Рынок здесь бедный, независимый, в основном нонпрофитный, но нормально функционирующий.

Оцените материал

Просмотров: 20915

Нойзов ковчег

Артем Ушан, Наталья Кострова · 27/01/2011
Страницы:
 

©  www.nkprojekt.de

Нойз-концерт Kill Art Label Night в N.K.

Нойз-концерт Kill Art Label Night в N.K.

Комментарий пионера российского нойза, создателя «Ночного проспекта» Алексея Борисова: «Где провокация, где вызов?»

В свое время Джон Кейдж сказал, что каждый звук имеет право на существование. Он использовал в своих перформансах много немузыкальных объектов. Видел тут недавно на YouTube ролик, где он играет на бытовых приборах: каких-то миксерах, кофемолках, ножах, кастрюлях. С одной стороны, там музыки нет. Нет мелодии, нет ритма, нет каких-либо гармонических построений. С другой стороны — это музыка в чистом виде. Из этих звуков выстраивается определенная композиция, которая развивается и по горизонтали, и по вертикали. Тот же «джапанойз» (от англ. japanoise — условное обозначение японского нойза, придуманное Джоном Кейджем. — OS). Внешне это какой-то хаос, какая-то стена шума, но если вслушаться, то там прорва музыки, которая создается на микро- и макроуровне.

Hijokaidan


Я скептично отношусь к музыке — в традиционном ее понятии. Я имею в виду гармонические структуры, мелодический ряд. Все это, как я считаю, уже имеет категорию ретро. Хотя и рок, и джаз, и классика, и фольклор будут долго еще существовать. Никуда не денутся. Просто мне лично это неинтересно.

Я работаю с самодельными приборами, не мной, правда, сконструированными. Сам я, к сожалению, ничего сделать не могу — даже паять толком не научился, и вообще плохо разбираюсь в электронике. Содержимое тех или иных приборов для меня по-прежнему темный лес. В студии часто использую кассетные деки, диктофоны, задействую разные предметы немузыкальные — взбивалку для капуччино, например. Еще у меня есть терменвокс. Я его в Англии купил несколько лет назад за 80 фунтов. На самом деле это достаточно дорого для коробочки с антенной. Но зато теперь он у меня в коллекции, и я им активно пользуюсь.

Берлин отличается своим интернациональным составом — там живут голландец Томас Анкерсмит (Thomas Ankersmith), Мика Вайнио (Mika Vainio) из финского проекта Pan sonic, итальянцы Алессандро Босетти (Alessandro Bosetti) и Дарио Фариелло (Dario Fariello), Маттин из Испании, Якоб Кьеркегард (Jacob Kierkegard) из Дании и т.д. Это, безусловно, влияет на ситуацию с нойз-сценой. Из берлинских мест, куда можно сходить, я бы посоветовал магазин Staalplaat — там часто можно послушать экспериментальную электронику, саунд-арт и нойз. Из музыкантов, обитающих в немецкой столице, я бы выделил Игнаса Шика (Ignaz Schick), он использует вертушку во время своих выступлений, иногда устраивает концерты и небольшие фестивали (Erase and Reset). Кстати, в начале февраля в Берлине будет проходить крупный фестиваль Club Transmediale. Это хорошее время, чтобы познакомиться с тем, что происходит не только в этом городе, но и во всем мире: там большой интернациональный состав, электронная музыка разных направлений, видеоарт, мультимедийные проекты.

©  www.myspace.com/alexeiborisov

Алексей Борисов

Алексей Борисов

Советовать, какой нойз слушать, какой нет, — сложная задача. Мне по-прежнему нравятся ветераны жанра: Merzbow, KK Null, MSBR, Yoshihide (это всё японцы), Pita, Florian Hecker, Farmers Manual, Franz Pomassl (это всё австрийцы). При этом все они скорее ближе к напрaвлению под названием glitch. Из молодых представителей нойза могу выделить дуэт Brutal Orgazm из Бельгии. Частично к современному нойзу можно было бы отнести и московский проект ::VTOL::. При этом Дмитрий Морозов больше известен как автор оригинальных синтезаторов собственного производства.


Современный нойз, как мне кажется, стал более цифровым. При этом границы жанра все больше размываются. Харш-нойз в японском стиле сейчас уже воспринимается как old school. Кто-то из музыкантов, точнее, саунд-артистов предпочитает исключительно аналоговый звук, кто-то работает только с цифрой. Я, например, люблю комбинировать.

То, что принято называть «экспериментальной музыкой», «электроникой», «нойзом», «индастриалом», — это непопулярные стили. Но аудитория у этого довольно-таки большая, и, на мой взгляд, она постоянно растет и расширяется. Впрочем, это не значит, что когда-нибудь нойз примет массовые формы. То есть я, к примеру, не считаю, что результаты моих экспериментов обязательно должны стать суперпопулярными. Или трендовыми. Я даже не хочу, чтобы так было, страшно подумать. Я не претендую на массовый успех.

«Кислоты» — это самая серьезная (если вообще можно применить это слово к записям «НП») и сложная работа, как в технологическом, так и в психологическом плане. Это не нойзовая, а скорее индустриальная или даже постиндустриальная пластинка. Хотя композиция «Кислоты» имеет яркий нойзовый финал. Думаю, именно концерты «Ночного проспекта», а не записи стимулировали возникновение нойз-сцены в СССР. При этом мы были не одни в полете: уже существовали «ЗГА», «Атональный синдром», группа Алексея Тегина, в которой я принимал участие. Все вместе мы формировали индустриально-нойзовую сцену 80-х. Переиздание «Кислот» должно было появиться значительно раньше, но из-за сложностей, возникших в плане сбора и обработки различных архивных материалов, вышла только к декабрю прошлого года, что фактически совпало с моим пятидесятым днем рождения. Что послужило дополнительным поводом собраться и провести в итоге интересное мероприятие.

Скучно, когда пришли люди, всё внимательно отслушали, сказали: «Молодцы, ребята, так держать». Да, это приятно, но где же экстрим?! Где провокация, где вызов? Если тебя все любят, принимают, одобряют, то ты в какой-то степени тормозишь, делаешь что-то предсказуемое, ориентируешься на успех. Но если публика воспринимает тебя противоречиво, ты все время в поиске. Вот это — экстрим.

Ближайшие концерты Алексея Борисова
Совместно с барабанщицей Ольгой Носовой:
2 февраля, 20:00: Запасник/Art Garbage (Старосадский пер., д. 5), вход свободный
7 февраля, 22:00: «Проект ОГИ» (Потаповский пер., д. 8/12, стр. 2), 250 р.
18 февраля, 19:30: «Дом» (Б. Овчинниковский пер., д. 24/4), 300—400 р.


Совместно с Ольгой Носовой и Антоном Никкелем:
19 февраля, 20.00: «Блогистан» (Берсеневская наб., д. 6/3, «Красный Октябрь»), вход свободный

Записала Наталья Кострова
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • pogromheld· 2011-01-27 19:22:49
    Неумение выстроить композицию, и вообще играть, не является ни новаторством, ни провокацией, ни вызовом. "Кто в лес, кто по дрова" играли в каждом ЖЭКе. Это – всего лишь музыкальные потуги :-)
    К Кэйджу это не имеет абсолютно никакого отношения. Он создавал свои композиции не потому, что не знал где какая нота:–)
    Нойз-сцену, как и всю другую музыку, инспирировала в России уже давно существовавшая зарубежная нойз-сцена, но никак не Ночной Проспект,
    который всегда играл эксцентричный рок, твист, и не имел инструментов с нетонированным звучанием для исполнения нойза. Нет смысла вводить читателя в заблуждение:-) Вот ZGA можно назвать нойз-проектом. Коллектив, где участники сами создавали шумовые инструменты и использовали их на записях и выступлениях. Остальное – жалкая попытка бежать впереди паровоза:–)
  • mark-silinio· 2011-01-28 15:09:59
    хорошие паровозы Папа Срапа и А.Лебедев-Фронтов

    а вообще у нас на эту тему просто всё неупорядоченно и интересующемуся человеку даже сложно понять откуда копать
  • pogromheld· 2011-01-28 18:37:28
    копать нужно на западе, где нойз играли уже в 60-70-е годы: http://en.wikipedia.org/wiki/Noise_(music)
    У нас тоже есть эти команды, но только не Ночной Проспект,
    который имел отношение к эклектичному псевдо-року, наподобие Звуков-Му,
    но только не к нойзу. Сравните их записи с SPK, Solmania или Einstürzende Neubauten, и станет всё понятно.
  • borisov60· 2011-01-29 14:21:18
    Друзья, вы прочитали текст, прежде чем комментировать?


    Вы когда-нибудь бывали на концертах Ночного Проспекта второй половины 80-х?

    Слышали такие альбомы НП как "Демокрактия и Дисциплина", "Новые физики", "Асбастос", те же "Кислоты", или даже "Гуманитарная жизнь"?
    Да и твистовый альбом "Цвета позолоченных лет" (85 год) звучит вполне индустриально, если не воспринимать индастриал исключительно с точки зрения железа и немузыкальных инструментов.

    Что есть псевдо-рок или бывает рок не эксцентричным?
    Что есть умение играть и что значит "кто влес кто по дрова"? Интересно послушать!
    Как часто вы ходили в Жэк слушать группы? в какие годы? Запси сохранились?

    В 80е годы о западной нойз/индастриал сцене в России практически ничего не было известно ( нет говоря уже о 60-70х). Это я знаю точно. Обьездил с концертами весь Союз. В конце 80-х/нач 90-х общался с Пиориджем, некоторыми участника Нойбаутен, Лайбах и т.д. Выезжал с НП зарубеж. Западные коллеги были приятно удивлены, что в России их кто-то знает.... и что "индустриальная" музыка в России в каком-то виде существует. При том что ни один из моих собеседников не хотел себя ассоциировать с таким понятием как "идастриал".....
  • pogromheld· 2011-01-29 15:32:11
    насколько помнится НП заявляли себя во всех интервью васегда как "первая нью-вейв" группа в СССР. Или нью-вейв и индастриал это – одно и то же? :–) Или НП – первая группа вообще во всех стилях? :–) Вы сами-то как-нибудь в этом разберитесь:–) Нет смысла выдавать желаемое за действительное. Может НП звучал как Merzbow конца 70-начала 80-х? :–)
  • borisov60· 2011-01-30 02:07:49
    первая нью-вейв группа это Центр, в которой я тоже играл в 80-81 годах. Действительно НП ( и еще раньще Проспект 81-84 года) стоял у истоков таких стилей как ска (вместе со Странными играми), электро-поп (85-86 года)- в Союзе в формате электронного дуэта тогда никто не выступал (Новые композиторы в те годы записывали студийно music concrete вместе с Курехиным, кстати он один из первых стал в России пропагандировать нойз (KK Null'a в частности). НП никогда не играл нойз в чистом виде (никогда об этом не говорил), а лишь использовал элементы нойза большей частью на концертах (в то время, конец 80-х, даже фрагментарно этого никто не делал, в том числе и ЗГА, которая в большей степени функционировала на джазовой сцене). Индустриальный рок, скажем так, да еще с использованием электроники во второй половине 80-х - в нач 90х тоже никто не исполнял (отчасти Тегин, который вообще редко выступал и играл музыку с ранних альбомов Swans). Питерская индустриальная сцена появилась чуть позже. О Мерзбоу я впервые услышал году в 88, после того как он играл кажется в Хабаровске на джаз-фестивале. В последствии, в период 93-96 годов Проспект играл так называемый нойз-бит (мы это так называли) (что-то в духе Sonic Youth, Swans), но опять же с использованием электроники в сочетании с акустическими инструментами. Сольно я стал играть нойз в начале 90-х, так же в составе FRUITS ( вместе с Павлом Жагуном).
    А вообще первый в истории москвы концерт японского нойза (MSBR, Goverment Alpha) мы организовали вместе с Денисом Данченко (лейбл Insofar Vapor Bulk) в 1989 году в Почете на Спартаковской площади. Примерно в это же время Коля Дмитриев привозил A. Yoshihide, который тогда в своих сэтах активно использовал вертушку.....
  • borisov60· 2011-01-30 02:14:31
    пардон, первый концерт япоснкого нойза мы организовали в 1998 году, конечно же.
    Кстати одним из первых пропагандистов творчества Мерзбоу и Muslimgauz (и не только) был Андрей Борисов (ассоциация Экзотика) , мой однофамилец.....
  • pogromheld· 2011-01-30 23:36:30
    записи FRUITS 92-93 запомнились "Studio Recordings" – переизданы с кассет,
    а где можно послушать и записать ваши сольные нойз-треки начала 90-х, я собираю.
    на каких инструментах они записаны?
    Первый же ваш сольный альбом вышел только в 2000 году?
  • pogromheld· 2011-02-01 14:49:53
    как и предполагалось: ответа не последовало :–)

    потому, что никаких сольных нойз-записей и выступлений у вас, Алексей, в начале 90-х не было. Так что "пионер российского нойза" – вовсе не пионер, а комсомолец :–)
  • boyarinov· 2011-02-01 19:19:22
    слушайте, "пионером нойза" алексей не сам себя провозгласил, а мы его так назвали -- и на наш взгляд вполне обосновано.

    а вы анонимный pogromheld себя недостойно ведете - какие бы мотивы ни преследовали
  • pogromheld· 2011-02-01 21:32:24
    это просто ответ на вопрос: «Где провокация, где вызов?» :–)

    в начале девяностых можно было упомянуть, например, Германа Виноградова, который играл ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ настоящий нойз на собственных им сконструированных объектах и инструментах – так называемую БИКАПОНИЮ.

    Журналистам неплохо бы знать хронологию событий.
  • boyarinov· 2011-02-02 12:00:58
    это не вызов, а обыкновенный троллинг и неуважение к собеседнику - так во всяком случае выглядит

    Германа Виноградова нужно было упомянуть в энциклопедической статье про российский нойз, а этодругое - это репортаж из берлина и личный взгляд эксперта
    в любом случае, приятно видеть что эта тема хоть кому-то интересна
  • pogromheld· 2011-02-02 13:40:06
    попытка прояснить РЕАЛЬНУЮ ситуацию не является никаким "троллингом".
    по крайней мере, теперь, посредством комментариев, история развития отечественной нойз музыки выглядит более полно и правдоподобно, раз уж вы об этом взялись проинформировать читателей ресурса, который стремится быть открытым. На то он и OPENSPACE.
  • borissov7· 2011-02-04 04:06:26
    прошу прощения, был занят и не заходил на сайт.... дискуссию не смотрел...

    Какие то записи сохранились, надо искать....пара/тройка трэков, для меня они не представляют особой ценности (по нынешним временам не достаточно нойзовые...) Сольно я не выступал публично в начале 90х (нигде про это не говорил). Играл в домашних условиях преимущественно или на реп базе, уже с учетом понятия нойз как стиля. Но записи начал делать еще в конце 80х, и в рамках выступлений Проспекта делал сольные ноиз фрагменты (ДК им.Курчатова, например, 87 или 88 год, после выступления Вабанка -завел гитару через комб с использованием distortion, delay, получил мощный фидбэк, который перерос в стену звука и т.д. держал это все довольно долго.....получилась отдельная композиция... не знаю записывали тогда или нет... на репетициях это делал неоднократно....)
    Наиболее удачные фрагменты были все таки на концертах (Проспект, ФРУТС, Тегин), не все тогда записывали.... Из инструментов использовал гитару, примочки, пленки (магнитофоны Uher, Grundig, кассетник), микшер, некоторое время у меня стояли синтезаторы Соколовского (Korg MS 20, Korg Monopoly, TB 303, сэмплер Casio). Пожалуй первые осмысленные сольные трэки записал дома (87) и на студиях Андрея Сеняевя году в 88/90х, один из них назывался Waltz (сейчас это бы отнесли к категории нойз амбиент). На студии Ника Артамонова 92/93 года (делал сведение дла Проспекта и записал еще в придачу пару сольных номеров, которые в результате вставил в записи Проспекта (часть из них войдет в альбом Yellow Tables , который планируется к изданию).

    Виноградов в большей степени занимался звуковыми инсталяциями, перфомансами, а не играл "ноиз". Скорее это имеет отношение к саунд арту (как отдельное направление), на мой взгляд. Мы с ним знакомы с 85/86 годов и я перманентно наблюдал за его выступлениями все это время....
    С другой стороны, мне в принципе все равно кто был пионером нойза в ссср. Какая собственно разница....? Можно попробовать вспомнить еше.... Виталий Стерн, например, Андрей Слесарев, Константин Божьев, Ричард Норвила (они тоже в той или иной степени стояли у истоков российского ноиза, индустриальной музыки). Влад Макаров, например, Михаил Михайлюк..... группа Французское Сопротивление, Alien Pat Holman.... Тот же Курехин, Новые Композиторы, Тимур Новиков....Монумент Страха, Nuclear Losь, НХА.....
  • borissov7· 2011-02-04 04:24:21
    Промышленная архитектура...... Виды Рыб....
    все это на мой взгляд имеет отношение к российской индустриальной культуре, скажем так.

    К стати, самые первые записи и концерты ФРУТС делались по той же технологии, что и концертные импровизации НП конца 80х/начала90х - гитары, дисторшн, дилей, комбики + синтезаторы + music concrete+sampler
  • pogromheld· 2011-02-04 17:20:15
    вот почти всех и вспомнили :–)
    какой профессиональный отчёт получился.
  • borissov7· 2011-02-05 02:51:51
    если уж для полноты списка.... можно сюда добавить уже упомянутых мной Жагуна и Соколовского, которые тоже делали сольные работы в 90е. Так же упоминавшихся ранее Лебедева Фронтова, Папа Срапа из Ростова (хотя я лично познакомился с его творчеством только году в 2007), Алексей Соловьев....
    Стук Бамбука в 11 часов, Андрей Сучилин.....

    Кто еще? Joint Venture (Хризолит, Джефф Сурак, Татьяна Покровская) (середина 90х...), SaZna (Норвила, Александр Меньшагин и др.) , Frustraters Айрата Нарышкина.....
Все новости ›