Оцените материал

Просмотров: 26759

Музыка.doc

Радиф Кашапов · 13/12/2011
 

1. «Шесть писем о бите» (1977). Режиссер Алексей Ханютин



Учебный студенческий фильм, в котором ведущие московские рок-группы 70-х — «Машина Времени», «Рубиновая Атака», «Високосное Лето» — поют свои песни, а слушатели балдеют и делятся впечатлениями. Кто-то, постарше, уходит с сейшена «как оплеванный», а другие, помоложе, замечают, что советской промышленности пора выпускать пластинки группы Slade. Макаревич считает, что рок — это искусство, на которое существует «огромный социальный спрос у молодежи», и сетует на проблемы с репетиционными точками. Смелая, хоть и неловкая попытка в условиях цензуры хоть как-то передать дух той эпохи. В этом году картина впервые появилась в цветном варианте.

2. «Стоит лишь тетиву натянуть...» (1986). Режиссер Надежда Хворова



Московские хиппи, металлисты и панки рассказывают о себе, а музыканты групп «Искусственные дети», «Николай Коперник», «Звуки Му» поют. Мамонов объясняет, почему изображает на сцене хулигана — чтобы людям стало стыдно.

3. «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (1987). Режиссер Эльдар Рязанов



Родители, Марина Влади, коллеги по Таганке, писатели и поэты. Каждая встреча посвящена разному Высоцкому: человеку, актеру театра, кинозвезде и музыканту. Свое кино режиссер «Иронии судьбы» и «Гаража» начинает с похорон барда, где даже милиционеры могут найти слова о великом ушедшем.

4. «Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя...» (1987—2007). Режиссер Петр Солдатенков

 

«Кто пишет ваши песни?» — задает какой-то немецкий журналист вопрос Владимиру Высоцкому, который связывает в единую компанию совершенно разных людей — Юрия Шевчука, Александра Башлачева, Юрия Морозова, Юрия Кукина, Александра Дольского, Олега Митяева, мающихся от безделья на экране. Можете представить через запятую «Изгиб гитары желтой» и «Время колокольчиков»? Бывает и такое.

5. «Перекресток Рока» (1988). Режиссер Хейни Друй



Соавтор сценария — Артемий Троицкий. Съемками занимался «Таллинфильм» (прибалтийские власти гораздо спокойнее относились к рок-музыке), а проходили они на фестивалях в Москве, Ленинграде и Эстонии. На тот факт, что многие группы говорят на социально значимые темы, напирает «левитановский» голос за кадром. При этом персонажи и на сцене, и под ней — сплошь колоритные. Здесь можно увидеть молодую Дуню Смирнову в составе «Тупых», «Звуки Му», «Алису», «Вопли Видоплясова», «Чайф» на самом взлете популярности, любимый Троицким литовский Antis. В титрах не фигурируют, но на экране колобродят совершенно одиозные для того времени сибирские рокеры — Роман Неумоев и Олег «Манагер» Судаков (в это время Владимир Шахрин поет: «Это религия завтрашних дней, они будут толще, мы будем смелей»).

6. «Рок» (1988). Режиссер Алексей Учитель



Фантасмагорическая картина о жизни ключевых персонажей ленинградской рок-сцены без каких-либо закадровых комментариев. Борис Гребенщиков (он главный герой картины) несет сына Глеба на плечах в мансарду на улице Софьи Перовской, поет песню «Козлы», репетирует с группой «Поколение дворников». Гаркуша трудится в кинотеатре и поет на концерте в колонии «Колпак». Антон Адасинский из театральной студии перемещается на сцену к АВИА. Цой кочегарит и ведет публику сквозь «Спокойную ночь». Шевчук отдыхает на природе с друзьями и женой Эльмирой — и он же проходит сквозь «Церковь без крестов». Каждый молод и прекрасен. Бонусом в DVD, выпущенный в 1998-м, вошли съемки похорон Башлачева и его песня «Некому березу заломати» — он должен был стать героем «Рока». После премьеры в Доме кино секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев требовал вырезать из фильма отдельные сцены, но за режиссера вступилась программа «Взгляд».

7. «Тормози свой паровоз» (1998). Режиссер Александр Розанов

Редкая возможность оценить музыкальное разнообразие петербургского рок-андеграунда 1990-х, так называемого поколения клуба TaMtAm, первого в зарубежном понимании рок-клуба России, собравшего вокруг себя новую волну музыкантов — уже не ориентирующихся на текстовый рок, а играющих альтернативную ему музыку. Главные герои здесь, безусловно, участники «Химеры», записывающие эпохальный альбом медитативного хардкора «Zudwa», а также ветераны карибского движения Markscheider Kunst, любители народных песен Nord Folks и «Сказы леса», панки «The пауки» и «Югендштиль», рэперы из «Дай пистолет».

8. «Время ДДТ» (2002). Режиссер Василий Бледнов



История группы и страны — Уфа, переезд в Ленинград, распад СССР, запись в Америке, война в Чечне — в четырех сериях, в рассказах непосредственных участников. Интересно, что в третьей серии кто-то из зрителей услышал информацию о пропавшем в Ичкерии брате и смог добыть ценные для себя сведения. Для режиссера Бледнова фильм стал единственной пробой в документалистике — в основном он занимается детективами и клипами.

9. «Анатомия “Тату”» (2003). Режиссер Виталий Манский

 

В основе, как гласит история, было больше 120 часов отснятого материала, получилась картина на 60 минут об американских гастролях главной для мира русской группы, выступлении на «Евровидении» и о себе. В кадре: Юля Волкова, Лена Катина (а также их родители) и вечно пьяный продюсер Иван Шаповалов, который предлагает выдать «Тату» Нобелевскую премию и курит сигарету, кажется, с марихуаной (что стало причиной запроса в прокуратуру от комиссии по здравоохранению Московской городской думы).

10. «Курехин» (2004). Режиссер Владимир Непевный

 

Используя архивные видеоматериалы, режиссер пытается создать рассказ о композиторе от первого лица с вкраплениями закадровых комментариев. Бонусом идут фрагменты выступлений «Поп-Механики» 1980—1990-х годов, которых, впрочем, и в самом фильме довольно много. Курехин веселится с друзьями, гуляет с семьей, отвечает на нападки на «Музыкальном ринге», рассказывает о том, как безумие превращает любую музыку в русскую.

11. «Русский рок» (2008). Режиссер Сергей Протасов

Пятый канал часто снимает документальные передачи о рок-истории Ленинграда-Петербурга — в рамках программы «Культурный слой» Лев Лурье, к примеру, изучил феномен клуба TaMtAm и Виктора Цоя.

Однако этот четырехсерийный проект, возможно, самый значимый. Журналист Александр Устинов проводит зрителя от энтузиазма 60-х до растерянности 90-х, рассказывая истории с мест событий, и выпытывает воспоминания, кажется, абсолютно у всех — начинает с Градского и Намина, заканчивает Шнуровым и Лагутенко, вплоть до известных по книге Троицкого «Рок в Союзе» прибалтийских пионеров бит-музыки Пита Андерсона и Томаса Кырвитса. Но самые ценные кадры — абсолютно забытые, но весьма важные участники команд типа «Аргонавты» или «Кочевники». Через год выйдет книга Устинова «Этот русский рок-н-ролл».

Центральное телевидение периодически вспоминает муздеятелей — к юбилеям. Скажем, в сетке Первого канала были замечены «Вячеслав Бутусов. Когда умолкнут все песни…», «Легенды времени. Илья Кормильцев», «Петр Мамонов. Черным по белому». Канал «Россия» выдал «Смертельный полет» о Башлачеве. Канал «Ностальгия» демонстрировал немало передач и фильмов басиста «Звуков Му» Александра Липницкого, среди них, к примеру, трехчасовой эпос «Дети минут» о Викторе Цое.

КомментарииВсего:15

  • bezumnypiero· 2011-12-13 18:19:42
    еще надо топ лучших концертных видео русского рока!
  • redupfox· 2011-12-13 19:10:24
    выбор фильмов интересный, но не полный

    в 1982 году Дебижев снял фильм с Аквариумом + у Стингрей было много записей + Зоопарк снял фильм "Буги-вуги каждый день", конечно не супер, но много интересных моментов там имеется, например, комуналка Майка + на рубеже 1970-80хх прибалты снимали что-то про питерские группы, например, есть на ютюбе ролик про Россиян, там еще Ордановский живой (его снимала литовская киностудия)
  • redupfox· 2011-12-13 19:13:25
    еще тема - финны сняли фильм про тбилисский фестиваль-80, где Гребенщиков панка изображал.

    уверен, что на ютюбе его можно найти

    вообще многое так и осталось незафиксированным на пленку. например, Странные игры с Давыдовым
Читать все комментарии ›
Все новости ›