«Сибирский Вудсток» и еще 22 русских документальных фильма о музыке – с 1977-го и до наших дней
Новосибирские журналисты сняли документальный фильм «Сибирский Вудсток», в котором дали слово многим героям сибирского рока — от Дмитрия Ревякина («Калинов Мост»), Олега «Манагера» Судакова («Родина») и Юрия Наумова до Алекса Кельмана (Punk TV) и Антона Трубицы (Nuclear Losь).Трейлер «Сибирского Вудстока»
Константин Нарыков и Игорь Колькин работали над картиной с августа прошлого года, хотя сама идея фильма появилась около двух лет назад. А тогда, сидя на берегу Оби с пивом, они внезапно решили, что если не сейчас — то никогда.
Читать!
Вскоре в команде появились операторы Игорь Уклеин и Мария Колчина. Снимали на разные камеры, бюджет съемок — по сути, на карманные расходы. Искали архивный материал. Последние полгода журналисты фиксировали все уже сами, на полупрофессиональный фотоаппарат. «Так что затраты у нас резко выросли почти до сотни тысяч рублей, — комментирует Нарыков. — Но в результате мы получили кристально чистый авторский продукт хронометражем в 2 часа, с субъективным взглядом на тридцатилетнюю историю рок-музыки Новосибирска, да еще с заметным перекосом в сторону панк-рока. В фильме много архивного видео, музыки и размышлений почти двух десятков музыкантов о прошлом, настоящем и будущем. Плохо это или хорошо, судить зрителю. Но нам показалось, что городу Новосибирску просто необходим хотя бы один такой фильм. А вообще если и были какие-нибудь трудности в процессе съемок, то они довольно легко преодолевались, может быть, потому, что нам очень много людей помогало совершенно бескорыстно, они мистическим образом появлялись из ниоткуда, как волшебники, по очень странному стечению обстоятельств. Так что в финальных титрах благодарить за содействие съемочному процессу мы будем длинный список людей».
По мнению авторов, хоть они в начале работы и помнили об американских летописях о рок-звездах, а также о фильмах «Рок» Алексея Учителя и «Йя-Хха» Рашида Нугманова, в процессе у них «все выветрилось и получилось свое, ни на что не похожее. По крайней мере, хотелось бы надеяться». Сами они, кстати, ждут премьеры документальной картины о местном старейшем панк-рокере Майке Позднякове и группе «СПиД», снятой новосибирским лейблом «Шишка-с-перцем».
«Сибирский Вудсток» впервые собираются показать 14 января на фестивале «Арт-Пермь» в Перми. Ведутся переговоры с Красноярском и Иркутском. А вот в Новосибе пока время и место не определены — да и вообще авторы так устали после съемок и монтажа, что продвижением собственного фильма пока серьезно не занимаются. Помимо двухчасового варианта подготовлена фестивальная версия на 50 минут.
«Что касается аллюзий с фильмом «Вудсток. Три дня мира и музыки», то они вполне оправданны, — говорит Нарыков. — Какое еще название можно дать столь масштабному проекту, которое бы так хорошо отражало рок-н-ролльный дух Западно-Сибирской равнины?»
OPENSPACE.RU представляет отрывок из «Сибирского Вудстока» с участием музыкантов второй волны новосибирского рока из групп «Йод», Punk TV и Nuclear Losь:
Дальше — еще 22 русских документальных фильма о музыке (почти все, что было когда-либо снято).
{-page-}
1. «Шесть писем о бите» (1977). Режиссер Алексей Ханютин
Учебный студенческий фильм, в котором ведущие московские рок-группы 70-х — «Машина Времени», «Рубиновая Атака», «Високосное Лето» — поют свои песни, а слушатели балдеют и делятся
Читать!
2. «Стоит лишь тетиву натянуть...» (1986). Режиссер Надежда Хворова
Московские хиппи, металлисты и панки рассказывают о себе, а музыканты групп «Искусственные дети», «Николай Коперник», «Звуки Му» поют. Мамонов объясняет, почему изображает на сцене хулигана — чтобы людям стало стыдно.
3. «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» (1987). Режиссер Эльдар Рязанов
Родители, Марина Влади, коллеги по Таганке, писатели и поэты. Каждая встреча посвящена разному Высоцкому: человеку, актеру театра, кинозвезде и музыканту. Свое кино режиссер «Иронии судьбы» и «Гаража» начинает с похорон барда, где даже милиционеры могут найти слова о великом ушедшем.
4. «Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя...» (1987—2007). Режиссер Петр Солдатенков
«Кто пишет ваши песни?» — задает какой-то немецкий журналист вопрос Владимиру Высоцкому, который связывает в единую компанию совершенно разных людей — Юрия Шевчука, Александра Башлачева, Юрия Морозова, Юрия Кукина, Александра Дольского, Олега Митяева, мающихся от безделья на экране. Можете представить через запятую «Изгиб гитары желтой» и «Время колокольчиков»? Бывает и такое.
5. «Перекресток Рока» (1988). Режиссер Хейни Друй
Соавтор сценария — Артемий Троицкий. Съемками занимался «Таллинфильм» (прибалтийские власти гораздо спокойнее относились к рок-музыке), а проходили они на фестивалях в Москве, Ленинграде и Эстонии. На тот факт, что многие группы говорят на социально значимые темы, напирает «левитановский» голос за кадром. При этом персонажи и на сцене, и под ней — сплошь колоритные. Здесь можно увидеть молодую Дуню Смирнову в составе «Тупых», «Звуки Му», «Алису», «Вопли Видоплясова», «Чайф» на самом взлете популярности, любимый Троицким литовский Antis. В титрах не фигурируют, но на экране колобродят совершенно одиозные для того времени сибирские рокеры — Роман Неумоев и Олег «Манагер» Судаков (в это время Владимир Шахрин поет: «Это религия завтрашних дней, они будут толще, мы будем смелей»).
6. «Рок» (1988). Режиссер Алексей Учитель
Фантасмагорическая картина о жизни ключевых персонажей ленинградской рок-сцены без каких-либо закадровых комментариев. Борис Гребенщиков (он главный герой картины) несет сына Глеба на плечах в мансарду на улице Софьи Перовской, поет песню «Козлы», репетирует с группой «Поколение дворников». Гаркуша трудится в кинотеатре и поет на концерте в колонии «Колпак». Антон Адасинский из театральной студии перемещается на сцену к АВИА. Цой кочегарит и ведет публику сквозь «Спокойную ночь». Шевчук отдыхает на природе с друзьями и женой Эльмирой — и он же проходит сквозь «Церковь без крестов». Каждый молод и прекрасен. Бонусом в DVD, выпущенный в 1998-м, вошли съемки похорон Башлачева и его песня «Некому березу заломати» — он должен был стать героем «Рока». После премьеры в Доме кино секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев требовал вырезать из фильма отдельные сцены, но за режиссера вступилась программа «Взгляд».
7. «Тормози свой паровоз» (1998). Режиссер Александр Розанов
Редкая возможность оценить музыкальное разнообразие петербургского рок-андеграунда 1990-х, так называемого поколения клуба TaMtAm, первого в зарубежном понимании рок-клуба России, собравшего вокруг себя новую волну музыкантов — уже не ориентирующихся на текстовый рок, а играющих альтернативную ему музыку. Главные герои здесь, безусловно, участники «Химеры», записывающие эпохальный альбом медитативного хардкора «Zudwa», а также ветераны карибского движения Markscheider Kunst, любители народных песен Nord Folks и «Сказы леса», панки «The пауки» и «Югендштиль», рэперы из «Дай пистолет».
8. «Время ДДТ» (2002). Режиссер Василий Бледнов
История группы и страны — Уфа, переезд в Ленинград, распад СССР, запись в Америке, война в Чечне — в четырех сериях, в рассказах непосредственных участников. Интересно, что в третьей серии кто-то из зрителей услышал информацию о пропавшем в Ичкерии брате и смог добыть ценные для себя сведения. Для режиссера Бледнова фильм стал единственной пробой в документалистике — в основном он занимается детективами и клипами.
9. «Анатомия “Тату”» (2003). Режиссер Виталий Манский
В основе, как гласит история, было больше 120 часов отснятого материала, получилась картина на 60 минут об американских гастролях главной для мира русской группы, выступлении на «Евровидении» и о себе. В кадре: Юля Волкова, Лена Катина (а также их родители) и вечно пьяный продюсер Иван Шаповалов, который предлагает выдать «Тату» Нобелевскую премию и курит сигарету, кажется, с марихуаной (что стало причиной запроса в прокуратуру от комиссии по здравоохранению Московской городской думы).
10. «Курехин» (2004). Режиссер Владимир Непевный
Используя архивные видеоматериалы, режиссер пытается создать рассказ о композиторе от первого лица с вкраплениями закадровых комментариев. Бонусом идут фрагменты выступлений «Поп-Механики» 1980—1990-х годов, которых, впрочем, и в самом фильме довольно много. Курехин веселится с друзьями, гуляет с семьей, отвечает на нападки на «Музыкальном ринге», рассказывает о том, как безумие превращает любую музыку в русскую.
11. «Русский рок» (2008). Режиссер Сергей Протасов
Пятый канал часто снимает документальные передачи о рок-истории Ленинграда-Петербурга — в рамках программы «Культурный слой» Лев Лурье, к примеру, изучил феномен клуба TaMtAm и Виктора Цоя.
Однако этот четырехсерийный проект, возможно, самый значимый. Журналист Александр Устинов проводит зрителя от энтузиазма 60-х до растерянности 90-х,
Читать!
Центральное телевидение периодически вспоминает муздеятелей — к юбилеям. Скажем, в сетке Первого канала были замечены «Вячеслав Бутусов. Когда умолкнут все песни…», «Легенды времени. Илья Кормильцев», «Петр Мамонов. Черным по белому». Канал «Россия» выдал «Смертельный полет» о Башлачеве. Канал «Ностальгия» демонстрировал немало передач и фильмов басиста «Звуков Му» Александра Липницкого, среди них, к примеру, трехчасовой эпос «Дети минут» о Викторе Цое.
{-page-}
12. «Егор Летов: проект фильма» (2009). Режиссеры Максим Семеляк и Наталья Чумакова
Сюжет о показе
Работа журналиста Семеляка и вдовы Егора Летова — несколько видеодокументов, коллаж памяти, вроде записи песни «Все идет по плану» или редкого интервью на телевидении.
Даже в такой форме картина вызывает большой интерес, ведь даже адекватной биографии Летова до сих пор не появилось.
13. «Погружение» (2009). Режиссер Юлия Панасенко
Заслуженный панк Ник Рок-н-Ролл — как ведущий, герой и резонатор. Он общается с несколькими московскими группами. Среди них — Salvador, зачем-то играющие на корпоративе, уже уехавшие к тому времени в Венгрию «Дети Пикассо», «ПТВП» с младшим, по духу, братом Ника Алексеем Никоновым и построкеры «Босх с тобой» (их лидер Дима Пилот умрет в том же году). Ник, живущий теперь под Волочком, посещает их репетиции, задает не очень удобные вопросы, демонстрирует, что недоволен их нежеланием становиться трибунами, и вспоминает, как все начиналось у него и как за рок сажали в психбольницу. Конкретный конфликт отцов и детей.
14. «Танцуй, пока играет музыка» (2009). Режиссеры Лев Гришин и Марта Антоничева
Участники трех саратовских групп, «Час цунами», «Любители этого дела» и Last Train, играют региональный русский рок и выдают прописные истины о том, что этим делом сейчас денег не заработаешь, но без него еще тяжелее. Комментатором со стороны выступает психолог.
15. «Революция в наших сердцах» (2011). Режиссер Катя Роллинз
Музыканты групп вроде Dottie Danger, Marschak, xHARAMx и Unsubs, многие из которых — еще и рекорд-активисты, рассказывают о русском хардкор-панке: как они познакомились с этой музыкой, как зарождалась сцена, как, по их мнению, стала моднее и скучнее, осуждают шмотничество и так далее. Много слов, мало музыки.
16. «STAR TREK по-русски, или Звездный путь В НИКУДА» (2011). Режиссер монтажа Ольга Мажара
Сериал, собранный на основе огромного количества видеоматериала, зафиксированного камерой участника группы Евгения Куприянова. Только что закончился первый сезон, рассказывающий о диких российских гастролях «Барто» — с милицией, наркотиками, ожиданиями в аэропорту и хитрыми организаторами. На очереди — приключения группы в Индии. Мажара, к слову, сняла еще и странное кино о группе «Лемондэй» — поток алкогольных откровений.
17. «Мамон-Лобан» (2011). Режиссер Сергей Лобан
Трейлер-анонс концерта
Впервые показан осенью в ЦДХ, а потом на концерте, посвященном 60-летию бывшего лидера «Звуков Му», в Петербурге. Фильм представляет собой монологи Мамонова — то он бродит по летней столице у памятника Пушкину, то на крыльце дома в Подмосковье, то спешит по глубокому снегу в неизвестность. Петр Николаевич вспоминает хипповую молодость и рассуждает о Боге. Но ни слова не говорит о «Звуках Му».
18. «За Рок» (2011). Режиссеры Олег Ракович и Александр Рожков
Воспоминания о зарождении Свердловского рок-клуба к его 25-летию. В кадре — большинство героев «уральского прорыва», от Nautilus Pompilius до «Агаты Кристи», менее известные широкой публике участники групп «Трек», «Урфин Джюс», «Кабинет», а также Андрей Макаревич. Запоминается Анна Бутусова, которая точно характеризует Настю Полеву: «Она всегда была девочкой». Много архивных кадров, вроде Шахрина на молодежной стройке. А также фрагментов ранних картин Балабанова и Хотиненко с их комментариями. Сюжет вскоре начинает двигаться рывками, нескладно, и порой непонятно, с чего бы, например, автор обложек Ильдар Зиганшин начал говорить именно сейчас. Наверное, потому что без него — никак.
19. «Сон в красном тереме» (1989). Режиссеры Андрей Аболс, Кирилл Котельников
Аболс этот фильм снимать начал, Котельников — заканчивал. В кадре группы первой волны уральского рок-налета — не только «Агата Кристи» и Nautilus Pompilius, но и, скажем, «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе» и «Апрельский марш». Красивые клипы сменяются разнообразными мнениями с улиц столицы региона и самих музыкантов. Владимир Шахрин, сидя в лодке, внезапно обращается к плывущим мимо товарищам в масках с вопросом о рок-н-ролле. «Очень много воды», — отвечают они.
20. «Настя и Егор» (1989). Режиссер Алексей Балабанов
Помимо короткометражки о Егоре Белкине и Насте Полевой, тогда просто самой эффектной паре рок-Свердловска, автор «Брата» в начале карьеры снял «Раньше было другое время», где «Наутилус» выполнял роль группы в ресторане, где разворачивался сюжет картины. Белкин ведет много застольных разговоров, а Настя читает стихи, поет и моет пол.
21. «Солнечные дни» (1996). Режиссеры Александр Липницкий, Джоанна Стингрей
У группы «Кино», само собой, довольно разнообразная кинография. Если в «Конце каникул» Сергей Лысенко и в «Йя-хха» Рашид Нугманов попробовали превратить реальную жизнь ленинградских музыкантов в драматическую зарисовку, то в «Солнечных днях» просто собраны многочисленные видео-документы — от репетиций в Купчино до разнообразных выступлений по Ленинграду.
22. «Шиги-Джиги, или Все будет хорошо — Коллаж-портрет Сергея Тимофеева» (1993). Режиссеры Вероника Тыртышная, Кирилл Серебренников
Портрет лидера незаслуженно забытой группы хулиганского южного джаза «Пекин Роу-Роу» из Ростова-на-Дону, без которой точно не было бы «Запрещенных барабанщиков». Песня «Весна» — безусловный хит. Фильм — в память: Тимофеев умер в том году от огнестрельного ранения в Москве.
КомментарииВсего:15
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444109
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340537
- 3. Норильск. Май 1268371
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897646
- 5. Закоротило 822060
- 6. Не может прожить без ирисок 781822
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758349
- 8. Коблы и малолетки 740761
- 9. Затворник. Но пятипалый 470911
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402854
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370320
- 12. Винтаж на Болотной 343192
в 1982 году Дебижев снял фильм с Аквариумом + у Стингрей было много записей + Зоопарк снял фильм "Буги-вуги каждый день", конечно не супер, но много интересных моментов там имеется, например, комуналка Майка + на рубеже 1970-80хх прибалты снимали что-то про питерские группы, например, есть на ютюбе ролик про Россиян, там еще Ордановский живой (его снимала литовская киностудия)
уверен, что на ютюбе его можно найти
вообще многое так и осталось незафиксированным на пленку. например, Странные игры с Давыдовым