть мы («все понимаем, против Путина»), и есть они («ничего не понимают, за Путина»). В Британии в августе прошлого года подобное разобщение — только по принципу социального статуса и благосостояния — вылилось в волну беспорядков, вандализма, мародерства и, что удивительней, в наглядный пример того, что поп-музыка способна отзываться на социальные проблемы и оставаться поп-музыкой. Речь идет о недавно обнародованном треке «Ill Manors» английского рэпера Plan B — это песня, про которую хочется, переиначив слова Чака Ди, сказать, что она «полезна, потому что она громче бомбы»:
Plan B — «Ill Manors»
Молодого человека, так убедительно вопрошающего в этом видео: «На что уставился, богатенький мальчик?» — зовут Бен Дрю или Plan B. Его предыдущий альбом «The Defamation of Strickland Banks» (концептуальная нео-соул пластинка с песнями вроде этой и этой) дебютировал в британском чарте на первом месте и впоследствии приобрел в стране трижды платиновый статус (и, надо сказать, трижды заслуженно). Противоречие? Ничуть.
Во-первых, надо пояснить, что «Ill Manors» вовсе не про то, что бить витрины и жечь машины — это круто. Несмотря на всю лихость и агрессивность видеоряда, это не поигрывание мышцами и не хулиганская или бунтарская бравада. Конечно, русскому уху уловить это немного сложнее, чем британскому, просто в силу того, что читает Plan B довольно быстро и, к тому же, с лондонским акцентом. Но если ознакомиться с текстом, посмотреть выступление Plan B на TED или послушать его интервью BBC Radio 1Xtra, все становится на свои места. По словам музыканта, проблему летних погромов в Британии «замели под ковер». Почему это случилось, как избежать подобных потрясений в будущем, что не так с людьми и что не так с системой — все эти вопросы не освещаются в прессе и практически не обсуждаются в обществе. И именно поэтому видео и трек должны были быть жесткими, поясняет рэпер, они «должны шокировать, как картинки-предупреждения на пачках сигарет». Другими словами, этот клип — попытка Plan B вынести волнующий его вопрос на повестку дня. И тут надо понимать, что, делая это, он не стремится напугать британский средний класс страшными бандитами из трущоб и нарисовать портрет врага общества. Напротив.
Основная задача как раз в том, чтобы объяснить: вот такими страшными детей из council estates (британских аналогов гетто, где проживает самая бедная и, как следствие, самая проблемная часть населения больших городов) во многом делаете вы сами. Большая часть британцев формирует свое представление о жителях трущоб из публикаций в СМИ. Журналисты же не устают снова и снова сообщать о преступлениях, совершаемых молодыми выходцами из неблагополучных районов, не стесняясь использовать уничижительное словечко «chav», обладающее всеми коннотациями отечественных аналогов — «быдло» и «гопник». Последний факт особенно раздражает Бена Дрю. Музыкант в каждом интервью подчеркивает: слово «chav», по сути, ничем не отличается от расистских, сексистских или других шовинистских ругательств. Употребляющий его точно так же подразумевает, что тот, кого он называет «chav», хуже его, потому что он не такой: он по-другому выглядит, по-другому говорит, слушает другую музыку и т.д. Это слово (кстати, не так давно приобретшее отрицательные оттенки и, по одной из версий, происходящее от цыганского chavi — «ребенок») не должно появляться в печати, уверен музыкант. В смысле, никто не говорит, что в council estates нет тех проблем, о которых пишут в СМИ. Другое дело, как о них пишут. Ведь статьи и телесюжеты не только создают представление благополучного среднего класса о жителях трущоб. Сами жители трущоб читают те же газеты и смотрят то же телевидение — и, в свою очередь, получают представление о том, какими их видит остальная часть общества.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 10552030
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 5238983
- 3. Норильск. Май 1291643
- 4. ЖП и крепостное право 1116711
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906371
- 6. Закоротило 835959
- 7. Не может прожить без ирисок 828654
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 788016
- 9. Коблы и малолетки 763579
- 10. Затворник. Но пятипалый 505035
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 439426
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 392301
Главная претензия - Бен Дрю поднимает слишком большой спектр социальных тем, ставших общим местом, чтобы оправдать насилие. "Plan B призывает аудиторию отказаться от ошибочных клише, но все, что он сам может предложить, полная клише атака на власти, которая кажется просчитанной, безличной и неискренней". Мне кажется, что картина действительно упрощена, причем сознательно, но вовсе не из расчетливости и неискренности. Попробую пояснить.
10 августа 2011 года, то есть на излете беспорядков, британский таблоид The Sun опубликовал текст (http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/news/3743139/As-riots-shame-the-nation-for-a-fourth-night-The-Suns-Associate-Editor-Trevor-Kavanagh-and-songwriter-and-actor-Plan-B-give-their-views.html - пролистать вниз), в котором Plan B делится мыслями о погромах. "Причина определенно в том, как государство и страна - мы сами, как общество, как нация - обращались с низшим классом", - говорит музыкант и тут же продолжает: "Я не думаю, что они [участники беспорядков], делают это из злобы на государство. Я даже не думаю, что они достаточно умны для того, чтобы понять, что они могли бы использовать это как оправдание". То есть, еще раз, государство и общество действительно виновато, но беспорядки - это последствия необразованности, а не какое-то революционное действие. Вот позиция Plan B - и давайте дивгаться дальше, держа это в уме.
Автор текста в The Independent тоже отсылает нас к тексту в The Sun, но как будто упускает эти слова музыканта из вида. Он утверждает, что в клипе Plan B противоречит тому, что говорил раньше. Мол, в прошлом году, беспорядки не были антиправительственными, а теперь Дрю вдруг озвучивает от лица толпы претензии к властям, да еще и не стесняясь клише. "Строчка “It’s politics, ain’t it all smoke and mirrors” просто иллюстрирует аполитичность, свойственную множеству молодых людей", - пишет автор The Independent. И тут хочется сказать: "Вот именно!"
Мне кажется, что используя клише, Plan B решает две задачи. Во-первых, озвучивает реальные проблемы, которые, каким бы общим местом они ни были, остаются реальными проблемами. Во-вторых, (что, может быть, не так очевидно, но, кажется, даже более важно) демонстрирует эту самую аполитичность молодых людей, участвовавших в беспорядках. Так что я не вижу противоречия с тем, что музыкант говорил прошлым летом. Единственное, в чем его позиция, похоже, изменилась, так это в том, что теперь он вполне допускает, что погромщики могут использовать общие слова о социальных проблемах, чтобы оправдать свои действия. И в это, кстати, несложно поверить. Наверняка нашелся кто-то первый поумнее, кто воспользовался этим приемом, а вслед за ним его взяли на вооружение и остальные. Ведь несмотря на то, что соцопросы показали: большая часть участников беспорядков просто хотела получить те вещи, которые они не могут иметь (привет, общество потребления и агрессивная реклама), - на публике гораздо комфортнее пользоваться такими вот околополитическими оправданиями.
Кажется, очевидно, что герой Бена Дрю в клипе не вполне принадлежит толпе, он наблюдатель, проводник (обратите внимание, как в сцене избиения на автостоянке он жестами буквально приглашает зрителя посмотреть на происходящее). Если его в чем-то и можно обвинять, так это в том, что местами он путается: где он, а где персонаж. И происходит это, рискну предположить, не из неискренности и расчетливости, а по ровно обратной причине - просто его самого слишком беспокоит эта тема.
И на самом-то деле, нельзя не признать, что это проблема. Мощное публичное заявление не должно допускать разночтений. Если ознакомиться с интервью музыканта, то сомнения в том, что он имеет в виду, снимаются. Но, подозреваю, в отдельности от них “Ill Manors” рискует стать для части целевой аудитории таким же гимном, каким изначально антинаркотический “Дилер” того же Дельфина стал для тех, кто по тем или иным причинам счел вполне справедливой и привлекательно автохарктеристику персонажа песни: “о да, я мерзкий тип, но я могу себе это позволить”.
И тем не менее, я остаюсь при мнении, что то, что то, что делает Plan B - это здорово (уба ударения уместны). Сам факт того, что поп-музыка берется разбираться со сложными и важными проблемами, что она не безразлична, меня бесконечно радует.