Психоделия коснулась нас слишком непосредственно

Оцените материал

Просмотров: 16149

TransMusicales в Ренне

Сергей Блохин · 17/12/2010
Mujuice, Salem, MIA, Stromae и еще 6 ярких выступлений на лучшем фестивале для новых артистов

Имена:  A-trak · MIA · Matthew Dear · Mujuice · Жанелль Монэ

Если вдруг вы не знаете, что такое TransMusicales, то я рекомендую почитать подробный отчет старшего по рубрике Дениса Бояринова с фестиваля 2008 года. В заголовке он назван «лучшим музыкальным фестивалем на свете» (было опущено смягчающее категоричность уточнение «для новых артистов»), но каждый раз, когда приезжаешь в Ренн, хочется с этой опечаткой согласиться. Умение организаторов уже больше 30 лет устраивать столь мощное мероприятие некоммерческого характера и упрямо делать ставку на малораскрученных артистов вызывает как минимум глубокое уважение. Попытка пересадки TransMusicales на московскую почву, предпринятая в мае этого года, получилась удачной с точки зрения музыки и совершенно провальной с точки зрения продажи билетов (примерно 500 штук), так что реализовавшая эту франшизу промогруппа Casa до сих пор зализывает свои финансовые раны. Но вернемся в столицу Бретани: за три с хвостиком дня (c 9 по 12 декабря) здесь выступило около сотни молодых музыкантов, так что, выбирая из них десятку, мы все-таки позволим себе, несмотря на концепцию фестиваля, остановиться на более известных — и более важных для нас.

1. Phenomenal Handclap Band

©  www.myspace.com/phenomenalhandclap

Phenomenal Handclap Band

Phenomenal Handclap Band

Первый вечер — четверг — на TransMusicales является, по большому счету, разогревочным (правда, на этот раз в отличие от прошлого года концерты все равно были вынесены за черту города, в ангары местного аэропорта). В рамках ослабленной конкуренции нью-йоркцы Phenomenal Handclap Band дежурно убрали всех остальных участников вечера своим психоделик-роком. Выглядело это очень по-хипстерски и в то же время очень по-настоящему: цветочная поп/рок-музыка 60—70-х годов с доминированием клавиш, старательной соло-гитарой и харизматичным басистом в глупой жилетке. Время от времени они талантливо нагнетали в зале шаманские пляски — две-три тысячи зрителей были в меру счастливы.

Психоделия коснулась нас слишком непосредственно: мы стали выбираться в другой зал, обсуждая прекрасные условия работы на фестивале и удивительное дружелюбие местных секьюрити, когда нас тормознули вводящим в оцепенение в этой атмосфере и в то же время таким родным тоном, по-русски прогундосившим: «Здесь выхода нет, идите обратно! По-другому никак». Оказалось, что работу охранником на TransMusicales нашел как минимум один усатый соотечественник, и это был единственный КПП на фестивале, которому было не все равно, в какую сторону через него проходят.

2. Egyptian Hip Hop

В век постмодернизма не трудно догадаться, что группа с таким названием вряд ли имеет какое-то отношение к Египту или хип-хопу. Манчестерцев Egyptian Hip Hop принятно считать очередными подающими надежды представителями мэдчестера, но в уравнение вида Delphic + The Whip + Hurts + **** < New Order те вписываться тоже не желают. Выглядят они, как и подобает гордым юным бунтарям: длинные немытые волосы, невнятная цветастая одежда и в целом опиатная подача. Лица всех четырех участников большую часть концерта разглядеть было нельзя — то за шевелюрой, то по причине устремленности лиц строго в пол. Вдобавок начали они с долгого эпического построка (или это сегодня называется «слоу-кор»?). Однако потом от трека к треку стали удивлять постоянной сменой темпа, инструментов (басист постоянно менялся с гитаристом; все жаждали поиграть на клавишных) и общей тональности. В конце концов зазвучали звонкие гитарные переливы главного хита Rad Pitt, и шаблон вернулся на место.

3. Janelle Monae

Жанель Монэ стала уже настолько популярна, в том числе и в России, что уже забываешь, что это самый что ни на есть формат TransMusicales: артист, который «выстрелил» только что, лишь в этом году. Выступление в Ренне довольно сильно отличалось от московского — на «Пикнике Афиши» был, как известно, безалкогольный оупен-эйр с маленькой сценой, куда Жанелевы музыканты едва поместились. Здесь же огромный ангар, мощнейшие звук и свет и специально поставляемое для фестиваля шампанское TransMusicales. Показалось, что такая обстановка новой наместнице Мotown-саунда куда как более к лицу — или же просто клеветники России, как обычно, голосуют за зарубежный вариант.

4. Salem

©  TransMusicales 2010

Salem

Salem

Без визуализации тэгов «витч-хаус» и «дрэг» познавательно-музыкальные итоги 2010 года были бы неполными, поэтому во Францию выписали мичиганское трио Salem. Крайне популярные у себя на родине, в США, музыканты здесь никому не давали интервью и вообще были сама загадочность — всё по канонам жанра. Нужного эффекта они, несомненно, добились: под их выступление было изысканно скучно, и в то же время было осознание — вот они, мол, герои года. Однако ажиотаж такая медленная клаустрофобичная музыка не может создать по определению. Зрители подтягивались в зал медленно, как зомби, и так же беспорядочно по залу именно что шатались.

5. MIA

Давно уже не дебютантка, но вышедшая в этом году на пик творческой формы, Майа Арулпрагасам начала концерт в главном ангаре в духе приснопамятной группы Europe сразу с главного хита — «Born Free». Ну и началось: толпа немедленно забесновалась и окуталась дымом, а крики «I love you, MIA» перемежались с драками. Свои выступления, которые нет смысла пересказывать, MIA отполировала до состояния образцово показательного современного политизированного шоу, которое по мощности превосходит всех Fun-da-mental и Asian Dub Foundation, вместе взятых. Ложку дегтя на следующий день добавил местный промоутер, который рассказал, что барабаны не были подключены к микрофонам, вокал Майи лишь тихо подпевал многоголосной подложке, а стоит вся эта красота 50 тысяч евро за концерт (наши промоутеры называют сумму в 100 тысяч). Как бы то ни было, увидеть MIA в Москве мы сможем разве что по прихоти какого-нибудь продвинутого олигарха или, в лучшем случае, сорящего маркетинговыми деньгами табачного или алкогольного спонсора. А оно, несмотря на «фанерные» элементы, конечно же, того стоит.

6. Matthew Dear

©  TransMusicales 2010

Matthew Dear

Matthew Dear

«Good guys wear black»
— единственная запись в моем телефоне по поводу столь ожидаемого лайва от техно-продюсера и диджея Мэтью Дира, который продолжает экспериментировать с темным и живым поп-звуком — на чрезвычайно удачном альбоме этого года с говорящим названием «Black City», а теперь и на сцене TransMusicales. Запись осталась единственной не потому, что корреспондент был пьян, а потому, что получил ровно то, что хотел, и примерно так, как себе это представлял: равноупотребимая для танцев и внимательного прослушивания музыка; четверо музыкантов, которые играли так старательно, что не дали разобраться, где заканчивается подложка и начинается живой звук; явление Мэтью народу без непосредственного с ним контакта. Концерт был похож на простой, но стильный видеоклип, и всерьез зацепить мог только тех, кто любил творчество Matthew Dear и до того. Таких, впрочем, было немало, и ваш корреспондент в том числе.

7. Pnau

©  TransMusicales 2010

Pnau

Pnau

А это было возвращение к корням: после трехлетнего романа с модными проектами Empire Of The Sun, Ladyhawke и Groove Armada Ник Литтлмор снова живет со своей главной группой Pnau, и, возможно, скоро они даже родят новый альбом. Нежная стена плотного австралийского электропоп-рока быстро довела слушателей до состояния «ай хорошо» — то есть когда люди начинают доставать свои айфоны и писать в твиттеры и фейсбуки, как им хорошо (потому что хорошо все-таки не настолько, чтобы забыть, что у тебя есть такая возможность). Обращал на себя внимание главный штрих саунда Pnau — двенадцатиструнная акустическая ритм-гитара в бодрых руках второго главного участника Питера Мейса.

8. A-trak

©  TransMusicales 2010

A-trak

A-trak

Канадец Алан Маклович — главный авторитет танцующих хипстеров на протяжении как минимум последних трех лет, и здесь ему требовалось это лишь подтвердить. Что A-trak с блеском и сделал, исполнив виртуозный полуторачасовой электрохаусный диджей-сет на Serato Scratch Live, который становится стандартом для топ-диджеев. Если видеосъемка его выступления, которая проецировалась на большой экран, будет опубликована (пока, увы, этого не случилось), то это будет диджей-видео, которое надо именно что посмотреть. Отсутствие A-trak на вершинах сегодняшних диджейских рейтингов можно объяснить разве что инертностью сознания людей, которые уже много лет упрямо отдают первые места либо попсовым товарищам типа Пола Ван Дайка и Саши, либо вечной сладкой парочке Ричи Хотин — Рикардо Виллалобос. Хотя, справедливости ради, на обложке нового номера российского журнала DJ-mag нет ничего, кроме надписи «A-trak», и в этот вечер как минимум пять тысяч человек это бы одобрили.

9—10. Mujuice / Stromae

Странное на первый взгляд сочетание было создано усилиями Жан-Луи Броссара, бессменного арт-директора фестиваля. Случилось так: он дал молодой бельгийской звезде Полю Ван Аверу (Stromae) записи россиянина Романа Литвинова (Mujuice), и тому понравилось. В результате оба играли четыре дня подряд на отдельной театральной площадке Aire Libre, предназначенной как бы для серьезных артистов, которых надо в такой камерной обстановке (амфитеатр из 200—300 сидячих мест) испытать. Распроданы оказались все дни — видимо, прежде всего за счет Stromae, который презентовал на TransMusicales свою живую программу; но и Mujuice был на фестивале заметной фигурой. В пресс-релизе он был охарактеризован льстивым каламбуром «creme de la crem(lin) de la scene electro russe», а когда я в ответ на вопрос французской коллеги в пресс-зоне признался в русской принадлежности, то второй ее репликой было предвосхищенно-восторженное: «Are you Mujuice???» (врать и проверять, что было бы в этом случае, я не стал). Роман не исполнял новый, еще не опубликованный материал, который известный московский диджей и промоутер Дима (Японец) Устинов охарактеризовал как «культовый альбом следующей пятилетки». Но и старого с лихвой хватило на несколько серьезных сетов в духе Apparat — Литвинов заворожил зрителей манипуляциями с аппаратурой, которая помимо обязательного макбука и вороха разнообразных контроллеров включала в себя неожиданные элементы вроде карманной игровой приставки Nintendo DS c эмулятором синтезатора Korg.

Stromae до сих пор был известен даже французской широкой публике главным образом до тошноты заразительным хитом «Alors On Danse». Поэтому выбор этого «попсового» музыканта для «трендсеттерского» TransMusicales заставил многих знакомых Жан-Луи Броссара покрутить пальцем у виска. И зря — уж в чем, в чем, а в чутье Броссару не откажешь. Поль подготовил безупречное во всех отношениях шоу, с тремя экранами и двумя помощниками позади, где сам он был центральной фигурой на некоем подобии трибуны, обвешанной клавишами и сэмплерами, и между песнями постоянно общался с публикой, объясняя, как все это работает. Уверенности, что он так же легко раскачает и расположит к себе стадионы, нет, но на 3—5-тысячные залы более чем потянет. Заканчивалось выступление и вовсе на беговой дорожке — кажется, я впервые видел, как певец бежит и поет одновременно. Что же касается «Alors On Danse», исполненной аж в двух вариантах, то выяснилось, что Stromae, приятный в общении и обаятельный молодой человек, знает о существовании российского мем-кавера. Разумеется, никаких разрешений он авторам не давал, но и претензий не имеет: «Что же я, буду отслеживать все пародии в интернете?»

 

 

 

 

 

Все новости ›