Понятно, что невозможно уложить противоречивую и сложную человеческую судьбу в прокрустово ложе кинофильма, за который надо отчитаться перед спонсорами или, что еще проблематичнее, заработать в прокате.
Попроси меня кто-нибудь назвать пятерку лучших фильмов-биографий рок-музыкантов, я бы пришел в замешательство. Не насобираю на пятерку
Много ли вы видели удачных байопиков рок-музыкантов? У меня с ними как-то не клеится. Попроси меня кто-нибудь сыграть в любимую игру героев меломанской повести Ника Хорнби Hi-Fi и с ходу назвать пятерку лучших фильмов-биографий, я бы пришел в замешательство: не насобираю на пятерку.
Читать!
Европейцы практикуют другой подход к транспонированию рок-биографий на киноэкран, назовем его… э-э-э… квазипсихологическим. К примеру, крупнозернистый «Контроль» Антона Корбайна показывает страдания юного лидера группы Joy Division Йена Кертиса, приведшие его к самоубийству, совсем не в героическом свете, а заурядно бытовом. 23-летний Кертис не может выбрать между женой, располневшей после родов дочери, и большеглазой бельгийской любовницей, страдает от приступов эпилепсии и постепенно сходит с ума — то ли от противоречий между чувством и долгом, то ли от побочных эффектов лекарств. Заканчивается все, как и в жизни, тем, что находящийся в пяти минутах от мировой славы певец лезет в петлю.
Проблема с «Контролем» не в том, что фильм Корбайна развенчивает миф о Кертисе, постфактум обожествленном за нестандартный образ рок-фронтмена. Она в том, что из-за манеры снимать Корбайна (фотографа, обожающего резкую контрастность) интроверт Кертис выглядит в фильме конченым отморозком — не слишком обаятельным, хоть и очень фотогеничным. Красивые черно-белые стоп-кадры режиссера и многозначительные взгляды мимо камеры актера Сэма Райли, исполняющего главную роль, не очень-то объясняют, что все-таки происходит у героя в душе — да и вообще происходит ли хоть что-нибудь. Впрочем, возможно, что Кертис на самом деле был отморозком, закормленным седативами, — ведь Корбайн, снимавший Joy Division для музжурналов, знал Йена при жизни.
Другой недавний фильм, предъявляющий портрет рок-героя через призму психологических отношений в семье, в русском прокате назывался « Стать Джоном Ленноном» (Nowhere Boy). Фотограф и видеоарт-художница Сэм Тейлор-Вуд пыталась снять мелодраму о том, как легкомысленная мать Джона Джулия, заново обретшая уже взрослого сына, и его строгая тетка Мими, воспитывавшая его с пяти лет, делили будущего битла между собой — одна научила его играть на банджо, другая купила дорогую гитару и т.п. (сценарий, кстати, написал автор сценария «Контроля»). Тема серьезная: 17-летний Джон Леннон, как известно, тяжело переживал преждевременную гибель Джулии — ведь он лишился матери, с которой стал очень близок, во второй раз и навсегда. В фильме вся буря чувств, развернувшаяся в груди у молодого Леннона, отражена в сцене мордобития во время поминок, где раскормленный, как телок, Леннон в исполнении актера Аарона Джонсона бьет по лицу участников своей группы Quarrymen, в том числе тщедушного и лопоухого Маккартни. Какой позор! Несмотря на всю серьезность заявки, из-за таких вот странностей кастинга (может ли будущий автор «I Am The Walrus», мастер парадокса и абсурдной шутки, выглядеть как регбист?) у Сэм Тейлор-Вуд получилась скорее комедия, чем драма, — впрочем, Кристина Скотт-Томас блестяще играет тетю Мими, маскирующую любовь под маской тоталитарной жесткости.
Франко-американская кинобиография Сержа Генсбура (в русском прокате «Генсбур. Любовь хулигана») вызвала большое недоумение. Режиссер фильма Жоан Сфар так объяснил свободолюбивую натуру и порченый гений певца-композитора, толкавшие его на противоречивые поступки (и в объятия красавиц): оказывается, славный еврейский юноша всю жизнь общался с видимым только ему одному гигантским крысоподобным двойником, эдаким мистером Хайдом. Не слишком, согласитесь, оригинальная кинофантазия (и к тому же мне совсем не приглянулась Летиция Каста в роли Брижит Бардо).
Понятно, что невозможно уложить противоречивую и сложную человеческую судьбу в прокрустово ложе кинофильма, за который надо отчитаться перед спонсорами или, что еще проблематичнее, заработать в прокате. Однако недавно мне попалась кинобиография музыканта, в которой обнаружилось не так уж много перегибов. Это тем более удивительно, что экранизации подверглась судьба не слишком известного за пределами Великобритании и не слишком модного сейчас рок-героя 80-х — панк-мюзик-холл-артиста Йена Дьюри, автора формулировки «Секс, наркотики и рок-н-ролл», которая и дала название фильму.
Судьба Дьюри, как и его тезки Кертиса, была хрома: в семь лет, искупавшись в общественном бассейне, он заразился полиомиелитом, отчего всю жизнь мучился — ходил с протезом, заменяющим атрофированную левую ногу, и тросточкой. При этом выучившийся на художника Дьюри, обладавший зашкаливающим артистизмом и магнетизмом, и его колоритный ансамбль The Blockheads сочиняли и играли наитанцевальнейший панк-фанк, повлиявший на британскую панк-волну («Sex Pistols украли у меня имидж», — небезосновательно говаривал Дьюри).
В 1978-м году Йен Дьюри и The Blockheads были большими звездами в Британии, поэтому секса, наркотиков и рок-н-ролла в их биографии было достаточно. Однако акцент в фильме сделан на другой теме, опять же психологической. Режиссер Мэтт Уайткросс, прежде снявший докфильм по «Доктрине шока» Наоми Кляйн, раскрывает на этом рок-примере проблему отцов и детей. Йен Дьюри воспитывался своим отцом, шофером-боксером, по спартанским принципам — получил несколько уроков бокса и был брошен им в пансионате для калек на издевательства и унижения. Примерно в том же духе («Школа жизни — это школа капитанов») Йен пытается растить своего сына Бакстера — в частности, он приставляет к нему усатого няня в лице экс-турменеджера Pink Floyd, не выпускающего из зубов косяка и поминутно закидывающегося колесами.
Бакстер Дьюри, из которого, кстати, хоть он и бросил школу в 14 лет, вырос отменный музыкант, говорит, что в кино фигура Йена Дьюри все же
Читать!
Словом, два с половиной места в моем топ-5 рок-байопиков занято («Секс, наркотики…», «История Дьюи Кокса», и полместа отходит «Контролю») и ровно столько же свободно. Будем ждать новых попыток индустрии загнать рок-н-ролльный дух в стеклянную бутылку кинопроекта — особые надежды я возлагаю на Сашу Барона Коэна в роли Фредди Меркьюри. Вот это уж точно будет номер!
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452183
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343637
- 3. Норильск. Май 1269861
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897941
- 5. Закоротило 822536
- 6. Не может прожить без ирисок 784404
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761623
- 8. Коблы и малолетки 741928
- 9. Затворник. Но пятипалый 473146
- 10. ЖП и крепостное право 408256
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404348
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371541
Да и " Walk the line" не так уж и плох.
имхо
Но главное: НЕЛЬЗЯ столь неординарного набора взглядов и интересов людей грести под задуманную гребенку. Не можно показать Кобейна просто наркотическим штырем,это неполный портрет. Не можно рассказать о Кертисе, просто повествуя о его проблемах в личной жизни.
Поэтому проблема Кобайна (как и Гаса, кстати) - не в камере (тут наоборот все блестяще, сцена, когда Курт идет лесом, - одно из лучших, что я видел в кино), а в том, что героя не показали во всех его интересах и противоречиях.